Козлова Елена Анатольевна Сова Татьяна Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

  • Козлова Елена Анатольевна
  • Сова Татьяна Николаевна

Воспитатель ГБДОУ д/с № 75 г.Санкт-Петербург

«Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

В.А. Сухомлинский

Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны.

Для реализации такой глобальной стратегии личностного роста в рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.

 

Любая работа, которая осуществляется с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях, должна строго соответствовать принятым стандартам. Для реализации нравственно-патриотического компонента воспитания в детских садах при составлении плана работы педагоги должны основываться на таких документах, как Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»; ФГОС ДО; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Основное требование ФГОС к воспитанию патриотизма у дошкольников — это регулярная и целенаправленная работа с детьми.

Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.

Малыши с 3 до 6 лет, то есть с периода начала посещения детского сада, находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу. Этому способствуют также следующие факторы: повышенная эмоциональность детей (готовность к сочувствию, сопереживанию позволяет использовать такие формы взаимодействия, как, например, подготовка проектов ко Дню победы, которые ставят малыша в позицию участника, сопричастного к тому или иному событию в истории страны); пытливость (в этом возрасте дети интересуются абсолютно всем, так что взрослому нужно только найти подходящую форму для реализации конкретных задач воспитания патриотизма); подверженность авторитетному влиянию старших (дошкольники априори воспринимают взрослого человека как объект для подражания, то есть доверяют и выполняют его требования).

Главное задание практической реализации системы патриотического воспитания заключается в том, что маленьким гражданам нужно привить любовь к своему городу, улице, на которой живёт малыш; чувство особой гордости за историю своей страны; уважение к культурному багажу предыдущих поколений; толерантность к разным чертам национального характера; самоуважение, которое является неотъемлемой частью самосознания гражданина; уважительное отношение к представителям других народов, а также своим сверстникам, родным и окружающим людям.

Цели, которые по требованиям ФГОС нужно достичь в рамках осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы с детьми, сводятся к следующим воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине; бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну; поддерживание связей поколений; сохранение и пестование традиций своих сограждан.

Для реализации этих требований работа с детьми должна быть целенаправленной (любая работа, проводимая в детском коллективе, должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своей страны); систематической (работа должна проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, проекты, например, утренник «Голоса Победы», посвящённый песням военных лет, который проводится накануне Дня победы); всеобщей (решение воспитательных задач должно происходить на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).

Система внедрения в практику программы патриотического воспитания малышей включает три этапа, каждый из которых решает определённые задачи.

Знакомство с понятиями и предметами близкого окружения:

воспитание уважения к труду (результатам народного творчества, местным художественным промыслам); знакомство с людьми, прославившими страну: воспитание дружественного отношения к другим народам.

Знакомство с жизнью общества страны: воспитание ощущения сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны через знакомство с памятными датами и национальными праздниками; бережное отношение к труду сограждан; расширение представлений о стране, родном городе, столице, а также государственной символики; изучение достопримечательностей города, памятников архитектуры, истории названий улиц.

Знакомство с местной природой воспитание любви к окружающей природе: изучение подходов к сохранению окружающего растительного и животного мира; воспитание чувства личной сопричастности к делу охраны природы родного края.

Эти этапы и цели идентичны на всех ступенях дошкольного образования, то есть в младшей, средней и старшей группах. Отличия будут только в объёме содержания, а также в выборе тех или иных форм, которые определяются методическим советом.

В целом же это могут быть тематические занятия; беседы о родном крае, природе, знаменитых людях; чтение книг на подходящие темы; подборка стихотворений и песен; просмотр научно-популярных фильмов и передач; игры; посещение выставок; составление альбомов; проекты и т.д.

Патриотическое воспитание также включает работу с родителями (например, совместная подготовка тематических утренников или проектов, выставок, поделок) и работниками местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для проведения экскурсии).

Патриотическое воспитание — это неотъемлемая часть образовательного процесса в целом и дошкольного обучения в частности. В работе с детьми нужно руководствоваться требованиями и рекомендациями ФГОС, а также подключать методические пособия педагогов, основанные на опыте работы в детских садах.

Но главное — заниматься этим вопросом систематически (то есть стараться включать нравственно-патриотический компонент в ежедневные игры, занятия) чётко формулировать цели того или иного вида деятельности и подключать родителей к выполнению некоторых заданий, связанных с изучением истории родного края.

Список литературы:

  • Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  • Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… – М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005.
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: «Издательство Скрипторий», 2008.
  • Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2005. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Просмотров: 567
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Мухаметханова Разиля Рафаковна. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.
  • Макарова Людмила Андреевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей.
  • Шахова Ольга Львовна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Артюшкина Ольга Владимировна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Кузнецова Елена Евгеньевна. Опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной'
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  • Мымрина Елена Сергеевна. Реферат на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Масютина Татьяна Геннадьевна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
  • Диц Галина Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
  • Петрякова Нелли Борисовна, Морева Ольга Александровна, Шандра Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание у старших дошкольников»
  • Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
  • Гадаборшева Елена Сергеевна. Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
  • Харкевич Оксана Николаевна. Статья «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
  • Васильева Наталья Васильевна. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
  • Рябинина Татьяна Викторовна. Воспитание будущего гражданина своей страны
  • Галяветдинова Айгуль Минзияновна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Статья «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников»
  • Пудова Светлана Валерьевна. «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»
  • Косоухова Наталья Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
  • Гудыма Наталия Юрьевна. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством художественно-эстетического развития
  • Маргарита Исакова. Духовно-патриотическое воспитание в детском саду. Сценарий праздника 9 мая для детей среднего дошкольного возраста
  • Рухленко Виктория Васильевна. Нравственно-патриотическое воспитание
  • Якунина Виола Фёдоровна. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО
  • Веселова Наталья Владимировна. Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Стемасова Римма Алексеевна. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
  • Лебедева Екатерина Константиновна. Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
  • Валентина Николаевна Хайдукова. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством метода проекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь