выполнила воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 16 детский сад «Солнышко» комбинированного вида
г.Искитима Новосибирской области Гадаборшева Елена Сергеевна
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Старинная мудрость
1. Постановка проблемы. Актуальность
Великая русская культура, классическая русская литература и музыка вырастили, воспитали и продолжают растить и воспитывать творцов национальной культуры каждого из народов России. Классическая русская культура связывала и связывает культуру отдельной нации нашей Родины с мировой культурой. При рассмотрении патриотического воспитания следует исходить из того, что не только каждый народ имеет свою уникальную, неповторимую культуру, но и каждый регион, область, город, деревня имеет свои особенности и свою историческую культуру, тесно связанную с традициями и обычаями данной местности. В «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» одной из основных задач является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Скачать конспект
Личностное становление ребенка начинается очень рано. В процессе его развития нравственность занимает важное место. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье, а в дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями – все это фундаментальная основа нравственно-патриотического воспитания с опорой на общечеловеческие ценности. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам:
- формированию культуры поведения — С.В. Петерина;
- формированию гуманных отношений — А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.;
- формированию любви к Родине — С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова;
- воспитанию нравственно-волевых качеств — А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.;
- формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения — Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.
Приобщение детей к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Одна из задач нравственного воспитания — воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу и к родной стране. Это — базовый компонент патриотического воспитания. Человек привязан к своей родине, и эта связь определяет его мировоззрение. «Корни художника, писал М.Сарьян, — лежат глубоко в его земле, но крона его шелестит всему миру». Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Прочность, устойчивость нравственных качеств зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования нравственно-патриотических качеств важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, об их необходимости и о преимуществах овладения ими. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения.
Механизм нравственно-патриотического воспитания:
Данный механизм имеет объективный характер. Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания.
Таким образом, в ходе исследования проблемы, изучив методическую и психолого-педагогическую литературу, я определила тему проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем»
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить условия повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания дошкольника.
Объект исследования – нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем.
Предмет исследования — процесс нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Воспитание эстетически-нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка; любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу.
- Расширение представлений о родной стране, ее столице; ознакомление с историческим прошлым России.
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к людям.
- Формирование бережного и заботливого отношения ко всему живому.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный: – определила условия, цель, задачи проекта, уровень развития эмоциональной сферы детей; обсуждение темы с участниками проекта.
- Практический: –экспериментальная работа; разработан комплекс игр-занятий.
- Заключительный – обобщение и анализ данных экспериментальной работы.
Участники проекта: дети, педагоги ДОУ и родители дошкольников.
|