В настоящее время интерес к эмоционально-нравственному развитию ребенка в образовательной организации стремительно растет. В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность ребенка стремилась быть эмоционально-нравственной. В этой ситуации особенно актуально эмоционально -развитие подрастающего поколения в условиях дошкольных образовательных организаций, так как педагоги образовательной организации способны в различных видах деятельности развивать эмоционально-нравственные качества личности ребенка: сопереживание и сочувствие; эмоциональную отзывчивость; стремление помочь другому; стремление поступать «хорошо» или «плохо»; стремление соблюдать правила нормы и поведения.
Ключевые слова: личность, нравственные качества, нравственные потребности, нравственные убеждения, нравственные привычки и поступки, эмоции и чувства, эмоционально-нравственное развитие.
Проблема эмоционально-нравственного развития личности ребенка имеет большую социальную значимость, а эмоционально-нравственное совершенствование общества и личности ребенка может быть отнесено к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных [2]. Период детства – это самый благоприятный период для эмоционально-нравственного развития личности ребенка, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное личностное развитие, которое включает компоненты эмоционально-нравственного развития: осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому [1].
Исследователь Т. М. Грабенко [4] полагает, что эмоционально-нравственное развитие — это процесс, который включает в себя нравственные потребности (стремление соблюдать нормы и морали, принятые в обществе), нравственные убеждения (активное положительное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям), нравственные привычки (потребность к совершению нравственных поступков) и поступки (поступки совершаемое с соблюдением норм и морали, принятых в обществе), нравственные эмоции (эмоции одобрения, осуждения, удовлетворения, радости, сомнения, гнева, стыда, сочувствия) и нравственные чувства (чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д.).
Эмоционально-нравственное развитие детей осуществляется как процесс, состоящий из формирования и разрешения различных противоречий [3]. Цели, задачи и содержание эмоционально — нравственного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации обозначены в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) [6].
Педагоги дошкольных образовательных организаций стремиться создать различные условия для эмоционально-нравственного развития личности ребенка:
- Создание эмоционально-нравственного потенциала окружающей социальной среды, воспитательного микросоциума.
- Создание условий для активной деятельности ребенка в процессе усвоения эмоционально-нравственного опыта.
- Создание специальных программ, направленных на эмоционально-нравственного развития личности ребенка.
- Обучение педагогов в области эффективной работы по эмоционально-нравственному развитию личности ребенка.
- Повешение эмоционально-нравственного развития родителей с использованием различных форм, средств и методов [5].
Основным педагогическим условием эмоционально-нравственного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации являются различные специальные программы. Ю. С. Вечканова [3] предлагает использовать для эмоционально-нравственного развития личности ребенка программу «Сказка как основа эмоционально-нравственного развития личности ребенка».
Цель программы: эмоционально-нравственное развития личности ребенка посредством использования сказки.
Задачи программы:
- Развивать следующие компоненты эмоционально-нравственного развития личности ребенка: осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.
- Помогать детям определить эмоционально-нравственную позицию, изображённую в сказке и давать правильную оценку её с точки зрения соответствия эмоционально-нравственным качествам личности.
Примерное тематическое планирование по программе Ю. С. Вечканова «Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок» [3] следующее:
Занятие 1. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; закреплять умение оценивать поступки героев, составлять их характеристики; воспитывать любовь, бережное отношение к близким людям.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.
Занятие 2. Сказка «Иван-Царевич и Серый Волк»
Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; показать особенности семейных и общечеловеческих взаимоотношений, выручки и взаимопомощи; развивать эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: любовь к ближним, забота о старших и младших; справедливость, милосердие.
Занятие 3. Сказка «Иван-Царевич и Серый Волк»
Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; воспитывать добрые отношения в семье, в кругу друзей, к людям.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: любовь к ближним, забота о старших и младших; справедливость, милосердие.
Занятие 4. Сказка «Сивка-Бурка»
Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; ознакомить детей с такими эмоционально-нравственными категориями как послушание, милосердие, ответственность за порученные дела; воспитывать ответственность за свои поступки.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: послушание, милосердие, ответственность за порученные дела, преодоление трудностей на пользу общего дела.
Занятие 5. Сказка «Царевна- лягушка»
Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; активизация эмоционального восприятия детей; воспитание ответственности за своих близких и друзей.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, любовь к природе, стремление защищать ее и оберегать
Занятие 6. Сказка «Крошечка- Хаврошечка»
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: нормы и правила поведения, эмпатия, эмоциональное сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому; воспитывать чуткость, отзывчивость, умение отличать эмоционально- нравственные качества от физических.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: доброе отношение к людям, уважение и забота о старших.
Занятие 7. Сказка «Летучий корабль»
Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; воспитывать жизнерадостное отношение к окружающему миру, чувство дружбы.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: ответственность за свои поступки, уважение и забота о старших
Занятие 7. Сказка «Каша из топора»
Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; воспитывать милосердие, сочувствие к окружающим.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, целеустремленность, эмпатия, эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.
Занятие 9. Сказка «Морозко»
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, честь; любовь к ближним, забота о старших и младших; целеустремленность.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: ответственность за свои поступки, справедливость, милосердие.
Занятие 10. Сказка «Самое дорогое»
Задачи: активизировать эмоциональную сферу детей; осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому.
Развиваемые эмоционально-нравственные качества личности ребенка: справедливость, милосердие, честь; эмпатия, эмоциональная отзывчивость.
Таким образом, эмоционально-нравственное развитие — это процесс, который включает в себя нравственные потребности, нравственные убеждения, нравственные привычки и поступки, нравственные эмоции и нравственные чувства. Дошкольная образовательная организация становиться первым институтом эмоционально-нравственное развития личности ребенка. Педагоги создают различные условия для эмоционально-нравственного развития личности ребенка. Одним из основных условий эмоционально-нравственного развития личности ребенка в дошкольной образовательной организации являются различные специальные программы, например, программа Ю. С. Вечканова предлагает использовать для эмоционально-нравственного развития личности ребенка программу «Сказка как основа эмоционально-нравственного развития личности ребенка». Цель программы: эмоционально-нравственное развития личности ребенка посредством использования сказки. Данная программа развивает следующие компоненты эмоционально-нравственного развития личности ребенка: эмпатия, эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, сочувствие соучастие, стремление помочь другому, стремление поступать «хорошо» или «плохо», стремление соблюдать правила нормы и поведения.
Список литературы
- Бреслав Г.М. Нравственные качества личности в детстве. / Г.М. Бреслав — М.: АСТ, 2017. – 46 с.
- Богданова О. С. О нравственном воспитании детей. / О. С. Богданова — М.: Просвещение, 2018. — 213 с.
- Вечканова Ю. С. Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей / Ю. С. Вечканова // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 323-326.
- Грабенко Т. М. Нравственность у дошкольников. / Т. М. Грабенко — СПб.: Речь, 2016. — 400с.
- Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. / И. Ф. Свадковский — М.: Академия, 2017. — 144 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27. 10. 2014 N 1351 (ред. от 25. 03. 2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_law_118580/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 29. 02. 2020).
|