Цобехия Анна Юрьевна. Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.

Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение для дальнейшей жизни ребенка.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но когда у ребенка имеются какие-либо нарушения в развитии, то соответственно становление эмоционально-личностной сферы затрудняется.

В настоящее время значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблема воспитания и обучения детей с ОНР изучалась в работах А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, С.А. Мироновой, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой и др. Нарушение общения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к формированию межличностных отношений, данную особенность впервые отметили Е.А. Аркин и Л.И. Божович.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка, в частности развития эмоционально-личностной сферы. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

 

Скачать конспект

Актуальность нашей работы заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоционально-личностной сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию эмоций через комплекс терапевтических методов, коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями, а также в повседневной деятельности.

Соответственно актуальности данной проблемы перед нами определилась цель исследования: разработка системы комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с использованием комплекса терапевтических методов. Чтобы реализовать вышеуказанную цель нам необходимо:

  1. Изучить психолого-педагогические и специальные исследования по проблеме организации комплексного подхода к коррекции эмоционально-личностного развития у старших дошкольников с ОНР;
  2. Изучить особенности эмоционально-личностного развития у старших дошкольников с ОНР экспериментальной группы в ходе констатирующего эксперимента;
  3. Разработать систему комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с использованием различных методов терапии;
  4. В ходе экспериментального обучения определить содержание и формы использования различных видов терапии в коррекционной работе по эмоционально-личностному развитию детей с ОНР;
  5. Внедрить разработанную нами систему коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР в ходе экспериментального обучения;
  6. Выявить эффективность выделенных условий реализации комплексного подхода в коррекции эмоционально личностного развития старших дошкольников с ОНР в ходе экспериментального исследования.

Экспериментальная работа проводилась в период с октября 2011 г. по март 2012г. на базе МБДОУ центре развития ребенка – детском саду №5 «Чебурашка» (санаторного с тубинтоксикацией) г. Новошахтинска Ростовской области. В экспериментальной работе принимали участие 10 детей с ОНР 3 уровня, посещающих старше-подготовительную группу.

Для выявления уровня речевого развития детей экспериментальной группы нами была использована методика Е.А. Логиновой, С.Б. Яковлевой, по результатам которой установили, что из десяти детей нет ни одного ребенка с нормой речевого развития, шесть детей имеют средний уровень развития речи, четверо – низкий уровень.

С целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы мы выбрали следующие методики:

  1. Таблица для бесед с родителями «Нарушения поведения у детей» (Т. Хельбрюгге, Г. Деринг);
  2. Опросник для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (Н. Л. Кряжева);
  3. Тест для родителей «Оценка уровня тревожности» (А. И. Захаров);
  4. Анкета для воспитателей «Выявление эмоционально неблагополучных детей»;
  5. Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (Р. Берне) — оценка агрессивности и других видов поведения;
  6. Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) — диагностика уровня тревожности;
  7. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) — выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности;
  8. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

Изучив состояние эмоционально-личностной сферы мы сделали вывод, что дети с ОНР старшего дошкольного возраста имеют трудности в общении со сверстниками (100% детей экспериментальной группы), испытывают чувство тревоги (90% детей), бывают часто агрессивны по направлению к себе и к окружающим (80% детей).

Все вышеуказанные особенности эмоционально-личностной сферы осложняются речевым недоразвитием и в комплексе усложняют коррекционный процесс. Поэтому мы предположили, что для успешности коррекционного процесса, направленного на развитие эмоционально-личностной сферы необходима организация комплексного подхода с использованием различных методов терапии.

По степени новизны опыт является поисково-творческим, т. к. при разработке занятий, консультаций и различных мероприятий мы применяли новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассмотрели степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы дошкольников у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий, как с детьми, так и совместно с родителями и педагогами, а также, в повседневной деятельности.

Экспериментальная работа осуществлялась нами фронтально, на индивидуальных занятиях, а также малыми группами. Занятия проводились 3 раза в неделю, и их продолжительность составляла 30-40 минут.

В ходе коррекционной работы, направленной на улучшение эмоционально-личностного развития были использованы следующие методики:

  • Песочная терапия (sand play) — основоположник использования песка в психотерапевтической помощи Карл Густав Юнг, создатель метода Дора Калфф
  • Элементы арттерапии – построен на теории психомоторной связи (И. М. Сеченов, К.Г. Юнг)

- Групповые психокоррекционные упражнения.

В процессе использования вышеуказанных методов мы придерживались следующих принципов гуманистически-ориентированного подхода для эффективности выбранных методов:

  • установление непринужденных дружеских отношений с ребенком
  • принятие ребенка таким, каков он есть
  • ненавязчиво добиваться того, чтобы ребенок открыто говорил о своих чувствах
  • понять чувства ребенка, пытаться обратить его внимание на себя самого
  • позволить ребенку самому регулировать динамику игрового процесса
  • вводить лишь те ограничения, которые связаны с реальной жизнью

- выполнять функцию «зеркала», в котором ребенок видит самого себя.

Необходимым условием при использовании данных методов является эмпатическая связь с ребенком и принятие всех его продуктов творчества.

В процессе итогового эксперимента мы получили результаты, показывающие качественные изменения в эмоционально-личностном развитии детей с ОНР, в первую очередь изменения в поведении – дети смогли почувствовать свою успешность, что способствовало повышению самооценки, дети стали терпеливее, увереннее в себе. Также отмечается снижение уровня тревожности, ослабление агрессивных тенденций, дети стали общительней, чаще вступают в игровые объединения, снизилась конфликтность. В отношении познавательных процессов отмечается развитие мышления и воображения.

Проведенная коррекционно-развивающая работа по улучшению состояния эмоционально-личностной сферы у старших дошкольников с ОНР подтвердила предположение о том, что организация комплексной коррекции эмоционально-личностных нарушений у старших дошкольников с ОНР с включением терапевтических методов позволила повысить эффективность коррекционной работы.

Литература:

  1. Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия. СПб, 2004
  2. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей. Комсомольск-на-Амуре: изд-во Госпединститута, 1997
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: АПКиПРО, 2000
  4. Эберлейн Г. Страхи детей: Практическое пособие для родителей. – М.: Знание, 1981
  5. Фурманов И.А. Детская агрессивность; психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов, — Минск, 1996.

6.

Просмотров: 1614
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Екатерина Игоревна Назаренко. Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с использованием ИКТ. Тема: «Большой мир маленького человека»
  • Логинова Людмила Александровна. «Формирование эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста»
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Елена Кривошеева. Конспект занятия на день открытых дверей по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Шкуркина Ольга Игоревна. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Бадова Диана Ахсарбековна. Аутизм. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Елена Веремеенко. Буклет 'Методы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника'
  • Фомина Светлана Евгеньевна. Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
  • Хубиян Этери Ашотовна. «Дыхательная гимнастика как средство коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников»
  • Борзило Лилия Вениаминовна. Конспект коррекционного занятия познавательной и эмоционально – волевой сферы у детей 6-7 лет «В гостях у Шишиморы».
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.
  • Козлова Тамара Ромилловна. Конспект открытого интегрированного занятия по формированию эмоционально-волевой сферы и развитию лексико — грамматических средств языка с детьми средней коррекционно-развивающей группы «Я – человек»
  • Мастяева Елена Викторовна. КОНСПЕКТ НОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Абраменкова Ирина Алексеевна. Сказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНР
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Эмоционально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками
  • Гроза Оксана Ивановна. «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Пак Ксения Владимировна. Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ
  • Апичина Елена Викторовна Чернявская Ирина Владимировна Мушинская Наталия Владимировна. Статья «Эмоционально-нравственное развитие ребенка в образовательной организации»
  • Исаева Ирина Сергеевна. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь