Учитель-логопед Салина Светлана Викторовна, Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; закреплять графический образ букв, зрительное внимание; закреплять навык чтения слогов и слов.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование: карта, мольберт, ребус, дидактические игры «Собери цветы» и «Рыболов», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, зашумовки), солнышко, картинки (волны, слоны, волки), камешки, ракушки, буквы, бинокль.
Ход занятия.
Организационный момент.
(Дети стоят в кругу, здороваются друг с другом с помощью игрушки солнышко.)
Логопед. Своим теплом солнышко излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра.
(Звучит спокойная мелодия.)
Введение в тему. Проблемная ситуация.
(Звучит голос из волшебной шкатулки.) «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
Логопед: Ну что, ребята, поможем царице Грамматики?
А на чём же мы доберёмся до этой страны? Давайте угадаем?
(Дети: читают слово «КОРАБЛЬ» по первым звукам.)
Закрепление изученного материала.
Логопед: И для того, чтобы наш корабль смог тронуться с места и отправиться в это далёкий путь нам нужно отгадать загадки о жителях этой страны:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук). Вопросы- какие звуки вы знаете? Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). Что такое буква?
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог). Из чего состоит слог?
Звук я к звуку подберу,
И его произнесу,
Если буквы в ряд сложу,
То его потом прочту… (слово).
Много слов я соберу,
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение,
То получу я … (предложение). А какие предложения бывают?
Логопед: Все загадки разгаданы, и мы продолжаем наше путешествие.
(Звучит шум моря)
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, нас греет теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте глубоко вздохнём ртом и выдохнем носом (дыхательная гимнастика).
В пути нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем нужные буквы. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь!
Основная часть.
Логопед: Ребята, а что же такое мы должны взять с собой для того чтобы наш корабль плыл по правильному курсу и не сбился с пути?
Дети: нужна карта!?
Логопед: Вы представляете, а злой Буквоед заколдовал её. Попробуем её расколдовать? (зашумовка на звуки л)
Логопед: Молодцы мы с вами расколдовали карту и даже получили первую букву-Д.
Отправляемся в путь (звучит гудок корабля, затем шум моря).
Остановка 1.
Кораблик приплыл к Протоке Звуков.
Логопед: Я сейчас прочитаю небольшой стишок, а вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах?
На море я гляжу,
Ла-ло-лу!
По морю плыть хочу,
Ла-ло-лу!
И вот я в лодочке,
Ля-лё-ле!
Плыву я по волне,
Ля-лё-ле!
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Логопед: Где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (за верхними зубками)
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый, звонкий.
Логопед: А вы заметили, что звук — Л звучал по-разному?
-У этого звука есть младший брат? — (ль) — В какой букве они живут? (выбор буквы)
- На что похожа эта буква? (изображают)
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из морских камней и ракушек.
Логопед: Молодцы, хорошо справились с заданием, за это мы получаем следующую букву –Р.
Логопед: Наш корабль плывёт дальше. На горизонте появилась река «Богатых звуков», где мы можем подкрепиться, наловив рыбы на уху (игра «Рыболов», дети делятся на две команды и каждая команда вылавливает магнитной удочкой из речки рыб со звуками л и ль).
Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием и получаете букву — У.
Остановка 2.
Логопед: Ребята, а что находится за речкой (поляна). Может, мы немного прогуляемся?
Мне кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Да ведь это злой Буквоед заколдовал цветы. Если мы их расколдуем, то сможем отправиться в путь дальше». (Игра «Собери цветы». Дети делятся на три команды, одна собирает цветок с лепестками — картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая — цветок с лепестками — картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова).
Логопед: Отлично ребята справились с заданием, за это мы получаем следующую букву — Ж.
Остановка 3.
Логопед: Мы пересекаем сложный пролив. Пролив Противоположностей.
Здесь нас ждет новое задание от Буквоеда (Упражнение «Закончите предложение»).
Пушинка легкая, а камень … (тяжелый)
Летом погода жаркая, а зимой … (холодная)
Горчица горькая, а сахар … (сладкий)
Суп горячий, а компот … (холодный)
Заяц трусливый, а лев … (смелый)
Дедушка старый, а внук … (молодой)
Волк летом сытый, а зимой … (голодный)
Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)
Лужа мелкая, а река … (глубокая)
Волшебница добрая, а колдунья … (злая).
Логопед: И с этим заданием Буквоеда мы справились, теперь у нас есть буква — Б.
Остановка 4.
Логопед: Вдали виднеется какой-то остров (смотрит в бинокль). Стоп машина. Но как же мы сможем туда перебраться?
Дети: чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ).
Логопед: Но вот мы и на острове Слов.
- Посмотрите ребята, какое солнце грустное. Чтобы оно улыбалось, нам надо выполнить следующее задание Буквоеда (разгадывание ребуса: 1 слог от слова ВОЛКИ, второй слог от слова СЛОНЫ. Ответ ВОЛНЫ.).
- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают).
- Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).
- Вы можете выложить схему этого слова (Дети работают с фишками, дают характеристику звукам.).
Логопед: Посмотрите на наше солнышко оно улыбается и дарит нам букву -А.
Сколько букв мы с вами собрали? А вы сможете выложить из этих букв слово ДРУЖБА? (Звучит музыка, дети выкладывают слово).
(Звучит голос Царицы)
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей. Я желаю вам друзья делать добрые дела и дружить и дорожить, и добро друзьям дарить. И за это вам друзья подарю билеты я» (дарит билеты на просмотр мультфильма).
Логопед: Пора возвращаться домой, прошу занять свои места на корабле (Дети садятся в корабль).
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось путешествовать?
- Где мы с вами побывали?
- Какие задания Буквоеда для вас были сложные, а какие — легкими?
|