Педагог-психолог МБ ДОУ № 32 «Березка" Советского района г. Н. Новгорода Васильева Галина Валерьевна.
Дети учатся тому, что видят в своей жизни. Если ребенок окружен критицизмом, Он учится обвинять. Если ребенок видит враждебность,
Он учится драться. Если ребенка постоянно стыдят, Он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенок окружен терпимостью, Он учится быть терпеливым. Если ребенка поддерживают, Он учится уверенности.
Если ребенка хвалят, Он учится ценить других. Если с ребенком обходятся справедливо, Он учится справедливости. Если ребенок чувствует себя в безопасности,
Он учится верить. Если ребенка одобряют, Он учится нравиться самому себе. Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, Он учится находить любовь в этом мире.
Скачать конспект
Между маленьким ребенком и его матерью существует очень тесная эмоциональная связь, которая закладывается чисто биологически, на стадиях беременности и кормления грудью. Все стрессы матери передаются ее пока еще бессловесному младенцу. Ребенок обычно чувствует страхи и окружающую опасность, ориентируется на интонации материнского голоса, именно они определяют психическое, а иногда и физическое состояние малыша.
Голос матери становится чем-то вроде внутреннего голоса маленького ребенка, поэтому должен воздействовать на него гораздо сильнее любого психолога. Особенно если мамин голос транслирует маленькому человеку то, в чем он больше всего нуждается – материнскую любовь и чувство защищенности – своего рода психологическую плаценту.
Именно поэтому практически любая мать может стать целителем своего ребенка.
Борис Зиновьевич Драпкин – один из самых известных детских психиатров говорит о разработанном им стандарте – базовой программе, состоящей из четырех основных блоков. Прежде всего идет то, что можно было бы назвать «сигналом любви». Так происходит настраивание сына или дочери на общую с мамой психоэмоциональную волну. Потом идет «физический блок»: мать внушает ребенку его идеальный, без дефектов и хворей, образ. Следующий блок – нервно-психологический. И наконец – «блок народной медицины». «Снимаемым» с ребенка заболеванием может стать и обыкновенная простуда, и что-то гораздо более серьезное. А завершается сеанс психотерапии тем же, чем и начался, – сигналом любви. Мать подтверждает свою общность с сыном или дочерью, естественность и нерушимость их связи. Ребенок может быть спокоен: он защищен, мама с ним, она его любит. Методика полезна любому, в том числе и здоровому ребенку, фразы и выражения тщательно подобраны. Вы должны выучить эти фразы и каждый вечер говорить своему крохе, дождавшись, пока он заснет.
Сосуд для любви
Ребенок – это сосуд для маминой любви. Если малыш наполнен маминой любовью – он счастлив, нормально развивается... Недолюбленное дитя плохо себя ведет, капризничает, становится непослушным, может начать заикаться, мочиться в постель, получив травму, подхватив инфекцию, выздоравливает медленно и плохо. Но стоит маме наполнить его своей любовью, и выздоровление идет гораздо успешнее.
Как маме передать малышу свою любовь? Западные психотерапевты и психологи считают, что мама должна выражать ее двумя способами – взглядом и через прикосновение. Надо как можно чаще с любовью смотреть в глаза ребенку. И как можно чаще с любовью прикасаться к нему: поглаживать, прижимать, подкидывать, шутливо с ним возиться...
Не отрицая ни того, ни другого способа передачи любви, доктор Драпкин предлагает еще и свой. Он считает, что прежде всего мама примерно до двух лет не должна расставаться со своим малышом. Если в это время мама выходит на работу или ведет светский образ жизни: часто ходит в гости, в театр, уезжает отдыхать, а ребенка оставляет на бабушку или няню, поток любви «мама–ребенок» прерывается, малыш начинает болеть, плохо развиваться, плохо есть и плохо спать.
Установка на счастье
У мамы, которая читает эту статью, может возникнуть резонный вопрос: «А зачем мне все это знать, если мой ребенок, слава Богу, в психотерапевтической помощи не нуждается?» Это хорошо, что не нуждается. Потому что врачи говорят, что число детей с задержками психического развития, проблемами в поведении все растет: десять-двенадцать лет назад их было 25–30%, сейчас таких насчитывают до 80–90%. Но мы верим и надеемся, что ваш ребенок совершенно нормально развивается. И тем не менее даже и ему не помешает защита маминой любви, установка на здоровье и счастье.
