Харкевич Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ № 104, г. Томск
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы- ему помогает педагог.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребёнка осуществляется взаимосвязь разнообразных видов деятельности. Однако комплексное сочетание разделов программы не даёт такой результативности в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как их интеграция. Использование интеграции различных видов детской деятельности возможно в разработке проекта с детьми дошкольного возраста. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию.
Скачтаь конспект
Проектная деятельность- это творческая деятельность педагога: создание развивающих ситуаций; организация такой образовательной среды, в которой дети могут раскрыть свой внутренний мир, быть свободными в выборе форм и содержания действий, достичь успеха и чувствовать себя комфортно. Одной из составляющих методологии проектной деятельности является технология проектирования, его логика и этапность. Деление на этапы в проектировании может быть различным, прежде всего это зависит от того, что является объектом проектирования, от характера и уровня его сложности. На наш взгляд, разработка любого педагогического проекта требует осознанной организации процесса, определённой логики действий, которую обобщенно можно представить в следующем виде: замысел-создание проекта-реализация-рефлексия.
Актуальность темы:
Проектирование- это деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально- политических. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема.
Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Патриотическое воспитание ребёнка- это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень важна и актуальна. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
В последнее десятилетие в нашей жизни произошло много сложных, противоречивых событий: отошли в прошлое некоторые уже известные праздники и появились новые (например, 22 августа – день Российского флага), неоднородна информация об армии, событиях в годы Великой Отечественной войны. Поэтому нам, педагогам, необходимо задуматься над тем, как возродить работу, потерявшую в последние годы актуальность по формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств.
Что заложено в человеке в начале жизни, то останется с ним на всегда. Известны педагогические принципы- любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям- отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, детскому саду, школе, городу, защитникам Отечества, героям Великой Отечественной войны.
При организации работы по патриотическому воспитанию в детском саду очень важно сохранить духовность, разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Но при этом важно помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днём настоящим, дать понять ребёнку, что он хозяин своей Родины.
Выбор направления- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста определил цель моего проекта:
Создать условия для формирования духовно- нравственного отношения к родному дому, семье, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Реализация цели предполагается по основным блокам: социальное развитие, тематическая совместная деятельность, изобразительная деятельность, трудовая деятельность, работа с родителями.
Задачи проекта:
- Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, к результатам его труда, родному краю, защитникам Отечества, государственной символике, традициям, общественным праздникам.
- Создание в группе предметно- развивающей среды, способствующей проявлению у детей духовно-нравственных качеств.
Предполагаемый результат:
Активное участие детей и родителей в реализации проекта.
Создание предметно- развивающей среды предполагает ознакомление старших дошкольников с символикой, геральдикой и приобщением к русской традиционной культуре. С этой целью в нашей группе был создан «Патриотический уголок», который оформлялся не сразу. Для этого использовался принцип постепенности. В течении всего года мы пополняли уголок материалом, который тем самым помогал детям зрительно закреплять полученные знания.
Уголок включает в себя: карту Томской области, фотографии нашего города, Северска, Москвы и их гербы, макеты домов, папки с иллюстрациями, фотографиями знаменитых жителей нашего города. Глобус. В уголке имеется красная книга «Животные и растения Томской области» Так же имеются папки с родословной детей.
Ребята нашей группы принимали участие в городской программе «Первые шаги- первые успехи» организованный детским домом творчества «Искорка» г. Томска. Был ораганизован городской квест в под названием «В поисках знаний». Дети моей группы приняли участие и получили дипломы 2 и 3 степени. В номинациях «Томск –культурный»; «Томск- исторический».
Участок нашей группы находится рядом с участком детей первой младшей группы. Наблюдая за малышами, наши дети изъявили желание поиграть с детьми. Сначала ходили два ребёнка, потом к ним присоединились остальные. Наблюдая, как дети играют, поправляют предметы одежды, провожают малышей до группы после прогулок, помогают раздеваться, мы решили всё это сохранить для родителей. Хотелось объяснить родителям, что возникшие чувства добрые у детей необходимо поддерживать, развивать. Постепенно привычка делать добро перерастёт у детей в чувство заботы о другом человеке, станет их естественной потребностью. Позже была оформлена фотовыставка «Первые шаги в любви к ближнему»; «Мы в ответе за тех, кого приручили»; «Покорители космоса»; выставка газеты «Спасибо деду за Победу»; «Где я побывал в Росии»; выставки художественной литературы о подвигах русского народа. Была проведена совместная экскурсия дети-родители «Памятники защитники отечества» г. Томска. Были проведены праздники «День защитника Отечества»; «День Победы».
Были проведены родительские собрания на тему «Нравственные отношения в семье и в детском саду». Далее была оформлена выставочная экспозиция «Семейный герб», Герб группы. С детьми были оформлены выставки «Портрет мамы», «Портрет папы». И дети с интересом слушали беседы про «Георгия Победоносного», «Тайна сибирской реки»
Список литературы:
- Евдокимова Е.С Технология проектирования в ДОУ – ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Киселёва О. И. Живой родник: программа для дошкольных образовательных учреждений (выпуск 1)- Северск, СТИ ТПУ, 2000. -152 с.
- Киселёва О. И. Живой родник: программа для дошкольных образовательных учреждений (выпуск 2)- Северск, СТИ ТПУ, 2000. -203 с.
- Киселёва О.И. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. -М.: АРКТИ, 2006. -96 с.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. -М.: ТЦ Сфера, 2005. -128 с.
- Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. -М.: Айрис-пресс, 2008. -128 с.
|