Эмоции у человека проявляются с самого его рождения. Одни люди демонстрируют их открыто, другие умело их скрывают, и лишь сам человек может знать, что он чувствую в данный момент. Как известно, дети не могут скрывать свои эмоции и часто всё что происходит с ними «написано у них на лице». Но все чаще в современном мире дети начали скрывать свои эмоции, их эмоциональные проявления очень бедны.
Поэтому проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Скачать конспект
Наши эмоции условно делятся на положительные (радость, восторг, восхищение), отрицательные (гнев, злость, страх), нейтральные (удивление, любопытство). И всё чаще мы наблюдаем, что ребенок в современном обществе с такими эмоциональными трудностями, как:
- неуверенность в себе
- нестабильная оценка
- высокий уровень тревожности
- агрессивное поведение
- подозрительность, обидчивость
Дети, находясь продолжительное время в состоянии тревожности, обиды все чаще испытывают «Эмоциональный дискомфорт», который отрицательно сказывается на их психическом здоровье. Для преодоления эмоционального дискомфорта, нам необходимо учить детей «распознавать» свои чувства и чувства других.
Для развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников необходимо использовать различные современные технологии, такие как двигательно-игровая технология, психолого-педагогическая технология, мультимодальная арттерапия (включающая в себя визуальные, музыкальные, художественные, двигательно-танцевальные и нарративные арт-технологии).
Коррекция эмоционально-волевой сферы происходит в ходу всего учебного процесса, так и на специальных занятиях. Так во время совместных игр, ребенок учится воспринимать своих чувства, входить в «роль героя», учится сопереживать ему. А также «видит» настроение собеседника, «напарника» по играм. С помощью психолого-педагогических технологий, таких как психогимнастика, упражнения на эмоции и психоэмоциональный контакт, коммуникативная тренировка, психомышечная тренировка, игры с элементами психологического тренинга, у ребенка формируется представление об основных эмоциях (злость, гнев, радость, удивление, страх и другие), снимаются психологические зажимы, которые не позволяли ребенку «выплеснуть» свои эмоции наружу.
С помощью психолого-педагогических технологий ребенок учится не только распознавать свои чувства, но и контролировать свои негативные эмоциональные проявления.
Для того, чтобы детям было интересно изучать эмоции, мною был создан лэпбук «Мир эмоций».
Цели использования лэпбука очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного педагогом.
Задачи:
- Познакомить с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд.
- Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация);
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
Дидактический материал, который содержится в лэпбуке подобран так, что его можно использовать на занятиях с разновозрастными детьми.
Лэпбук «Мир эмоций» содержит в себе следующие метериалы:
- Теоретический материал: «Знакомство с чувствами и эмоциями»
- Д/И «Собери настроение»
- Д/И «Подбери эмоцию»
- Д/И «Угадай эмоцию и назови ее»
- Д/И «Подбери колпачок смайлику»
- Д/И «Создай настроение»
- Кейс-ситуации
- «Раскраски-мандалы»
Использование в работе данной технологии оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы и ее коррекции. Если развивать эмоционально-волевую сферу с раннего детства, тренировать и корректировать ее, то в большинстве случаев мы добьёмся результатов, что в зрелом возрасте сможем достичь большого согласия и совершенства в управлении с самим собой.
|