В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, семье, к родным местам, улицам, родному городу, краю в котором живем, к своей стране.
Одним из наиболее эффективных методов гражданско-патриотического воспитания в нашем детском саду педагогический коллектив использовал проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Для работы поданному направлению в каждой возрастной группе были разработаны и проведены проекты, в которых реализовалась работа постепенно переходящая от малого к большому, от любви в семье до любви к Родному краю.
В младшей группе воплотили в жизнь проект «Моя семья-мое богатство»
Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям которые живут вместе, любят друг-друга и заботятся о родных и близких.
Реализуя данный проект провели родительское собрание на тему «Семья в жизни ребенка»», при помощи родителей сделали подборку семейных фотографий, изготовили ЛЭПбук «Моя семья моё богатство», провели разные Нод, беседы игры по данной теме.
В ходе реализации данного проекта была проведена диагностика детей на начало и конец проектной деятельности.
Диагностика знаний проводилась по 7 направлениям.
- Знание детьми своего имени и фамилии;
- Знание имени своих родителей;
- Знание места работы и их профессии;
- Способность рассказать о своей семье;
- Знание родственных отношений;
- Знание обязанностей каждого члена семьи;
- Умение называть знакомые профессии
В начале года было обследовано 23 ребенка, на конец реализации проекта был продиагностирован 21 ребенок, отсутствовали 2 ребенка.
Проведение проекта показало следующие результаты:
На начало года с низким уровнем знаний было 4 ребенка на конец 2 ребенка,
Средний уровень начало проекта 14 детей, конец проекта 3 ребенка;
Высокий уровень начало проекта 6 детей конец проекта 16 детей.
По результатам работы над проектом «Моя семья-мое богатство» можно сказать, что видна положительная динамика, дети стали больше знать о членах своей семьи, о традициях в кругу своей семьи, о жизни бабушек и дедушек. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов способствует укреплению детско-родительских отношений. Родители воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни группы стало более активным. Педагоги младшей группы планируют продолжать работу с детьми в данном направлении.
В средней группе проведен проект на тему «Моя улица-улица моей мечты»
Цель проекта: Обобщение и расширение знаний о своем городе, улице, воспитание чувства гордости, уважения и любви к родному городу, через знакомство с улицами родного города.
Были поставлены следующие задачи:
- Дать детям представление об улице, на которой они проживают, на которой находится детский сад.
- Поощрять исследовательский интерес детей.
- Формировать первичные представления о малой Родине.
- Создать позитивный настрой совместного творчества детей и родителей.
В ходе проведения проекта были проведены следующие мероприятия совместно с детьми и родителями: Разные экскурсии по улицам города, проведение различных Нод по данному направлению, индивидуальных и коллективных бесед, разных игр, был изготовлен макет при помощи родителей «Улица моей мечты», созданпатриотический уголок в группе, был изготовлен коллаж «Наш любимый детский сад», лепбук «Правила дорожного движения».
В ходе реализации данного проекта была проведена диагностика детей на начало и конец проектной деятельности.
Диагностика проводилась по 4 направлениям:
- Улица на которой проживаем. (домашний адрес)
- Название города.
- Знания о профессиях.
- Знание учреждений города (2-3 шт)
В начале года было обследовано 22 ребенка. Общий итоговый балл 1,4 намечена работа по закреплению имеющихся знаний о родном городе и истории названий некоторых улиц, а также намечена индивидуальная работа с детьми имеющими низкий показатель.
На конец реализации проекта было обследовано 20 детей из 22, 2 ребенка выбыло.
Анализируя проведенную работу средней группы можно сделать следующие выводы:
На конец проекта в группе самостоятельно называют улицы города и свой домашний адрес 7 детей, а с помощью взрослых 8 детей, знают учреждения города 15 человек, знают и называют профессии и города от 14 до 16 детей. Эти показатели знаний детей говорят о том, что в группе была проведена очень большая работа по данной теме. Знания, полученные во время работы над проектом, помогли повысить значимость патриотического воспитания дошкольников. Проект очень заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
В дальнейшем на следующий учебный год планируется продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города.
В старшей группе был проведен проект «Николаевск-на-Амуре- мой любимый город»
Цель: Создать условия для развития интереса к истории и настоящему родного города.
Задачи:
- Знакомить детей с родным городом, с геральдикой.
- Способствовать возникновению чувства восхищения красотой родного города и окружающей среды.
- Привлечь родителей к помощи по реализации проекта.
В ходе реализации данного проекта были проведены: Совместные экскурсии с родителями по улицам города, в музей, в центр КМНС, проведены разные Нод, в группе создан мини-музей, с экспонатами животных, детских поделок, рисунков, создан альбом «Помним, гордимся, верим», в группе оформлен патриотический уголок «Мы маленькая часть – большой России».
По проделанной работе были представлены следующие результаты: В начале года высокого уровня не показал ни один ребенок, Средний уровень развития показали 6 детей.
Низкий уровень развития показали 12 детей. Целенаправленная, систематическая работа в рамках реализации проекта (при активном участии родителей) позволила достичь определенных успехов.
По результатам итоговой диагностики, проведенной в конце года по обозначенным критериям:
Высокого уровня развития удалось достичь 5 детям, средний уровень развития показали 11 детей, на низком уровне остались 2 детей.
Сравнительный анализ результатов диагностики показывает наличие положительной динамики в развитии детей. Дети знают название своего родного города, имеют представления о его географическом положении (находится в Хабаровском крае, расположен на берегу реки Амур); знают значение цветов и символов, изображенных на гербе и флаге Николаевского района, Хабаровского края, России; владеют информацией о национальном составе жителей Николаевского района, знают традиционные промыслы и сказки коренных малочисленных народов Нижнеамурья, у детей повысился познавательный интерес к родному городу, его истории современной жизни.
Кроме того значительно возросла активность и заинтересованность родителей в вопросах формирования у детей чувства привязанности к своей малой родине.
В подготовительной группе был реализован проект «Люби и знай Хабаровский край»
Цель: Создать условия для формирования патриотических чувств у детей, воспитание любви и гордости за свой родной край.
Задачи: 1. Формировать чувство любви и гордости за родной край, проявление интереса к разным городам Хабаровского края.
2. Развивать знания об истории развития родного края символике, названии улиц, о достопримечательностях и людях прославивших родной край.
3. воспитывать духовно-нравственное отношение к самобытности народов населяющих Хабаровский край патриотические чувства к малой Родине, уважительное отношение и любовь к природе.
Реализуя проектную деятельность в подготовительной группе были проведены следующие мероприятия:
Тематические недели на темы касающиеся данного проекта, познавательные экскурсии, проведение разных Нод, праздники, досуги.
Было проведено РМО на базе нашего сада «Сторонка отчая», организованна выставка разных лепбуков по данной теме, изготовление альбомов и пособий на темы: «Хабаровский край глазами детей», «Красная книга Хабаровского края». Организовали и провели родительскую конференцию совместно с детьми старшей группы на тему: «Растим маленьких патриотов»,
В ходе реализации данного проекта была проведена диагностика детей на начало и конец проектной деятельности.
Диагностика проводилась по 5 направлениям:
- Геральдика Хабаровского края (герб, флаг)
- Города Хабаровского края
- Животный и растительный мир
- Коренные Малочисленные народы нижнего Амура
- Красная книга Хабаровского края
На начало проектной деятельности по данной теме было продиагностированно 22 ребенка (2 ребенка вновь прибывшие), на конец года 2 ребенка отсутствовали ввиду не посещения детского сада.
Проведение проекта показало следующие результаты:
На начало проекта с низким уровнем было 7 детей, со средним 11 детей, с высоким 4 человека, на конец проекта, с низким ни одного ребенка, со средним уровнем 4 ребенка, с высоким 18 детей.
Сравнительный анализ результатов диагностики показывает наличие положительной динамики в развитии детей, по данному направлению. Дети хорошо знают города Хабаровского края, знают обозначение геральдики края и города, прекрасно владеют информацией о малочисленных коренных жителях нижнего Амура, их быте, традициях, о растительном и животном мире родного края. Имеют представление о красной книге Хабаровского края. У родителей повысился интерес и наблюдается повышенная активность и желание принимать участие в проектах.
Результат работы в целом позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования гражданско-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным и наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагоги имеют возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе гражданско-патриотического воспитания детей; дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
|