Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …

Н.В. Непомнящая, инструктор по Физической культуре и туризму

Родина:

Что такое – слово «Родина»?
Как же дать такой ответ, чтобы понял ты,
Что Родина – это целый добрый свет?!
Ты открой окно пошире,

Загляни в дверную щель
И увидишь свою Родину –
Не найдешь её милей!
Здесь твой двор, родная улица

Скачать конспект

И весь Хостинский район –
Посмотри, какой прекрасный,
Удивительный он!
Море, пальмы и каштаны,

Алычёвые сады,
Река Хоста и тюльпаны
Небывалой красоты!
Здесь реликтовая роща –

Прорастает в ней самшит, величавый тис…
Природа так нас всех к себе манит.
Здесь прохладные ущелья.
Знаменитый монолит,

Воронцовская пещера
Посетить себя велит!
Слышишь звон родного храма?
Собирается народ на церковный праздник.

Надо!

Пусть всех Бог благословит!
Хоста наша – часть от города, что красуется вдали.
Город Сочи – тоже Родина!
Ты всегда его люби.

Здесь театр, цирк, вокзалы
И Дендрария сады.
Санатории. Мемориалы –
К ним цветы ты отнеси.

Переходит дальше Родина
В удивительный твой край.
Краснодарский край прекрасен,
Как знаменитый вкусный чай.

Ждет в России тебя Родина,
И ты гостей её встречай.
Любимый город, дворик, улицу
Никогда не обижай!

Ты открой окно пошире,
Найди знакомые черты,
Посмотри вокруг, увидишь-
…Кругом Родина!

И ты!

Н. Непомнящая

«С чего начинается Родина?». Знакомые всем нам слова с детства. А ведь Родина и начинается с детства! Наша задача, задача всех педагогов всех городов нашей Родины – научить малыша любить Родину. Беречь Родину. Восхвалять Родину. Гордиться Родиной. Быть достойным гражданином своей Родины.

Патриотическое воспитание. Как же объяснить маленькому человечку, что же такое – Родина?

Как и за что её нужно любить? Чтобы дать достойные ответы на такие вопросы, нужно самому ЛЮБИТЬ Родину, уметь видеть прекрасное. Педагоги нашего центра развития ребенка – детского сада № 41 г. Сочи не один год работают над задачей патриотического воспитания дошкольников и стараются как можно больше дать знаний по этому вопросу. Опираясь на опыт работы, в дошкольном учреждении разработана программа «Сочиведение для малышей» (Непомнящая Н.В.), которая включает такие вопросы, как воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. Туристско-краеведческая деятельность позволяет маленькому человечку познать окружающий мир в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов и путешествий, лучше и наглядно изучать свой район, город, край, страну, изучать духовно- нравственные традиции своего народа. А ведь это и есть начало патриотического воспитания.

Путешествуя, изучая свой край, город, район, улицу, маленькие патриоты непосредственно видят, что происходит вокруг, слышат, осознают окружающий мир. Путешествуя по родным местам, у ребёнка создаются более яркие, эмоциональные ощущения, в памяти откладываются запоминающиеся образы; так ребенок видит то, чего не увидит в книге. Путешествуя, ребенок становится более коммуникабелен, общителен, учится общаться со сверстниками и взрослыми, учится жить и работать в одной команде, коллективе. Путешествуя, ребёнок учится любить природу, уважать окружающий мир. Путешествуя, ребёнок учится ЛЮБИТЬ и понимать Родину и гордиться ею.

Но чтобы правильно воспитать достойного гражданина, необходима целенаправленная система работы всего педагогического коллектива учреждения, поэтому педагоги нашего центра развития ребенка постоянно разрабатывают новые интересные идеи, занятия, путешествия, экскурсии, к которым необходима соответствующая подготовка.

Необходимые условия для патриотического воспитания дошкольников – естественная среда жизнедеятельности: природные и климатические условия, социальная сфера, знание исторических аспектов района, города, культурных традиций своей малой родины.

Город Сочи уникален по своему расположению. Здесь мягкий климат. С оной стороны город прикрывают от сильных ветров горы, а с другой стороны — море отдает городу свое тепло. Исследования, различные путешествия можно проводить круглогодично. Природные условия нашего города позволяют органично осуществлять экологическую, краеведческую и туристскую деятельность.

В течении всего учебного года ребята вместе с родителями изучают природные и социальные объекты края и города Сочи, знакомятся с достопримечательностями, с памятниками искусства и архитектуры. Выбор тем и объектов согласуется с базовыми образовательными программами.

Содержание разделов раскрывается через изучаемые темы в регламентированной и нерегламентированной деятельности, работе с родителями, инструктором по физической культуре, экологом, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, воспитателями центра развития ребенка.

Изучая раздел «Географические характеристики», ребята узнают, чем же так интересны туристско-краеведческие путешествия, рассматривают фотоотчеты туристских клубов, знакомятся с географическими характеристиками непосредственно во время путешествий, изучают районы города Сочи, знакомятся с его климатом, населением; узнают, почему город Сочи называют курортом и столицей зимних олимпийских игр. Юные сочинцы впервые знакомятся с картой и топографическими знаками; после участвуют в соревнованиях по спортивному ориентированию.

Во время прогулок к морю, дошкольники знакомятся с географическими характеристиками Черного моря, знакомятся с легендами о море, наблюдают и узнают — почему же оно Черное? Педагоги стремятся дать как можно больше знаний о богатствах Черного моря, его обитателях. Ежегодно, 31 октября, в день защиты Черного моря весь коллектив вместе с детьми и родителями воспитанников участвуют в экологических акциях по защите моря.

Большое значение педагоги уделяют т выбору маршрута будущей экскурсии, прогулки. Желательно, чтобы он проходил по живописным местам, чтобы ярче отразиться в памяти ребенка.

Во время путешествий в парки города, в тисо-самшитовую рощу, в лесную зону, дошкольники знакомятся с растительным миром Сочи, учатся беречь природу, с удовольствием принимают участие в природоохранных мероприятиях города.

Воспитатели также уделяют огромное внимание культурному наследию города. Знакомят и организуют встречи со знаменитыми жителями Сочи, знакомят с произведениями местных художников, музыкантов, поэтов, помогают разобраться в фольклорном искусстве, ремеслах и традициях, обрядах.

Вот уже несколько лет подряд, 2 раза в год, старшие дошкольники нашего центра развития ребенка воспитывают свою волю и дух к победе в военно-патриотической игре «Зарница», которая готовит будущее поколение с патриотическими взглядами на жизнь. На 3 дня юные патриоты Родины вместе со старшими товарищами выезжают в лесную зону и проживают в полевых условиях, ежеминутно выполняя различные поручения. Ребята приезжают с таких мероприятий необыкновенно счастливыми и немного повзрослевшими.

Педагоги и воспитанники принимают участие в городских и краевых конкурсах, фестивалях по краеведению и сочиведению, исследовательской и поисковой деятельности, народных и фольклорных празднествах города и района – это и есть основная форма туристско-краеведческой деятельности. Изучая родную местность, ребята изучают историю своих улиц, района, города. Основная форма познания окружающего мира – наблюдение и творческая деятельность.

Учитывая возрастные особенности наших воспитанников, большое внимание уделяется, конечно же, игре, игровым приёмам как основе развития ребёнка в данном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир.

В любом путешествии, на любой прогулке каждый воспитанник может проявить себя как турист или краевед, экскурсовод. Каждый исполняет правила и обязанности. Постепенно, от путешествия к путешествию, от прогулки к прогулке у воспитанников складывается прекрасный образ родного уголка, появляются любимые места. Всё это закладывает основы патриотизма.

Туризм неотделим от краеведческой деятельности. О нем можно говорить не только как об оздоровительном комплексе, но и о как важнейшем средстве нравственно-патриотического воспитания, так как во время походов и путешествий педагоги нравственно воспитывают дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, воспитывают маленьких граждан, которые любят и ценят свою маленькую родину.

Так, все вместе — и мы, педагоги, и воспитанники вместе со своими родителями решаем задачу патриотического воспитания, используя социально-педагогический потенциал окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития Личности, личности юного патриота, маленького гражданина своей Родины!

План-конспект открытого интегрированного

эколого-краеведческого мероприятия

В подготовительной группе

Место проведения: мини-краеведческий музей дошкольного учреждения, экологическая тропа ДОУ

Оборудование: фотографии старого и нового города Сочи, Хосты, карта-схема площадки ДОУ, карточки-модели.

Занятие проводят эколог, воспитатель

Цель: Продолжать знакомство с историей родного города, поселка, в котором живут юные хостинцы. Вызвать чувство гордости за свою малую родину.

Задачи:

  • в доступной детям форме знакомить их с историческим прошлым и настоящим города, района Хоста. Знать достопримечательности Хосты, географическое положение (Черное море окружают горы, леса, разные страны..)
  • познакомить детей с разнообразием животного и растительного мира Сочи; развивать наблюдательность за жизнью пробуждающей природы. продолжать закреплять знания детей о том, как следует себя вести в природе.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие по родным местам любимого города и поселка и приглашает пойти в музей детского сада.

- Рассматривание фотографий старого Сочи, Хосты.

Воспитатель: — Вот таким был наш город и наша Хоста более 100 лет назад. Сейчас я вам расскажу немного об истории нашего района, и почему Хоста носит такое название (рассказ воспитателя).

- А теперь наша Хоста совсем не такая, какой мы её видим на старых фотографиях. Она стала намного краше, благодаря людям различных профессий, которые преумножили богатства и красоту Хосты

-Давайте вспомним, на берегу какого моря расположен город Сочи и наша Хоста? Хотите, я вам расскажу, почему море назвали Черным? (рассказ воспитателя — гипотезы)

-Ребята, я вам буду показывать фотографии и иллюстрации с самыми красивейшими местами города и района, а вы мне будете называть, что это за объект.

- Спасибо, ребята. Куда еще можно пойти с родителями в выходные дни отдохнуть, куда можно пригласить гостей нашего города?

- Действительно, в Хосте очень много достопримечательных мест, а наше путешествие мы продолжим по территории детского сада по карте-схеме. В пути у нас будут небольшие остановки, на которых вам нужно выполнить различные поручения.

Дети одеваются и выходят на экологическую тропу детского сада, где их ждет эколог.

-По карте-схеме находят место 1 остановки.

Остановка «Природа».

Эколог: — рассказывает о животном и растительном мире Сочи (несколько примеров)

-чтение стихотворения или загадки о природе

Задание детям: найти по описанию 3-4 дерева, растущих на территории детского сада или дать их описание.

Во время путешествия обратить внимание на тополь со скворечником, на котором вбиты гвозди и натянуты веревки для белья из соседнего дома, испорчен ствол дерева.

- Давайте-ка послушаем, что расскажет нам тополь. Смотрите, вот на веточке лежит его письмо. Я вам его прочту.

«Я очень рад вашему приходу. Погладьте мой ствол – я так люблю ласку и заботу. Злые люди били меня молотком, вогнали гвозди. Мне бывает и обидно и больно, когда так обращаются со мной. Но вы, я вижу, добрые и заботливые, любите все живое. Я обязательно приму скворцов или других птиц в тот скворечник, который вы мне подарили».

Воспитатель: — В апреле, в апреле

Скворцы прилетят.

Скворечня у нас под окном.
Одна лишь скворечня,
А радостью вешней
Огромный наполнится дом!

- Спасибо, мои славные путешественники за добрые слова и ласку. Счастливого пути!

(слова тополя заранее написать в виде письма и оставить у ствола дерева или на ветке)

Продолжаем путь по карте-схеме к следующей остановке.

Остановка 2 (у платана)

Эколог: — Вспомните, ребята, а у нас в лесу все ли так хорошо? Если бы у

природы была книга жалоб — вот что бы она написала:

читает жалобы деревьев:

- не ломайте наших веток – это наши руки, не портите ствол – это наше тело, не рвите листочки – это лицо и красота наша. Берегите нас! Сажайте нас!

Жалобы насекомых и червячков

- не убивайте полезных насекомых, не сажайте нас в коробочки и банки, отпустите нас на волю! Мы больше принесем пользы. Мы, дождевые червяку – друзья ваши, потому что съедаем гнилые листья, рыхлим почву. Не давайте нас в обиду и не бойтесь!

Жалобы птиц:

- злые мальчишки с рогатками обижают и пугают нас. Помогите нам! Ведь мы ваши друзья! И тогда и лес, и сад, и луг, и поле, и площадка детского сада заполнится нашим многоголосьем.

Жалобы растений:

-не рвите нас охапками, не вытаптывайте! Любуйтесь нами!

Эколог:

-- Чем же мы можем помочь нашей природе? Своей теплотой и заботой о ней. Никогда не забывайте, что без природы человек не сможет существовать.

- всегда надо помнить, что мы являемся частью природы. Давайте еще раз вспомним, как вести себя в природе.

Работа с карточками-моделями.

- Вы хорошо справились с заданием. А теперь снова в путь! Там нас ждут новые приключения!

- Люди, которые любят путешествия, умеют ориентироваться не только по карте, но и по местным признакам. Вот какие признаки вы знаете? (можно ориентироваться по стволу дерева, по полярной звезде, пеньку, камне, поросшим мхом…) предложить найти какой-нибудь из них на участке детского сада.

- Да, я вижу, с вами можно смело отправляться в путешествие и следующая остановка нас ждет в пути!

Остановка 3

«Узнай погоду»

-Присаживайтесь на скамейки. Немного отдохните. В нашем городе много достопримечательностей, туристов. И когда путешественники собираются в поход, всегда ждут хорошей погоды. Наблюдательные люди на протяжении многих лет учились распознавать признаки хорошей, ясной погоды. Давайте и мы с вами вспомним некоторые из них..

Ответы детей:

- дым от костра стремится в небо

-мошки вьются кучно

-в тучах прорезываются «кусочки» голубого неба.

-птицы летают высоко

Вспомнить поговорку «Если чайка села в воду — жди хорошую погоду. Чайка ходит по песку- моряку сулит тоску»

Эколог:

- а сейчас я вас познакомлю с признаками ненастной и пасмурной погоды:

-кучевые облака к вечеру увеличиваются в размерах

-днем ясно, а к вечеру облачность увеличивается

-вечером теплее, чем утром

-дым от костра стелется над землей

-солнце садится в тучу

-соль становится влажной

Воспитатель:

- Спасибо! Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Мы сегодня узнали много нового о нашей Хосте. Следующее путешествие мы совершим в музей природы.

Во второй половине дня предложить зарисовать свои впечатления.

Просмотров: 776
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дунаева Клавдия Павловна. Конспект открытого познавательного занятия на тему: «Частицу города нашего разве можно, друзья, не любить» во второй младшей группе
  • Кружкова Т.В., Яблочкина Л. В.. Проект по формированию патриотического воспитания дошкольников «Памятные места родного города — Таганрог»
  • Вяткина Лариса Анатольевна. Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Яугела Наталья Николаевна. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группе по теме: «Город, в котором мы живем» (День города — Санкт-Петербурга)
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Сердцева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Улицы родного города: путешествие на улицу Ленина»
  • Казанцева Евгения Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Герои нашего города»
  • Малыхина Ирина Александровна. Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: Рассматривание фотоальбома «Наш город». Здания, памятники города»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Смирнова Ольга Владимировна. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Улицы нашего города»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Бобкова Татьяна Александровна. Конспект интегрированной образовательной деятельности «Путешествие из города в деревню» для детей младшего дошкольного возраста (совместно с родителями)
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Кудина Алёна Александровна. Проект «История моей семьи в истории города», посвященного 70-летию города Северска
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Наталья Ботвина. Конспект совместной познавательной деятельности в старшей группе: «Тайны нашего города»
  • Паршкова Марина Рафхатовна. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, через кружковую работу.
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Егорова Галина Энверовна. Конспект организации познавательно — исследовательской деятельности по ознакомлению дошкольников с природой родного города «Растительный мир Зеленограда»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Эверстова Оксана Николаевна. Сочинение – ЭССЕ воспитателя МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка» Эверстова Оксаны Николаевны «Что значит быть воспитателем детского сада»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь