Сообщение на педагогическом совете.
Педагог по развитию речи: Ковтун Ирина Викторовна
Нравственно- патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.
В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, отцу, бабушке, дедушке.
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие они играют роль в становлении патриота.
В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение играет пример взрослых, в особенности близких людей.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Трудовой подвиг». Важно подвести детей к пониманию того, что мы победили в Великой Отечественной войне, потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь счастье людей.
Их имена увековечены в названии улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот, что важно для воспитания нравственно- патриотических чувств.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем страной ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и тд.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности, края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы.
В каждом месте своя природа, свои обычаи и традиции. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город… Надо показывать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести к пониманию того, что их город- частица Родины, потому, что во всех местах, больших и маленьких есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу
- люди берегут и охраняют природу
- есть общие национальные и общественные праздники и т.д.
Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.
У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение. Это нравственные ценности: доброта, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.
«Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто- нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа»
Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Он ввел в русскую педагогическую литературу термин
«народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, как называется наша страна, что ее населяют народы разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура;
Каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, праздники.
Основной формой нравственно- патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.
Этому помогают самые разнообразные методы и приемы, о которых более конкретно мы побеседуем в ходе просмотра видеоматериала.
Важно отметить, что, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо как можно чаще использовать игровые приемы, которые важны, как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Большой интерес у детей вызывают игры «поездки и путешествия».
Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными продуктивными видами деятельности.
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, развлечений, а также мероприятий с участием родителей.
В итоге основные направления работы по формированию нравственных чувств, которые станут основой патриотизма и можно представить целостной системой, которая преследует цель:
- Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своего города, своей страны.
- Формировать нравственно- патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране.
- Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.
|