Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории, Отличник Образования РС (Я)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Кэскил» c. Туора-Кюель МР «Таттинский улус», Республика Саха (Якутия)
Актуальность: 21 век — век информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Педагог 21 века — это не просто учитель или воспитатель, он – наставник и советчик, для которого наличие персонального сайта в Интернете — это уникальная возможность вести диалог со своими подопечными и их родителями на языке, понятном всему современному обществу. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и занимает не последнее место в работе современного педагога. Интернет –это массовый и оперативный источник информации. Воспитатель может найти различную информацию в сети по той или иной проблеме, которая ей нужна. Как и каждый педагог нашего времени я использую ИКТ технологии в своей работе и деятельности. Работаю на образовательных порталах, имею свой Персональный сайт воспитателя, электронное портфолио.
На международном образовательном портале МААМ. ру работаю с 2013 года. Тут, каждый педагог имеет возможность поделиться своим педагогическим опытом и перенять опыт других коллег. Благодаря порталу у меня теперь есть друзья из всех регионов России. Но несмотря на огромные возможности интернета, благодаря которому так далеко территориально находящиеся друг от друга люди могут почувствовать себя такими близкими, у мировой сети, как и у всего есть и отрицательные стороны. Популярность компьютеров, электронной почты, наборов стикеров с уже готовыми фразами и других средств быстрого общения уводит нас от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. Мы с вами, коллеги, уже сами столкнулись с «экзотичностью» бумажного письма в конверте для наших детей. Опросы и беседы выявили, что многие дети просто никогда не видели рукописного письма в конверте, не знали, что такое марка… Ситуацию надо было срочно исправлять. И вот осенью 2017 г на нашем портале МААМ. ру стартовал грандиозный проект Посткроссинг. ПОСТКРОССИНГ — проект по обмену почтовыми открытками между разными городами с целью знакомства. Основной целью проекта является – осуществление общественно-значимой деятельности, направленной на формирование у детей представлений о стране в которой мы живем, посредством почтовой переписки. Проект помогает детям лучше узнать свой родной край и обычаи своего народа- ведь об этом надо рассказать друзьям в письмах. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, Республике
- формирование бережного отношения к природе и всему живому
- развитие интереса к народным традициям, промыслам, истории, культуре
- формирует бережное и уважительное отношение к народному наследию
- расширение представлений о Республике Саха Якутия и России
- знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям
Благодаря проекту детей можно легко и увлекательно познакомить с основами географии, изучать страну: познакомить с понятиями «географии», «карта»; с обозначениями на карте городов, областей, рек, озер, морей, гор; с названиями крупных городов и рек России; с особенностями ландшафта, климата и условий жизни на севере, юге страны; с культурными традициями народов России и т.д. География нашей переписки обширна, тридцать адресов, тридцать населенных пунктов нашей огромной страны, тридцать коллег- педагогов поддержали переписку с нами, рассказывая о своих городах и селах, традициях и обычаях разных народностей это — Республики Калмыкия, Бурятия, Карелия, Калмыкия, Удмуртия, Тыва, города: Москва, Челябинск, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Кинешма, Новосибирск. Саратовская, Челябинская, Калужская, Новосибирская, Ивановская, Свердловская, Нижегородская, Оренбургская, Ростовская области. Пермский, Алтайский, Краснодарский края, ХМАО-ЮГРА. И детский сад Орончикан из Жиганского улуса. Проект организован для того напомнить всем нам о уникальности рукописного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека; чтобы привить детям любовь и уважение к России – самой большой многонациональной стране, с богатой культурой, людьми разных национальностей, чтобы у детей появилось понимание, насколько велика наша родная страна. Чего только мы не получили в подарок: флаги, карты, магнитики, сувениры, национальные куклы, книги, открытки и многое другое. Детям было очень интересно и удивительно слушать и запоминать названия разных городов и республик, находить на карте или глобусе, то место, откуда пришло письмо. Например друзья из г.Сочи прислали нам различный материал для уголка природы: шишки и плоды разных деревьев и кустарников: шишки туи, желуди, каштанов, кипариса, родендрона, лавровова куста, орехи фундука, грецкий орех, гербарий с листьями, которые дети сами собрали и высушили. Весь материал нам очень пригодился, ведь такие растения у нас не растут и увидеть их дети раньше могли разве только на картинке. Друзья из Москвы — материалы государственной символики, гидрогель для опытов, деревянные расписные хохломские ложки для уголка патриотического воспитания; из Калмыкии- национальный шарф хадак; из Карелии- сувениры из карельской березы и бересты, Удмуртские друзья -национальные игры, сказки и раскраски. Из Новосибирской области с.Мошково Марина Равильевна прислала в подарок кукольный театр, глобус, матрешку и очень красивый вязаный пальчиковый театр. Каждый прислал что-то свое, обычное для них и необычное, непривычное для наших ребят. Друзьям мы отправляли детские работы, рисунки, аппликации и много разных подарков, подчеркивая свой национальный колорит:посуду, магнитики, обереги, куклы, открытки, детские журналы «Чуораанчык». Из писем мы с огромной радостью узнали, что все наши подарки и рассказы вызвали огромный интерес как у детей, так и у взрослых. Многие коллеги провели со своими детьми познавательные беседы и занятия, знакомя детей с Якутией, ее природой, обычаями и традициями. Я отправила коллегам презентации и слайды про Республику Саха Якутия, Ленские столбы, про наши традиции и обычаи. В свою очередь мы смотрели слайды про Московский Кремль, метрополитен, шоколадную фабрику, Новосибирский зоопарк, Республику Бурятию, озеро Байкал, Республику Карелию, Удмуртию, Калмыкию. В ходе проекта мы проводили экскурсии на почту, познакомились с работой и профессией почтальона. Подчеркнули значимость почты и ее работы для населения. Итого, проект решает задачи разных образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития. В группе были проведены интегрированные занятия НОД, где дети получили и расширили знания о своей принадлежности, о детях других городов и республик, развивали представления о том, что Российская Федерация –огромная, многонациональная страна, у детей сформировано уважение к людям разных национальностей и их обычаям и культуре. В группе создан мини-музей, где хранятся подарки наших друзей. Таким образом, проводя с детьми занятия по патриотическому воспитанию, реализуя проект Посткроссинг, мы педагоги понимаем, насколько важно и актуально это сегодня. Необходимо с детства заложить в молодом поколении и в наших детях фундамент гражданственности, патриотизма, необходимо учить их относиться друг к другу и к своей стране, селу, краю, Республике, улусу с любовью и уважением. Гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого.
Ссылка на источники:
- Богомягкова Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 19-23.
- Курилова А.Н, Курамшина Ю.В Посткроссинги букккросинг как особая форма коммуникации//Научно методический электронный журнал «Концепт»-2016.-Т. 11-С. 3070. -URL concept. ru2016
- Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.
|