Надымова Елена Александровна. Шедевры мировой живописи в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Шедевры мировой живописи в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста все чаще привлекает внимание педагогов, так как нравственные эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Эмоции – это реакция человека на внутренние и внешние воздействия, а чувства – это переживание человека к окружающей действительности. Мне кажется, современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и своими сверстниками.

Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста, она отражает отношение человека к окружающему миру и ко всему, что происходит в нем и самом человеке. Классическая живопись в совокупности с музыкальными произведениями, дает возможность ребенку испытывать те же ощущения, которые чувствуют и переживают персонажи картин. Такое знакомство детей с эмоциями дает больший эффект в обучении их распознавания, чем изучения отдельных мимических проявлений на лицах людей. Эти проявления уже включены в контекст картины. Так же как и музыка, классическая живопись учит различать всю гамму чувств и эмоций, развивает умение наблюдать, воспитывает эстетический вкус ребенка.

 

Начинать знакомить ребенка с эмоциями можно уже с 4-5 лет. Дети усваивают необходимые понятия, пополняют свой словарный запас словами, которые обозначают эмоции. Слово «эмоции» можно заменить словом «настроение». Так же как во множестве эмоциональных проявлений, выделяют несколько основных эмоций: радость, печаль или грусть, страх, гнев или злость и удивление. То есть эмоции либо положительные, либо отрицательные.

Музыкальные занятия в детском саду я веду по программе «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой. Программа включает в себя раздел слушания музыки. Обратив внимание на проблему скудности эмоциональности детей, я решила добавить к слушанию музыкальных произведений просмотр произведений великих художников. Например: слушание музыку Чудовой «Гром и дождь» и просмотр картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Сделала подборку картин к музыкальным произведениям, в которую включила и содержательные беседы. С ребятами мы проговариваем увиденные эмоции изображенные художником и дополняем описание своими ощущениями от услышанной музыки. Предлагаю детям перевоплотиться в героев картины, показав их настроение с помощью своих мимики и жестов.

Для того, чтобы проверить усвоен ли детьми преподанный материал, я провела обобщающее занятие. Предложила детям для рассмотрения сразу несколько картин. Включила любое ранее прослушанное музыкальное произведение. Задача детей была найти картину, которая, по их мнению, больше всего подходила бы к настроению героя, изображенного на ней. Дети с удовольствием реагировали на предложенное задание и все справились с поставленной задачей.

На последующих занятиях планирую рассмотреть другие картин, которые отображают те же самые эмоции, но немного в другой степени проявления, как это было с эмоциями страха. У К.Е. Маковского в картине «Дети, бегущие от грозы» страх самозащиты, а у М.В. Якунчиковой «Страх» как проявление ужаса, то есть в большей степени.

Так для рассмотрения печали можно взять картину В.И. Сурикова «Меньшиков в Березове» и «Неутешное горе» И.Н. Крамской.

Гнев можно увидеть на картине М.В. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» и взаимоотношения между отцом и сыном рассмотреть на двух картинах: Н. Н. Ге «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» и «Возвращение блудного сына» Х.Рембрандта.

Эмоцию радости можно дополнить еще двумя картинами В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» и И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Эмоцию душевного покоя предлагаю рассмотреть на примере картины Ф. Сурбарана «Отрочество Богоматери».

В дальнейшем, когда дети научатся рассматривать картины самостоятельно, они сами найдут и в этих, и в других картинах то, на что еще можно обратить внимание.

Впервые открытым детским глазам мир предстает абсолютно новым, как сотворенным минуту назад. Говорят, вся жизнь потом определяется этим первым детским зрением. Но что из впервые увиденного ребенком будет запечатлено на всю жизнь как первая и удивительная картина мира зависит от нас, взрослых.

Картотека бесед

Цель: развитие эмоциональности дошкольников.

Задачи:

  • повысить уровень эмоционального развития дошкольников
  • развивать способности детей контролировать свои эмоции
  • обогащать словарный запас, обозначающий эмоциональное состояние (настроение, эмоции, веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный), слова, употребляющиеся при рассмотении картин (картина написана, слова- описания героев)
  • закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности через рассматривание картин
  • развивать мышление, любознательность, наблюдательность и воображение.

Слушание музыку Чудовой «Гром и дождь» и просмотр картины М. В. Якунчиковой «Страх».

-А кто из вас попадал под грозу? Какое чувство вы испытали? Конечно, им очень страшно, ведь гроза может их застать очень скоро, а по близости нет никакого укрытия. Дети испуганы сверкающими молниями, которые обычно сопровождают грозу. Девочка смотрит на небо, у нее испуганные глаза, похоже, она знает, что такое гроза. а мальчик еще совсем маленький, может он и не знает что такое гроза, но все равно боится. он прижался к сестренке и уверен, что она спасет его.

-Посмотрите, как одеты дети? На них простая деревенская одежда, они босые, так раньше ходили бедные крестьянские дети. Скажите, какое чувство вы испытываете, когда смотрите на испуганных, замерзших детей? Да, их очень жалко. Давайте им поможем. Мы можем придумать и нарисовать то, что им поможет: домик или зонтик или еще что- нибудь, что могло бы помочь бедным деткам.

Картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». На картине изображена сцена, иллюстрирующая эмоцию страха. Детям легче будет усвоить материал, если персонажи, испытывающие различные эмоции, будут дети.

В начале занятия предлагаю внимательно рассмотреть картину, дети рассказывают, кого изобразил художник. Правильно, детей: девочку и маленького мальчика. Мальчик намного младше. Посмотрите, где они находятся? Да, кругом природа. Дети на лугу, а за ним, возможно, лес. Девочка ступает по мостику. Вы поняли, они куда то торопятся? А как вы догадались об этом? Посмотрите, девочка сама не такая уж большая, а несет на спине своего младшего братика. Наверное, потому что он не может идти быстро. А как вы думаете, почему или от чего они бегут? Посмотрите на небо, какое оно? Кто знает, что бывает, когда небо становится таким хмурым и темным? Такое небо бывает перед сильным дождем или грозой. Поэтому они бегут от грозы.

Картина так и называется- «Дети, бегущие от грозы». Написал ее известный русский художник Константин Егорович Маковский. Его называли настоящим волшебником. И действительно, он как будто благодаря своей волшебной палочке — кисточке делал на своих картинах все более красивым, чем в жизни.

А кто из вас попадал под грозу? Какое чувство вы испытали? Конечно, им очень страшно, ведь гроза может их застать очень скоро, а по близости нет никакого укрытия. Дети испуганы сверкающими молниями, которые обычно сопровождают грозу. Девочка смотрит на небо, у нее испуганные глаза, похоже, она знает, что такое гроза. а мальчик еще совсем маленький, может он и не знает что такое гроза, но все равно боится. он прижался к сестренке и уверен, что она спасет его.

Посмотрите, как одеты дети? На них простая деревенская одежда, они босые, так раньше ходили бедные крестьянские дети. Скажите, какое чувство вы испытываете, когда смотрите на испуганных, замерзших детей? Да, их очень жалко. Давайте им поможем. Мы можем придумать и нарисовать то, что им поможет: домик или зонтик или еще что- нибудь, что могло бы помочь бедным деткам.

Дети готовятся к рисованию, я включаю музыку Чудовой «Гром и дождь». Под слушание этой музыки дети передают в рисунках свои чувства.

На картине «Дети, бегущие от грозы» художник отобразил ситуацию, с которой был связан страх детей, поэтому на следующей картине эмоция страха должна быть выражена ярче.

На другом занятии я предлагаю картину М. В. Якунчиковой «Страх».

Дети внимательно рассматривают картину.

Дети, скажите, похожа эта картина на ту, которую мы с вами рассматривали на прошлом занятии? Да, правильно, героиня этой картины так же, как дети, написанные Маковским, сильно испугана. Эта картина так и называется «Страх». Она была написана русской художницей Марией Васильевной Якунчиковой. Девушка на этой картине тоже бежит по лесу. Как можно понять, что она бежит? Верно, ее волосы и платок развевает ветер, и движения девушки стремительны. А как вы поняли, что девушка сильно испугана? Правильно, по ее лицу. Какое оно? Что стало с глазами и бровями? Глаза округлились, они широко раскрыты, даже есть такая поговорка: «У страха глаза велики». Брови поднялись кверху, а рот открыт от ужаса. Она как будто хочет крикнуть. Смотрите, девушка прижала одну руку к лицу, а другой обхватила себя под платком. Люди часто делают так, когда хотят защититься от чего-то опасного. Как вам кажется, чего может бояться эта девушка, находясь в лесу? Прежде, чем ответить, посмотрите на то, что ее окружает, какое время дня изображено на картине. Конечно, это ночь, ведь кругом темно, а на небе звезды. Может она испугалась волка или вспомнила сказочных персонажей? А может быть ей, что-то показалось?

На самом деле художница Мария Якунчикова изобразила на этой картине себя. Она сама однажды ночью оказалась в лесу и на самом деле испугалась больших звезд, качавшихся среди голубых ветвей. Потом, спустя некоторое время, чтобы избавиться от острого ощущения ужаса, который она испытывала, художница решила написать эту картину. Так часто делают. Если нарисуешь то, чего боишься, то страх проходит. Она специально выбрала мрачные краски, чтобы передать свой испуг, неестественный цвет лица, только звезды она оставила незакрашенными, так они кажутся сверкающими белизной. И действительно, написав эту картину, она больше не вспоминала о той страшной ночи в своей жизни, а звездами стала лишь любоваться.

Мы тоже можем попытаться нарисовать то, что вызвало у нас когда то страх или неприятные ощущения. Дети под музыку П.И. Чайковского «Баба Яга» рисуют.

Эмоция грусти

Мы теперь знаем, как выглядят люди, которые чего то или кого то боятся. Мы так же знаем и то, что со страхом можно справиться.

На сегодняшнем занятии мы будем говорить о другом чувстве. Посмотрите на эту картину и думаю, что вы сразу догадаетесь, о каком чувстве сейчас пойдет речь. Кто изображен на этой картине? Правильно, девочка. А в каком она настроении? Да, она грустит. Как вы об этом догадались? Она сидит на холодном камне, склонив голову. Посмотрите, какие у нее глаза. Они неподвижно смотрят в волу.

Эта картина называется «Аленушка». Написал Виктор Михайлович Васнецов. Его называли сказочным художником. Он рисовал Древнюю Русь, ее сказочное прошлое. Давайте рассмотрим эту картину. Как художник показал, что девочка горюет? Посмотрите как она сидит, опустив голову, у нее босые ноги, растрепанные волосы, порванное платьице. Она будто не чувствует холода, мысли ее заняты чем то печальным. Как вы думаете, утро или вечер изобразил художник? Да, вечер. Скоро наступит ночь, а она одна. И не только мы с вами ее жалеем, птички сзади на ветке опустили свои головки. Ветви деревьев и даже травинки склонились к земле. А вы хотели бы успокоить Аленушку, пожалеть ее, сказать теплые слова?

Под музыку «Осенняя песнь» Чайковского дети рассматривают эту картину еще раз.

Прослушав музыку, я предлагаю детям вспомнить и сказать слова, которые смогли бы успокоить друга, подругу или просто какого нибудь человека.

Эмоция гнева или злости

Ребята, человек может быть злым из-за того, что его не любят, а еще он раздражается и злится, когда не может делать то, что ему очень сильно хочется. На этой картине изображена героиня, которая является исторической личностью. Это царевна Софья. Она не смогла стать царицей, хотя очень хотела этого. Правила, существовавшие тогда в России, помешали ей добиться исполнения своей мечты. По закону царем стал ее младший брат Петр Первый. Посмотрите на картину, ее написал один из самых талантливых русских художников Илья Ефимович Репин. Как вы думаете, в каком настроении изображена здесь царевна Софья? Посмотрите внимательно на выражение ее лица (глаза, брови, губы). Да, она сердится. Ее рот закрыт, губы плотно сжаты. Взгляд выражает несогласие, злость, глаза смотрят из под нахмуренных бровей. Репин показал нам ее в заключении. Петр Первый узнав, что его сестра замыслила против него бунт и уговорила людей свергнуть его, взял ее под стражу и насильно поместил в монастырь. Монастырь многие раньше считали тюрьмой, поэтому царевна разгневалась. Злость можно определить не только по лицу, а по тому, как человек стоит или сидит, как расположены его руки, какова поза и жесты человека. Разгневанный человек чувствует сильное волнение, все его мышцы напрягаются. Голова поднята немного вверх, будто она готова к борьбе.

После рассуждения над этой картиной я предлагаю детям два варианта музыкальных произведений: какое, по их мнению, из прослушанных произведений лучше будет соответствовать данной картине. «У камелька» — П.И. Чайковского и «В пещере горного короля» Э.Грига. дети выбирают «В пещере горного короля»

Под музыку «В пещере горного короля» Э. Грига рассматривают эту картину.

Эмоция радости

Сегодня мы с вами поговорим о самом хорошем настроении, которое только бывает у человека. Посмотрите на эту картину, кого здесь изобразил художник? Какое настроение у мальчика, что он чувствует? Мальчику весело, он чувствует радость. Как вы это определили? По его лицу. Он улыбается, глаза немного прищурены. Это всегда происходит с глазами, когда хочется смеяться. А почему мальчик радуется, кто его развеселил? Радом собака, она тоже смотрит на него. Картина называется «Мальчик с собакой» ее написал испанский художник Бартрломе Эстебан Мурильо. Его жизнь была необычная. Он был четырнадцатым ребенком в семье, отец был бедным цирюльником. Так раньше называли парикмахеров. Мальчик в детстве всегда ходил в старой поношенной одежде, которая доставалась ему от старших братьев поэтому его на улице часто дразнили оборванцем. Но мальчик от этого все равно не становился злым. Наоборот он других людей хотел сделать добрыми. Он все время мечтал, что когда вырастет, обязательно изобретет средство, делающее людей добрыми. Отчасти эта мечта сбылась, он стал известным художником. Его картины любят во всем мире. В музеях около картин Мурильо, кто бы на них не был изображен- дети или взрослые, бедные или богатые, — люди всегда улыбаются. Когда люди улыбаются, то не могут чувствовать ни страха, ни злости, а только добро и радость.

Под любую радостную музыку (например «Клоуны» Кабалевского или «Шуточку» Селиванова) нарисовать что то радостное.

Просмотров: 333
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь