Роль семьи в формировании личности ребенка.
Автор: Березина Татьяна Ивановна, старший воспитатель детского сада комбинированного вида № 404 г.о. Самара
Семья и детский сад — два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие в пользу других общественных учреждений. Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Это первая школа воспитания растущего человека, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она- целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения. Опыт «жить среди людей». Любая педагогическая система без семьи- чистая абстракция.
Семья- уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, без оценочного принятия. По-прежнему каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих близких: матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть!
Особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы постороннему человеку. Когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.
Практика доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.
Другой немаловажный фактор семейного воспитания- это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые задачки) и стихийно (по дороге в детски сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказались ценными для детей.
Третий фактор семейного воспитания- возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов, кустарников во дворе дома, организация «воспитательной работы» старших дошкольников со своими младшими братьями, сестрами ( «Почитай малышу», «Расскажи сказку», «Поиграй»); совместные игры с сыном, дочерью.
Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь матери, отца) — забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.
Во многих семьях дети дошкольного возраста активно помогают по дому и выполняют посильные обязанности. Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе с взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия. Этот труд для ребёнка-дошкольника является по существу единственным доступным ему видом деятельности, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям.
Таким образом, различная практическая деятельность детей дошкольного возраста (которой руководят мамы и папы, бабушки и дедушки), упражнения в правильном поведении — ценнейшие средства воспитания. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребёнка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Взаимодействие детского сада и семьи в обучении детей дошкольного возраста играет огромную роль.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Ни для кого не секрет: взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Специфика работы воспитателя ясельной группы с семьёй диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей младшего возраста. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка родителям даёт рекомендации не только воспитатель, но и медицинские работники. Адаптационный период- серьёзное испытание для малышей до 3-4 лет; вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные и зарубежные исследователи (Н. М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В Манова-Томова др.). «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребёнка», отмечала Е.И. Морозова. В настоящее время встаёт вопрос о том, чтобы как-то разнообразить, обогатить образовательный процесс. Надо сделать так, чтобы родители, бабушки, дедушки внесли свой вклад в образовательный процесс. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Дети с таким уважением, любовью, и благодарностью смотрят на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые так много знают и интересно рассказывают
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе дошкольных учреждений и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, то у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива.
Для этого необходимо:
- внедрять новые формы и методы работы с семьей;
- устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребенка в семье и в детском саду;
- усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных поручений, заданий, которые дети выполняют дома вместе с родителями;
- использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;
- изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей;
- строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.
Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности.
Дети дошкольного возраста могут и должны по мере своих сил и возможностей принимать участие в общей трудовой жизни семьи и детского сада. Большое значение имеет систематическая работа с родителями в целях единства воздействия на ребёнка детского сада и семьи. Для успешной работы с родителями по трудовому воспитанию, педагоги должны уметь правильно осветить эти вопросы перед родителями. Использование опыта семейного воспитания помогает коллективу более четко определить конкретное содержание и методы пропаганды трудового воспитания детей среди родителей, раскрыть значение труда для формирования личности ребёнка, для воспитания у детей положительного отношения к труду взрослых, желание принять посильное участие в нём. Почти в каждой семье дети имеют возможность наблюдать труд взрослых. Многие родители уделяют внимание трудовому воспитанию детей, развивают у них навыки самостоятельности. С младшей группы мы учим детей одеваться самостоятельно: терпеливо ждём когда ребёнок сам оденет свитер, натянет колготки, брючки. Разъясняем родителям, что стремление ребёнка действовать самостоятельно следует поддержать и развивать. Мы развиваем в детях самостоятельность и внушаем им, что многое они умеют делать сами: «Ты уже большой, можешь сделать сам». У нас в группе есть девочка, которая младше всех на целый год, но когда она пришла к нам в группу, то с первого дня, когда мы хотели ей помочь, она сказала: «Я сама». Мы видим, как родители терпеливо ждут, когда их дети оденутся. Но бывают и такие, когда стоят перед детьми согнувшись и одевают. Ребёнок старшей группы может выполнять поручения родителей: содержать в порядке игрушки, протирать влажной тряпочкой листья цветов, мыть игрушки под руководством родителей, аккуратно складывать одежду.
Летом мы приобщаем детей к посадке цветов. Весной сажаем горох, фасоль, морковку, лук. Дети с удовольствием ухаживают за всеми этими посадками. Они рассказывают, как помогают родителям, бабушкам, дедушкам на даче, в деревне.
Участие семьи в трудовом воспитании, использование семейного опыта и совместные искания наиболее правильных форм и методов помогут быстрее и лучше осуществить задачи, стоящие перед детским садом.
Воспитание культуры поведения не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагогов и родителей. Важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребёнка в детском саду играет немаловажную роль в создании у них доверия к детскому саду, воспитателям. Познакомившись со сверстниками своего ребенка, родители не остаются равнодушными к тому, как проявляется культура общения их ребенка с товарищами. Определяя содержание работы с семьёй, важно исходить не только из общих для детского сада и семьи задач воспитания, но и учитывать положительные и отрицательные моменты воспитания в каждой конкретной семье. Воспитатель ведет работу с родителями в следующих направлениях:
- изучает опыт семейного воспитания и учитывает его достижения и пробелы в своей педагогической деятельности;
- оказывает действенную помощь родителям в воспитании детей;
Понимание родителями задач воспитания культуры поведения, владение ими правильными методами воздействия на ребенка — важный педагогический резерв в воспитании нравственных качеств подрастающего поколения. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи — это важнейший принцип полноценного воспитания детей.
Формы работы с родителями.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Каковы же формы работы с родителями? День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно — образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Возможность наглядного ознакомления с жизнью своих детей — законное право родителей и других взрослых членов семьи. Это также одна из форм повышения их педагогической культуры.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. Содержание беседы преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определённых знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму и т.д.
Родительские собрания проводятся групповые и общие.
Родительские конференции. Их цель- обмен опытом семейного воспитания.
Посещение семьи ребенка много дает для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.
Новые формы сотрудничества: вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовка спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса.
Взаимодействие дошкольного учреждения со школой.
Проблема преемственности в образовании не нова. Все правительственные документы, касающиеся воспитания и обучения подрастающего поколения, научная и методическая литература, выступления педагогов, психологов, медиков рассматривают преемственность между звеньями образования как основное средство его непрерывности. Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Связано это с возникшим ныне многовариантным образовательным пространством. Наиболее важны следующие принципы:
- природосообразность;
- адаптивность;
- психологическая комфортность;
- целостное содержание образования;
- обучение деятельности и в деятельности;
- принцип использования разнообразной познавательной среды.
Важнейшие составляющие преемственности- это цель, содержание обучения, формы его организации, методы и приёмы. Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста может быть сформулирована как гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка. Непрерывность дошкольной и начальной образовательных программ предполагает достижение следующих приоритетных целей.
На дошкольной ступени: охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка; развитие его общих способностей, произвольности, коммуникативности, уверенности в себе. Всё это должно обеспечить его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
На ступени начальной школы: физическое развитие ребёнка; его познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям; освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром; желание учиться, сформированное в учебной деятельности, и готовность к образованию в среднем звене.
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. Поговорив с детьми, можно узнать, что в школу хотят поступить практически все дети. Часть детей в качестве привлекающих моментов школьной жизни указывает получение знаний, а другую часть детей привлекают внешние аксессуары — обладание портфелем, звонки, перемены и др. Решающее значение имеет само положительное отношение к школе, создающее благоприятные условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной мотивации. Подготовка ребенка к школе осуществляется семьей и дошкольным учреждением. Семья может и обязана внести свой вклад в общее умственное развитие будущего школьника, позаботиться о некоторой специальной его подготовке. Следует подчеркивать, сколь положительно сказывается на всестороннем развитии будущего школьника активное приобщение его к окружающей жизни. Родители располагают большими возможностями ознакомления детей с явлениями живой и неживой природы, формирования у них любви к родной природе, развития эстетических чувств.
Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками — грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Планом совместной работы предусматривается взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателя с детьми. Учителя приглашают на родительское собрание подготовительной группы, где он отвечает на интересующие родителей вопросы, рассказывает о требованиях школы и др. Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы той школы, в которой они будут предположительно учиться. Первое посещение проводится первого сентября. Дети наблюдают за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. Новое посещение связано с учебным процессом. Дети приходят в класс, сидят за партами, посещают библиотеку. Вся эта работа распределяется равномерно в течение года.
Вывод:
Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастет его зерно, каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями: если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат — будьте уверены! — обязательно будет. Задача педагогов — создание необходимых условий для понимания родителями важности своего участия в жизни малыша. Это главное для благополучия ребенка в семье. Наилучшие результаты может дать максимально полное вовлечение родителей в целенаправленный процесс воспитания, что эмоционально обогатит отношения ребенок- родитель в регламентированной и деловой атмосфере дошкольного образовательного учреждения. Только в гармоничном взаимо дополнении детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации дошкольников.
Преемственность между детским садом и школой должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностях детей;
- на единых целях воспитания;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой.
- на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.
- на общих принципах построения программ и методик, отбора и подготовки кадров.
Такое комплексное решение выявленных проблем позволит на практике реализовать идею преемственности детского сада и школы.
Литература.
- Арнаутова Е.А. Педагог и семья.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.
- Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения.
- Зверева О.Л. Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ.
- Воспитателю о работе с семьёй Под ред. Виноградовой Н.В.
- Детский сад и семья под ред. Марковой Т.А.
- Воспитатели и родители. Из опыта работы Сост. Л. В. Загик, В.М. Иванова.
- Подготовка детей к школе в детском саду Под ред. Ф. А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой.
- Детский сад и семья. Из опыта работы дс г. Москвы.
- Наш «взрослый» детский сад. Из опыта работы К.П. Изергина, Л.С. Преснякова, Т.В. Иншакова и др.
- «И вновь о преемственности…» Д.В. N6. О4.
- «Воспитатель и родители» Д.В. N1О. О4.
- «Детский сад-начальная школа: о некоторых вопросах преемственности
- (из педагогического опыта) Д.В. N6. О5.
- «Семейный клуб в детском саду» Д.В. N5. О6.
- «Мы — команда». Д.В. N11. О6.
|