«Мы чувствуем себя так, как мы дышим»
(П. П. Блонский, 1923г.)
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни – профилактическим методикам.
В данной статье рассматриваются дыхательные психотехнологии как средство коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников. Актуальность проблемы обусловлена отсутствием глубоких теоретических исследований и методического обеспечения для использования современных дыхательных психотехнологий в работе с детьми. Поскольку дети легко и быстро усваивают новые виды физических упражнений, то в обучении дыхательному искусству, прежде всего, необходимо ориентироваться на младший школьный возраст.
Скачать конспект
В этом возрасте под влиянием учебной деятельности большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления. Этот возраст Л.С. Выготский называл сензитивным периодом для развития понятийного мышления. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Память приобретает ярко выраженный характер. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В этом возрасте развивается внимание. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять ее на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста.
Одним из наиболее распространенных запросов к школьному психологу со стороны родителей и педагогов, по мнению И.В. Дубровиной, является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащегося. Гиперактивность и недостаток внимания появляется у детей уже в дошкольном возрасте, но в этом возрасте выглядит не столь проблемно, так как частично компенсируется нормальным уровнем развития. Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это объясняется тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций.
Нарушения эмоционально-волевой сферы учащихся – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог. Особое внимание эти состояния привлекают потому, что являются ярким признаком школьной дезадаптации, влияя на успеваемость, поведение, здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Обоснованное применение дыхательных упражнений позволило бы преподавателям физической культуры, педагогам, психологам за короткое время оптимизировать психическое состояние детей младшего школьного возраста и осуществлять их эффективную профилактику.
Дыхание – важнейший механизм естественной саморегуляции, который выполняет функцию нормализации газообмена организма человека. Дыхательные психотехнологии – это идеальные методы для эффективной и естественной профилактики и психологической защиты организма практически от любой проблемы.
Дыхательных психотехнологий много. Среди зарубежных: ребефинг (Леонард Орр), вайвейшн (Джим Леонардо, Фил Лаутом), метод холотропного дыхания (Станислав Гроф). Среди отечественных: методика эндогенного дыхания В.Ф. Фролова, методика волевого дыхания К.П. Бутейко, парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Каждая из вышеперечисленных дыхательных технологий дает положительные результаты.
Методика дыхания В.Ф. Фролова применяется индивидуально с помощью аппарата. Использование данной техники с группой детей во время занятий не представляется возможным. Методика К.П. Бутейко имеет сильное оздоровительное влияние на организм и психику человека. Для выполнения дыхательных упражнений необходимо прилагать волю, дышать 24 часа в сутки, перестроить систему дыхания.
Для работы с детьми я остановилась на парадоксальной гимнастике А.Н. Стрельниковой. Работая в центре реабилитации инвалидов и, используя дыхательные упражнения в работе, я организовывала встречи в ДК для жителей подмосковных городов с М.Н. Щетининым — единственным учеником А.Н. Стрельниковой. Сеансы дыхательной гимнастики носили массовый характер.
Положительные результаты моих пациентов, позволили мне позже, работая в школе, использовать данную технику с детьми. Имея высшее физкультурное и высшее психологическое образование я применяла комплексы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой во время занятий и как психолог, и как специалист лечебной физкультуры в кружках дополнительного образования.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – это своеобразное сочетание дыхательных и физических упражнений, при которых вдох происходит во время движений, сжимающих грудную клетку. В этом заключается парадоксальность этой гимнастики. Организм насыщается кислородом, расширяются сосуды головного мозга, ощущается прилив сил и энергии.
Прежде, чем начать обучать детей правильному дыханию, я рассказываю им о здоровом образе жизни, о значении правильного дыхания с целью расширения их мировосприятия, формирования позитивной установки и определения места дыхательных упражнений в общем процессе выздоровления развития человека. Выборка учащихся, нуждающихся в эмоционально-волевой коррекции, проводилась с согласия родителей. Сеансы проводились под контролем частоты дыхания, частоты сердечных сокращений. Также проводилась и психологическая диагностика: в начале года -диагностическая, в середине – промежуточная, в конце года — итоговая. Психологическая диагностика включала в себя: рисуночные тесты (моя семья, несуществующее животное), тест Люшера, тест тревожности CMAS. Проведенные диагностические мероприятия позволили мне выделить группу учащихся для занятий: — дети с трудностями в обучении; — дети с трудностями в поведении и общении; — тревожные дети; — агрессивные дети.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере наблюдались у всех детей данной группы. Состояние детей оценивалось по нескольким показателям: неуверенность в себе, повышенная тревожность, трудности общения, враждебность, депрессивность.
Показатели симптомокомплексов группы «до – после» занятий
В конце года прослеживалось четкое оздоровительное влияние дыхательных упражнений на психологическое состояние детей, посещающих занятия с психологом и занятия в группе лечебной физкультуры. Положительные сдвиги наметились в психоэмоциональной сфере детей: дети стали спокойнее, активнее, появилась уверенность в себе. О позитивном психофизическом воздействии на психическое состояние детей дыхательных упражнений свидетельствуют и уровень самооценки.
Для изучения сдвигов основных психомоторных показателей, возникающих под влиянием дыхательных психотехнологий, мною были использованы ЧСС/мин, ЧД/мин, ЖЕЛ/л (с помощью аппарата дыхания), давление. Анализ проводился «до» и «после» дыхательных психотренингов. В результате освоения дыхательных упражнений наблюдалась нормализация дыхательной деятельности — ЧСС и ЧД, увеличение ЖЕЛ.
Сдвиг в психомоторных показателях ЧСС, ЧД, ЖЕЛ и давлении
(итоговый результат)
Вследствии систематических занятий в течение года у детей возникает вегетативный баланс, происходит оздоровление психики и организма в целом, повышается, умственная и физическая работоспособность.
Позитивное воздействие дыхательных упражнений
(итоговый результат)
Поскольку в своем образовательном учреждении я также работаю и с детьми с ОВЗ, то на основе парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой я применяю, разработанный мною, авторский комплекс дыхательных упражнений для работы с детьми с ОВЗ.
Проведенная мною работа показала, что с помощью дыхательных упражнений, в том числе, можно достаточно быстро достичь психоэмоциональной коррекции психики детей. Достоинство опробованной дыхательной психотехники в том, что их оздоровительный эффект проявляется уже после 4-5 занятия. Практика показывает, что комплексы дыхательных упражнений эффективны в небольших группах детей из 4-6 человек.
В результате проведенного курса дыхательных упражнений эмоциональное состояние у младших школьников значительно улучшилось, повысилась успеваемость и даже стали реже болеть. Заметно повысились концентрация и уровень произвольного внимания, улучшилась память (по результатам итоговых диагностических мероприятий), активизировались психоэмоциональные процессы в целом.
Организм человека — весьма сложная система с множеством условных и безусловных реакций, обеспечивающих высокую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Все в нашем организме управляется психикой, а она теснейшим образом связана с дыханием и движением. Хотелось бы ожидать признания дыхательных методик официальной медициной и официальной оздоровительной физической культурой в качестве массового здравоохранительного и психопрофилактического средства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Айванхов О.М. «Гармония и здоровье», М., 2001.
- Анастази А. «Психологическое тестирование», М., 1985.
- Анасьев Б.Г. «К постановке проблемы развития детского самосознания», М., 1998.
- Бехтерева В.И., Варданян И.Л. «Механизмы деятельности мозга», Л., 1988.
- Бреслав И.С., Глебовский В.Д. «Регуляция дыхания», Л., 1998.
- Бутейко К.П. «Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику.», К., 1990.
- Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты», М., 2003.
- Вилунас Ю. «Дыхание, несущее здоровье», СПб, 2000.
- Выготский Л.С. «Мышление и речь», М., 1937.
- Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. «Детская проективная методика в исследовании межличностных взаимоотношений ребенка», Л., 1978.
- Горбунов Г.Д. «Психопедагогика спорта», М., 1986.
- Гроф С. «Холотропное сознание», М., 1996.
- Дубровина И.М. «Активные методы в работе школьного психолога», М., 1990.
- Захаревич А.С. «Дыхательные психотехники как средство оздоровительной психической культуры», СПб., 2002.
- Ильин Е.П. «Психофизиология физического воспитания», М., 1983.
- Маховер К. «Проективный рисунок человека», М., 1996.
- Мухина В.С. «Возрастная психология», М., 1992.
- Обухова Л.Р. «Возрастная (детская) психология», М., 1996.
- Рогов Е.И. «Настольная книга практикующего психолога в образовании», М., 1996.
- Семаго Н.Я. «Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик», М., 1998.
- Семаго Н.Я.,. Семаго М.М «Руководство по практической диагностике», М., 2000.
- Тейлор К. «Психологические тесты и упражнения для детей», М., 2002.
- Ускова Г.А. «Психолого-педагогическая диагностика младших школьников», М., 2004.
- Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой», М., 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ» (1)
Встать прямо, показать ладошки, при этом локти опустить. Короткий, шумный, активный вдох носом, одновременно ладошки сжимаются в кулачки (руки неподвижны). Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос. В это время кулачки разжимаем.
Примечание
Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они также свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОГОНЧИКИ» (2)
Встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой вытолкнуть кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом кулаки разжимаются.
Примечание
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в сторону.
УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС» (3)
Встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, к полу: спина круглая, голова опущена. Короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Слегка приподняться, но не выпрямляться полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос.
УПРАЖНЕНИЕ «КОШКА» (4)
Встать прямо, руки опущены. Легкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище, то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом выполнить легкое «сбрасывающее» движение.
Примечание
Голову поворачивать вместе с туловищем. Колени слегка гнуться, и выпрямляются, приседание легкое, пружинистое. Спина все время прямая.
УПРАЖНЕНИЕ «ОТНИМИ ПЛЕЧИ» (5)
Встать прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнимаем себя за плечи. Руки двигаются параллельно, а не крест-накрест.
Примечание
В течении всего упражнения положение рук менять не следует.
УПРАЖНЕНИЕ «БОЛЬШОЙ МАЯТНИК» (6)
Встать прямо. Слегка наклониться к полу – вдох. Сразу же без остановки откинуться назад, обнимая себя за плечи, — тоже вдох. Выдох – пассивный между двумя вдохами – движениями.
УПРАЖНЕНИЕ «УШКИ» (7)
Встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правым ухом коснуться плеча — короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левым ухом коснуться плеча – вдох. Выдох между двумя вдохами – движениями.
Примечание
Плечи постараться удержать в неподвижном состоянии.
УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЫЙ МАЯТНИК» (8)
Встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустить голову, посмотреть в пол – вдох. Откинуть голову назад, посмотреть вверх – вдох. Выдох пассивный в промежутке между вдохами.
Примечание
Шею ни в коем случае не напрягать.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕКАТЫ» (9)
Правая нога впереди, левая нога на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Слегка присесть на правую ногу – вдох. Выпрямляя правое колено, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Присесть на левую ногу – вдох.
Примечание
Приседания легкие, пружинистые.
УПРАЖНЕНИЕ «ШАГИ» (10)
Встать прямо, руки опустить вдоль тела. Поднять вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левую ногу в этот момент слегка присесть – вдох. В это время поднятую вверх правую ногу опустить на пол, а левую – выпрямить в колене – выдох. Обе ноги на какое-то мгновение занимают прямое положение. Затем поднять вверх согнутую в колене левую ногу, а на правую в этот момент слегка присесть – вдох. Выдох пассивный, уходит после каждого вдоха.
|