Апичина Елена Викторовна Чернявская Ирина Владимировна Мушинская Наталия Владимировна. Статья «Эмоционально-нравственное развитие ребенка в образовательной организации»

Статья «Эмоционально-нравственное развитие ребенка в образовательной организации»

В настоящее время интерес к эмоционально-нравственному развитию ребенка в образовательной организации стремительно растет. В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность ребенка стремилась быть эмоционально-нравственной. В этой ситуации особенно актуально эмоционально -развитие подрастающего поколения в условиях дошкольных образовательных организаций, так как педагоги образовательной организации способны в различных видах деятельности развивать эмоционально-нравственные качества личности ребенка: сопереживание и сочувствие; эмоциональную отзывчивость; стремление помочь другому; стремление поступать «хорошо» или «плохо»; стремление соблюдать правила нормы и поведения.

Ключевые слова: личность, нравственные качества, нравственные потребности, нравственные убеждения, нравственные привычки и поступки, эмоции и чувства, эмоционально-нравственное развитие.

 

Проблема эмоционально-нравственного развития личности ребенка имеет большую социальную значимость, а эмоционально-нравственное совершенствование общества и личности ребенка может быть отнесено к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных [2]. Период детства – это самый благоприятный период для эмоционально-нравственного развития личности ребенка, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное личностное развитие, которое включает компоненты эмоционально-нравственного развития: осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому [1].

Исследователь Т. М. Грабенко [4] полагает, что эмоционально-нравственное развитие — это процесс, который включает в себя нравственные потребности (стремление соблюдать нормы и морали, принятые в обществе), нравственные убеждения (активное положительное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям), нравственные привычки (потребность к совершению нравственных поступков) и поступки (поступки совершаемое с соблюдением норм и морали, принятых в обществе), нравственные эмоции (эмоции одобрения, осуждения, удовлетворения, радости, сомнения, гнева, стыда, сочувствия) и нравственные чувства (чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д.).

Эмоционально-нравственное развитие детей осуществляется как процесс, состоящий из формирования и разрешения различных противоречий [3]. Цели, задачи и содержание эмоционально — нравственного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации обозначены в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) [6].

Педагоги дошкольных образовательных организаций стремиться создать различные условия для эмоционально-нравственного развития личности ребенка:

  1. Создание эмоционально-нравственного потенциала окружающей социальной среды, воспитательного микросоциума.
  2. Создание условий для активной деятельности ребенка в процессе усвоения эмоционально-нравственного опыта.
  3. Создание специальных программ, направленных на эмоционально-нравственного развития личности ребенка.
  4. Обучение педагогов в области эффективной работы по эмоционально-нравственному развитию личности ребенка.
  5. Повешение эмоционально-нравственного развития родителей с использованием различных форм, средств и методов [5].

Основным педагогическим условием эмоционально-нравственного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации являются различные специальные программы. Ю. С. Вечканова [3] предлагает использовать для эмоционально-нравственного развития личности ребенка программу «Сказка как основа эмоционально-нравственного развития личности ребенка».

Цель программы: эмоционально-нравственное развития личности ребенка посредством использования сказки.

Задачи программы:

  1. Развивать следующие компоненты эмоционально-нравственного развития личности ребенка: осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.
  2. Помогать детям определить эмоционально-нравственную позицию, изображённую в сказке и давать правильную оценку её с точки зрения соответствия эмоционально-нравственным качествам личности.

Примерное тематическое планирование по программе Ю. С. Вечканова «Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок» [3] следующее:

Занятие 1. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; закреплять умение оценивать поступки героев, составлять их характеристики; воспитывать любовь, бережное отношение к близким людям.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.

Занятие 2. Сказка «Иван-Царевич и Серый Волк»

Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; показать особенности семейных и общечеловеческих взаимоотношений, выручки и взаимопомощи; развивать эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: любовь к ближним, забота о старших и младших; справедливость, милосердие.

Занятие 3. Сказка «Иван-Царевич и Серый Волк»

Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; воспитывать добрые отношения в семье, в кругу друзей, к людям.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: любовь к ближним, забота о старших и младших; справедливость, милосердие.

Занятие 4. Сказка «Сивка-Бурка»

Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; ознакомить детей с такими эмоционально-нравственными категориями как послушание, милосердие, ответственность за порученные дела; воспитывать ответственность за свои поступки.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: послушание, милосердие, ответственность за порученные дела, преодоление трудностей на пользу общего дела.

Занятие 5. Сказка «Царевна- лягушка»

Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; активизация эмоционального восприятия детей; воспитание ответственности за своих близких и друзей.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, любовь к природе, стремление защищать ее и оберегать

Занятие 6. Сказка «Крошечка- Хаврошечка»

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: нормы и правила поведения, эмпатия, эмоциональное сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому; воспитывать чуткость, отзывчивость, умение отличать эмоционально- нравственные качества от физических.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: доброе отношение к людям, уважение и забота о старших.

Занятие 7. Сказка «Летучий корабль»

Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; воспитывать жизнерадостное отношение к окружающему миру, чувство дружбы.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: ответственность за свои поступки, уважение и забота о старших

Занятие 7. Сказка «Каша из топора»

Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; воспитывать милосердие, сочувствие к окружающим.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, целеустремленность, эмпатия, эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.

Занятие 9. Сказка «Морозко»

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, честь; любовь к ближним, забота о старших и младших; целеустремленность.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: ответственность за свои поступки, справедливость, милосердие.

Занятие 10. Сказка «Самое дорогое»

Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.

Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, честь; эмпатия, эмоциональная отзывчивость.

Таким образом, эмоционально-нравственное развитие — это процесс, который включает в себя нравственные потребности, нравственные убеждения, нравственные привычки и поступки, нравственные эмоции и нравственные чувства. Дошкольная образовательная организация становиться первым институтом эмоционально-нравственное развития личности ребенка. Педагоги создают различные условия для эмоционально-нравственного развития личности ребенка. Одним из основных условий эмоционально-нравственного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации являются различные специальные программы, например, программа Ю. С. Вечканова предлагает использовать для эмоционально-нравственного развития личности ребенка программу «Сказка как основа эмоционально-нравственного развития личности ребенка». Цель программы: эмоционально-нравственное развития личности ребенка посредством использования сказки. Данная программа развивает следующие компоненты эмоционально-нравственного развития личности ребенка: эмпатия, эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому, стремление поступать «хорошо» или «плохо», стремление соблюдать правила нормы и поведения.

Список литературы

  1. Бреслав Г.М. Нравственные качества личности в детстве. / Г.М. Бреслав — М.: АСТ, 2017. – 46 с.
  2. Богданова О. С. О нравственном воспитании детей. / О. С. Богданова — М.: Просвещение, 2018. — 213 с.
  3. Вечканова Ю. С. Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей / Ю. С. Вечканова // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 323-326.
  4. Грабенко Т. М. Нравственность у дошкольников. / Т. М. Грабенко — СПб.: Речь, 2016. — 400с.
  5. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. / И. Ф. Свадковский — М.: Академия, 2017. — 144 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27. 10. 2014 N 1351 (ред. от 25. 03. 2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_law_118580/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 29. 02. 2020).
Просмотров: 351
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Абраменкова Ирина Алексеевна. Сказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНР
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Исаева Ирина Сергеевна. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Тукаева Гульгена Ахметзакиевна. Занятие на эмоционально-ценностное развитие в подготовительной группе «Дом для друзей»
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Авраменко Наталья. Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Эмоционально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношении со сверстниками
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь