Крылова Любовь Фёдоровна воспитатель Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 18 «Ручеёк»
г. Новотроицка Оренбургской обл.
В современный нестабильный период жизни – устойчивым якорем сознания людей общества, чаще всего являются переживания страха и проявление агрессии. Данные особенности эмоциональной атмосферы общества как правило проявляются в виде феномена эмоционального отчуждения. И данная проблема заявляет о себе сегодня в самых разнообразных сферах:
- во взаимоотношениях мужчин и женщин (кризис семьи)
- во взаимоотношениях родителей и детей (отказные дети, брошенные старики)
- во взаимоотношениях между общественными учреждениями (ДОУ, школа) и семьёй (рыночные отношения обостряют конфликт)
- во внутреннем мире людей всех возрастов (одиночество, депрессия, суицид).
И самым актуальным из всех дефицитов нашего времени – является дефицит родительской любви! Данное чувство и его недостаток не проходит бесследно для развития ребёнка. Прежде всего, это влияет на формирование сознания, а в частности на осознание «какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или нежеланный, постоянно раздражающий, мешающий и др. А также для последующего формирования на этой основе отношения к миру доверительного или, наоборот, – агрессивного, враждебного. Детские эмоциональные нарушения составляют в данном случае наибольшее число по результатам обращений в психологическую консультацию. Одной из главных причин такой ситуации являться проблема недоразвития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально – экономических и политических ситуациях всегда была и есть актуальна. и Заявленная проблема достаточно сложна, но в тоже время своевременна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества в целом. Поэтому данный опыт, направленный на развитие эмоциональной сферы, весьма актуален.
Научная новизна и практическая значимость нашей разработки заключается в следующем:
- в учете современных условий жизни при создании и реализации предлагаемого опыта
- в оптимизации взаимоотношений в системах «Ребенок-ребенок», «ребенок-воспитатель», «ребенок-родитель», «воспитатель-родитель»
- в путях создания и развития основных компонентов эмоциональной сферы и изменения содержания форм взаимоотношений между родителями, детьми и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения
- в разработке и применении на практике критериев показателей развитости эмоциональной восприимчивости детей
- в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей.
Основополагающими теоретическими концепциями в нашей технологии выступают:
- концепция эмоционального развития ребенка (А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, Л. П. Стрелкова)
- идеи психологов (К. -Г. Юнга, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой), считающих сказку частью становления личности, применяющих сказку в терапевтических целях
- педагогические труды А. Д. Кошелевой, В. И. Перегуда, О. А. Шаграевой, Н. Кряжевой и др., в которых анализируются условия, факторы, особенности развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства
- методика, разработанная под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (развитие речи и речевого общения в контексте эмоционального словаря).
Совокупность выделенных концептуальных положений позволили определить нам базовые теоретические положения технологии:
- уточнение роли эмоций для всего хода психического развития ребенка особенно в период дошкольного детства;
- раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения ребенка;
- поиск методов, приемов, техник управления развитием эмоциональной сферы ребенка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.
Принципами, на которых базируется технология использования сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста могут выступить следующие:
- принцип системности, позволяющий решать задачи развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте во взаимосвязи группы задач (обогащения представлений детей об эмоциях и чувствах, их вербализации; активизации персонального опыта чувствования ребёнка, включение его в ситуации, требующие сочувствия, совместного действия)
- принцип единства диагностики и развития (постоянный контроль за динамикой эмоциональных состояний ребёнка, чувств, переживаний);
- деятельностный принцип (базовым видом выступает игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста)
- принцип учёта возрастно – психологических и индивидуальных особенностей ребёнка;
- принцип комплексности (использование взаимодополняющих методов и приёмов)
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребёнка.
Ведущая педагогическая идея представленного опыта заключается в том, что применение сказки как естественного спутника жизни ребенка, обладающей великой воспитательной силой, поможет обеспечить более качественный результат в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста:
- разовьёт интерес ребёнка к внутреннему миру человека
- расширит представления об эмоциях и чувствах (своих и окружающих людей)
- обогатит терминологическая оснащенность языка (качественно и
количественно);
- активизирует эмоционально — чувственный опыт ребёнка, способность находить адекватные способы выражения эмоций, чувств, ощущений, переживаний
- выявит и реализует творческие интересы, склонности и способности детей
- смягчит и даже полностью устранит психоэмоциональные нарушения (тревожность, агрессивность, эгоизм, эмоциональная неустойчивость).
Технология предлагаемого опыта рассматривается как часть программы сотрудничества семьи и ДОУ через создание единого здоровье сберегающего пространства «Детский сад — семья». Представляет собой цикл мероприятий с участием педагогов — специалистов и родителей воспитанников. Данный опыт ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и рассчитан на 1 год обучения, имеет традиционную структуру и включает в себя:
Концептуальный этап:
- подбор, изучение, анализ литературы по теме
- определение и разработка целей, задач, форм и методов работы, тематическое планирование
- определение ресурсов реализации опыта.
Диагностический этап:
- разработка критериев показателей развитости эмоциональной сферы ребенка – дошкольника старшего возраста (мониторинг)
- диагностика на основе тестирования.
Коррекционно-технологический этап:
- создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребёнок — воспитатель, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, воспитатель – родитель.
- реализация работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой с учётом индивидуальных и половых особенностей развития детей.
Итогово – диагностический этап:
- анализ данных и обработка результатов
- формулирование выводов.
Взяв сказку за основу развития эмоций у детей, мы провели целенаправленную системную работу, которая дала положительную динамику в развитии основных компонентов эмоциональной сферы детей:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности
- адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Опыт доступен и может быть использован воспитателями, музыкальными руководителями, руководителями изостудий, учителями начальной школы как полностью, так и вариативно.
Современная Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, и агрессивные тенденции в поведении молодых и пожилых людей, это и тенденция к «закрытому» образу жизни и главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.
Литература
- Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок. Перевод с нем. И. Гилярой. Москва, 2003.
- Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. «ЦПО», Москва, 2007.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. «Айрис Пресс», Москва, 2004.
- Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др.; под ред. Кошелевой А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Москва, «Прсвещение», 1985.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Москва, «Сфера», 2008.
- Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва, 2003.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание 1989 № 5, 9.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Москва, «Аркти», 2001.
- Мухина В. С. Детская психология. Москва, ООО «Апрель Пресс», 1999.
- Рылеева Е. В. Путешествие в мир эмоций. Москва, «Линка Пресс», 2000.
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. Москва, 1989.
- Смирнова Е. О. Детская психология. Москва, 2003.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, «Фолно», 1996.
|