Мама-терапия:
Подойдите к кроватке малыша через 20-30 минут, убедитесь, что он спит, слегка притроньтесь к его ручке или головке и произносите (сначала мысленно, а затем вслух) фразу за фразой.
Старайтесь делать это медленно, со всей силой своего материнского убеждения, как бы посылая малышу "волны любви".
Повторять процедуру надо каждый день. Программа рассчитана в среднем на 2 месяца, но улучшения в состоянии ребенка начнутся раньше. Изменять формулировки и переставлять фразы местами не стоит, так как именно эта последовательность доказала свою эффективность при оказании помощи многим тысячам детей. Это общая программа, которую можно применять в ряде несложных случаев самостоятельно. Индивидуальна программа создается и корректируется в процессе лечения специалистом. Самое главное — заканчивать нужно всегда заверениями в безграничной материнской любви. Вся программа абсолютно позитивная, здесь нет никаких "не". Вы просто пробуждаете в своем малыше желание быть хорошим, счастливым, здоровым и закрепляете уверенность, что это возможно.
1. Витамин материнской любви.
- Я тебя очень сильно люблю.
- Ты- самое дорогое и родное, что у меня есть.
- Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
- Я без тебя не могу жить.
- Я и папа очень сильно любим тебя, не сомневайся в этом.
2. Физическое здоровье.
(говоря, представляйте своего ребенка в идеале, здоровым и крепким).
- Ты сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка).
- Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.
- У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.
- У тебя нежная и гладка кожа.
- Ты легко и красиво двигаешься.
- Ты здоровый, закаленный. редко и мало болеешь.
3. Нервно-психическое здоровье ребенка.
- Ты спокойный мальчик (девочка).
- У тебя хорошие и крепкие нервы.
- Ты умный мальчик (девочка).
- У тебя хорошо развиваются головка и ум.
- У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться.
- Ты хорошо спишь.
- Ты легко и быстро засыпаешь.
- Ты видишь только хорошие, добрые и цветные сны.
- У тебя хорошо и быстро развивается речь и мышление.
4. Эмоциональный эффект, очищение от болезней.
- Я забираю и выбрасываю твою болезнь.
- Я забираю и выбрасываю (перечисляете те проблемы, которые есть у вашего малыша).
- Я тебя очень-очень сильно люблю.
Вот эти четыре блока фраз мамы могут внушать своим детям, не боясь им навредить, потому что в них только позитивная установка на хорошее развитие и хорошее самочувствие. Для работы с этими блоками маме не нужен контроль врача. Другое дело, если у ребенка – психоневрологические проблемы. Тогда, после того как врач установит заболевание, для лечения именно этого ребенка будет разработана специальная программа, и мама к четырем базовым блокам добавит индивидуальный, лечебный. Тут уже потребуется постоянная связь с врачом.
Важно правильно выбрать время для передачи своей любви. Во время бодрствования дети отвлекаются, поэтому маме лучше работать с ребенком, когда он спит. Между прочим, дети помнят, что им мамы говорили ночью, и утром могут поправлять их, если те накануне случайно или намеренно изменили текст. Итак, через 20–30 минут после того, как ребенок заснул, мама садится к его кровати с текстом в руках и трижды читает каждую фразу. Сначала для себя, чтобы ознакомиться с ней. Потом мысленно, но выразительно, обращаясь к ребенку. Сосредоточенная мысль воспринимается тем, кому она предназначена. Потом вслух.
Читать эти фразы надо каждый день. Как долго? Месяц, два... Тут все будет зависеть от состояния ребенка.
Ни высокая температура, ни какие-либо другие проявления болезни у малыша противопоказанием не являются. А вот если сама мама не в форме: заболела, взвинчена – тогда сеанс лучше отменить. Или его может провести бабушка с материнской стороны, у них это тоже неплохо получается.
|