Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ

Крылова Любовь Фёдоровна воспитатель Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 18 «Ручеёк»

г. Новотроицка Оренбургской обл.

В современный нестабильный период жизни – устойчивым якорем сознания людей общества, чаще всего являются переживания страха и проявление агрессии. Данные особенности эмоциональной атмосферы общества как правило проявляются в виде феномена эмоционального отчуждения. И данная проблема заявляет о себе сегодня в самых разнообразных сферах:

  • во взаимоотношениях мужчин и женщин (кризис семьи)
  • во взаимоотношениях родителей и детей (отказные дети, брошенные старики)
  • во взаимоотношениях между общественными учреждениями (ДОУ, школа) и семьёй (рыночные отношения обостряют конфликт)
  • во внутреннем мире людей всех возрастов (одиночество, депрессия, суицид).

И самым актуальным из всех дефицитов нашего времени – является дефицит родительской любви! Данное чувство и его недостаток не проходит бесследно для развития ребёнка. Прежде всего, это влияет на формирование сознания, а в частности на осознание «какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или нежеланный, постоянно раздражающий, мешающий и др. А также для последующего формирования на этой основе отношения к миру доверительного или, наоборот, – агрессивного, враждебного. Детские эмоциональные нарушения составляют в данном случае наибольшее число по результатам обращений в психологическую консультацию. Одной из главных причин такой ситуации являться проблема недоразвития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально – экономических и политических ситуациях всегда была и есть актуальна. и Заявленная проблема достаточно сложна, но в тоже время своевременна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества в целом. Поэтому данный опыт, направленный на развитие эмоциональной сферы, весьма актуален.

Научная новизна и практическая значимость нашей разработки заключается в следующем:

  • в учете современных условий жизни при создании и реализации предлагаемого опыта
  • в оптимизации взаимоотношений в системах «Ребенок-ребенок», «ребенок-воспитатель», «ребенок-родитель», «воспитатель-родитель»
  • в путях создания и развития основных компонентов эмоциональной сферы и изменения содержания форм взаимоотношений между родителями, детьми и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения
  • в разработке и применении на практике критериев показателей развитости эмоциональной восприимчивости детей
  • в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

Основополагающими теоретическими концепциями в нашей технологии выступают:

  • концепция эмоционального развития ребенка (А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Л. П. Стрелкова)
  • идеи психологов (К. -Г. Юнга, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой), считающих сказку частью становления личности, применяющих сказку в терапевтических целях
  • педагогические труды А. Д. Кошелевой, В. И. Перегуда, О. А. Шаграевой, Н. Кряжевой и др., в которых анализируются условия, факторы, особенности развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства
  • методика, разработанная под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (развитие речи и речевого общения в контексте эмоционального словаря).

Совокупность выделенных концептуальных положений позволили определить нам базовые теоретические положения технологии:

  • уточнение роли эмоций для всего хода психического развития ребенка особенно в период дошкольного детства;
  • раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения ребенка;
  • поиск методов, приемов, техник управления развитием эмоциональной сферы ребенка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.

Принципами, на которых базируется технология использования сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста могут выступить следующие:

  • принцип системности, позволяющий решать задачи развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте во взаимосвязи группы задач (обогащения представлений детей об эмоциях и чувствах, их вербализации; активизации персонального опыта чувствования ребёнка, включение его в ситуации, требующие сочувствия, совместного действия)
  • принцип единства диагностики и развития (постоянный контроль за динамикой эмоциональных состояний ребёнка, чувств, переживаний);
  • деятельностный принцип (базовым видом выступает игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста)
  • принцип учёта возрастно – психологических и индивидуальных особенностей ребёнка;
  • принцип комплексности (использование взаимодополняющих методов и приёмов)
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребёнка.

Ведущая педагогическая идея представленного опыта заключается в том, что применение сказки как естественного спутника жизни ребенка, обладающей великой воспитательной силой, поможет обеспечить более качественный результат в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • разовьёт интерес ребёнка к внутреннему миру человека
  • расширит представления об эмоциях и чувствах (своих и окружающих людей)
  • обогатит терминологическая оснащенность языка (качественно и

количественно);

  • активизирует эмоционально — чувственный опыт ребёнка, способность находить адекватные способы выражения эмоций, чувств, ощущений, переживаний
  • выявит и реализует творческие интересы, склонности и способности детей
  • смягчит и даже полностью устранит психоэмоциональные нарушения (тревожность, агрессивность, эгоизм, эмоциональная неустойчивость).

Технология предлагаемого опыта рассматривается как часть программы сотрудничества семьи и ДОУ через создание единого здоровье сберегающего пространства «Детский сад — семья». Представляет собой цикл мероприятий с участием педагогов — специалистов и родителей воспитанников. Данный опыт ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и рассчитан на 1 год обучения, имеет традиционную структуру и включает в себя:

Концептуальный этап:

  • подбор, изучение, анализ литературы по теме
  • определение и разработка целей, задач, форм и методов работы, тематическое планирование
  • определение ресурсов реализации опыта.

Диагностический этап:

  • разработка критериев показателей развитости эмоциональной сферы ребенка – дошкольника старшего возраста (мониторинг)
  • диагностика на основе тестирования.

Коррекционно-технологический этап:

  • создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребёнок — воспитатель, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, воспитатель – родитель.
  • реализация работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой с учётом индивидуальных и половых особенностей развития детей.

Итогово – диагностический этап:

  • анализ данных и обработка результатов
  • формулирование выводов.

Взяв сказку за основу развития эмоций у детей, мы провели целенаправленную системную работу, которая дала положительную динамику в развитии основных компонентов эмоциональной сферы детей:

  • адекватная реакция на различные явления окружающей действительности
  • адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей
  • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане
  • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Опыт доступен и может быть использован воспитателями, музыкальными руководителями, руководителями изостудий, учителями начальной школы как полностью, так и вариативно.

Современная Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, и агрессивные тенденции в поведении молодых и пожилых людей, это и тенденция к «закрытому» образу жизни и главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.

Литература

  1. Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок. Перевод с нем. И. Гилярой. Москва, 2003.
  2. Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. «ЦПО», Москва, 2007.
  3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. «Айрис Пресс», Москва, 2004.
  4. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др.; под ред. Кошелевой А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Москва, «Прсвещение», 1985.
  5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Москва, «Сфера», 2008.
  6. Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2009.
  7. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва, 2003.
  8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  9. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
  10. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание 1989 № 5, 9.
  11. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Москва, «Аркти», 2001.
  12. Мухина В. С. Детская психология. Москва, ООО «Апрель Пресс», 1999.
  13. Рылеева Е. В. Путешествие в мир эмоций. Москва, «Линка Пресс», 2000.
  14. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. Москва, 1989.
  15. Смирнова Е. О. Детская психология. Москва, 2003.
  16. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, «Фолно», 1996.
Просмотров: 718
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Бокова Ирина Михайловна. «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
  • Шестакова Юлия Ивановна. Научно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Хасанова Луиза Ахуновна. Развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыкальных игр
  • Касаткина Ирина Олеговна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Солодовникова Екатерина Сергеевна, Ващенко Наталья Леонидовна. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Семенцова О.Е. Лескина С.А.. Краткосрочный игровой проект — развитие эмоциональной сферы
  • Гроза Оксана Ивановна. «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»
  • Надымова Елена Александровна. Шедевры мировой живописи в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
  • Первякова Елена Владимировна. «Я и мое настроение». Тренинг для развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Вольф Оксана Александровна. Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста
  • Синельникова Вера Александровна, Бобровникова Галина Михайловна. Коррекционно-развивающее занятие по гармонизации эмоциональной сферы детей с нарушением зрения 5–7 лет 'Здравствуй, Пеппи!'
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь