Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА

Проблема психического здоровья привлекла и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
    Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других – они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Случаи могут быть разные, для нас важно, что взаимовлияние «духа» и тела признается, безусловно.
    Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
    Основным условием нормального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимые наблюдения и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. Подчеркивается, что в тоже время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.
    Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно доказали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а так же у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
    Психически здоровый ребенок характеризуется нормальным уровнем общего и познавательного развития, сформированностью определенных интеллектуальных умений, адекватной самооценкой; обладает свойственным своему возрасту логическим мышлением. Для психически здорового ребенка характерна также социальная и эмоциональная компетентность – способность к формированию и поддержанию устойчивых отношений с окружающими.
    Нормальное психическое развитие ребенка, а, следовательно, его и его психическое здоровье, в большей мере зависят от того, как реализуются в дошкольном учреждении и семье меры психогигиены. Основы психогигиенического подхода к воспитанию ребенка должны осуществляться уже в раннем возрасте, так как в этот период его нервно-психическое развитие происходит наиболее интенсивно и динамично.
    Непосредственное общение воспитателя с детьми, знание им биологических и социальных потребностей, особенностей индивидуального развития каждого малыша помогут избежать возможных отрицательных воздействий на психику ребенка, связанных в частности, с нарушениями внутригрупповых межличностных отношений. Важно исключить психотравмирующие факторы, приводящие к эмоциональным срывам у детей. От воспитателя во многом зависит психологическая обстановка в группе, в том числе и для каждого ребенка в отдельности. Он должен находить время поговорить со своими воспитанниками, выслушать их сомнения и вопросы, выяснить, что их тревожит, каково их настроение.
    При отсутствии вышеупомянутых взаимоотношений взрослого и ребенка, а также при неупорядоченных нагрузках, различных нарушениях в характере деятельности и отдыха у малыша могут возникнуть различные отклонения функций центральной нервной системы – неврозы, невротические реакции, астенические состояния и др.
    Для охраны нервной системы и психического здоровья ребенка важно не допускать по отношению к нему в процессе воспитания «репрессивных» мер.
Как известно, от самого ребенка исходит:
•    уровень развития его психических качеств;
•    состояние его соматического здоровья
•    физическое развитие
•    степень самостоятельности
•    способность адаптироваться к новым условиям
Как известно, эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенный действия, чтобы избежать опасности. Ребенок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка   это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3 – 5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх.
Наблюдая определенные игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находиться в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре – доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные?
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находиться в состоянии эмоционального комфорта. Детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.
•    «Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльными; за уверенность в себе; за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр. однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, заразиться звездной болезнью.
•    «Пренебрегаемые» дети часто чувствуют по отношению к себе  равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы
, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть за пренебрежение к себе. «Пренебрегаемыми, изолированными» дети могут стать по разным причинам. Один редко ходит в детский сад, другой только что пришел в данную группу, третий имеет какие-то физические недостатки, не может быстро бегать на равных играть в подвижные игры и т.д. В то же время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
Следует  всегда помнить, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоения и овладение им социальным опытом


Литература:
1.    Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика –Синтез, 2005;
2.    Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной – М.: ТЦ Сфера, 1998;
3.    Эмоциональные состояния ребенка- дошкольника и их педагогическая оценка//Дошкольное воспитание, 1998, № 5,с. 39 - 54

Просмотров: 739
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Ирина Лопушанская. Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Соловьева Ирина Геннадьевна. Психическое здоровья детей дошкольного возраста
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Поршнева Юлия Викторовна. «Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Павлова Валентина Михайловна. Тренинг для педагогов «Психическое здоровье педагога»
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь