Подготовила: Воспитатель Азаматова Д.М. г. Учалы
Образовательно-воспитательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Таким образом, интегрированный метод обучения является своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.
Скачать конспект
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование методических проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
Актуальность темы: «Проектная деятельность: развитие свободной творческой личности ребенка» в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников. У него формируются активность и самостоятельность.
Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
Цель работы:
Развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности.
В рамках данной темы выдвинуты следующие задачи:
- Проанализировать литературу по вопросам проектной деятельности дошкольников.
- Закладывать в дошкольном возрасте позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы; систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
- Повышать эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании и обучении ребенка.
- Теоретические основы проектирования в ДОУ.
- 1. Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Так что же такое проектирование? Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ребенка, сообразуясь с его личным интересом.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели; это метод педагогического организованного освоения ребенком окружающей среды.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, увлечения ребенка при выполнении поставленной цели.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок-взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево — игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Выделяют четыре основных вида проектной деятельности.
1. Исследовательская проектная деятельность: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации.
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее
целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему
существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения
современного знания.
Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и
Способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей) в сферу его интересов.
2. Нормативная проектная деятельность: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы).
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются воспитателем, который должен четко понимать необходимости введения той или иной формы.
3. Творческая проектная деятельность: оформление результата в виде праздника, детского дизайна.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна.
4. Ролево-игровые проекты: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Основные этапы метода проектов:
- Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
- Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
-К кому обратиться за помощью (взрослому).
- В каких источниках можно найти информацию.
Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Проекты классифицируются:
А) По составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
|