Галяветдинова Айгуль Минзияновна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне

Автор: Галяветдинова Айгуль Минзияновна, воспитатель I квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 133 комбинированного вида» г.Казани.

Патриотическое воспитание – актуальная задача нашего общества. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у детей любви к своей Родине, готовность к её защите.

В 2020 году исполняется 75 лет Победы в ВОВ. С каждым годом этот временной отрыв увеличивается, а значит, современным детям сложнее понять значимость Великой Победы и то, какой ценой она досталась нашему народу. Именно поэтому существует необходимость организации и проведения различных форм деятельности в ДОУ. Очень важно сформировать и систематизировать знания дошкольников о войне 1941-1945гг. Это важное событие на исторической арене, является примером, который научит детей помнить защитников Родины, гордиться их мужеством, самоотверженностью. Ведь память, как известно, не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь в своей Отчизне не возникают из неоткуда, вдруг. Тем более, ВОВ – самый яркий пример проявления героизма и патриотизма народов нашей страны. И чтобы не потерять эту нить, сохранить её, мы – взрослые должны сформировать у дошкольников осознанное понимание этих исторических событий.

 

Методы, приёмы и формы патриотического воспитания:

  • Прогулки и экскурсии к памятникам войны. Ознакомление ребят с событиями, связанными с этими объектами исторической культуры; беседы, рассказы взрослых.
  • Работа с родителями: рассказы о судьбах воевавших членов семьи.
  • Чтение художественной литературы. Правильно подобранные рассказы и повести позволяют воспитывать у старших дошкольников сознание мужества, которое присуще только людям высокого долга.

Литературные произведения для дошкольников:

Д. Пентегов «Паровоз «Овечка»; А. Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»; К.Паустовский «Похождение жука – носорога», «Волшебное колечко»; Ю.Яковлев «Как Серёжка на войну ходил», «Семеро содатиков», «Кепка – неведимка», «Иван – виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат», И.Туричин «Крайний случай», С.Михалков «Быль для детей»

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия имеет патриотическая песня ( «Катюша» М.Исаковский, «Огонёк» В.Харитонов, «священная война» А.Александров, «Братские могилы» В.Высоцкий, «Нам нужна одна Победа» Б.Окуджава, «Бравые солдаты» А.Филиппенко, «Песня о пионерах-героях» А.Пахмутова, «Вечный огонь» Е.Агранович, «Алёша» К.Ваншенкин и многие другие). Музыка способна воздействовать на чувства ребёнка, а значит, способна преобразовывать его духовный, нравственный мир.

  • Просмотр мультфильмов ( «Солдатская сказка» (1983); «Воспоминание», посвящённое детям войны; «Сказка о громком барабане»; «Легенда о старом маяке»; «Салют» (1975); «Скрипка пионера»).
  • Организация выставки рисунков на военные темы. В них дошкольники отражают свои знания, полученные в ходе ознакомления с историей ВОВ.
  • Создание мини-музеев в группах, в ДОУ. Сюда рекомендуется включить художественную литературу для детей по военной тематике, иллюстрации по теме «Великая Отечественная война», коллекции игрушечного оружия и техники, а также коллекцию наград.
  • Проведение досугов, праздников, спортивных мероприятий, способствующих развитию чувства любви и гордости за Родину.
  • Создание предметно-развивающей среды, наличие игр, направленных на закрепление у детей знаний о ВОВ:

«Великие люди России» (Цель: закреплять у детей знания о великих соотечественниках; учить подбирать к соответствующему портрету только те предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности; воспитывать у детей гордость за достижения великих соотечественников; интерес и уважение к историческому прошлому России, развивать у дошкольников связную речь и логическое мышление. Правила игры: Воспитатель раздает большие карты, с изображением портретов великих людей, а также маленькие карточки-кружочки, на которых нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Тот ребенок, который правильно ответит на вопрос, берет карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра должна продолжаться до тех пор, пока дети не закроют все кружки на картах.);

Дидактическая игра-лото «Защитники нашего Отечества» (Задачи: развивать связную речь ребёнка, внимание, мышление, память, детскую фантазию; активизировать словарный запас о видах военно-боевой техники; о видах званиях солдат; упражнять в умении детей логически мыслить, объясняя свои действия; воспитывать усидчивость. Правила игры: Ведущий раздает участникам игры большие карты, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Ребята должны определить принадлежность предмета или представителя тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Ребенок, ответивший правильно, получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра должна продолжаться до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.);

«Вспомни и назови пословицу о Родине, солдате» (Цель: закрепить знание пословиц детьми о солдатах, о Родине, воспитывать у детей интерес к русскому фольклору. Правила игры: Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч. Ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о Родине, смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.);

«Каким видом транспорта защищают наши границы?» (Задачи: закрепить знания детей о военном морском, воздушном, сухопутном, транспорте; развивать познавательную активность у детей; воспитывать патриотов своей страны. Правила игры: Рассмотреть с детьми на карте границы нашей страны России. Обратить внимание на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. По воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, какой вид транспорта используют военные, охраняя границы Родины. Обосновывают свой ответ. Например, границу защитят катера, военные корабли, если враг нападёт с моря. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.);

«Отгадай военную профессию» (Цель: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине. Правила игры: Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Остальные дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.);

«Как прадеды мир отстояли» (Цель: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас. Правила игры: Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.);

«Символы нашей страны» (Цель: развивать логическое мышление, память; воспитывать патриотов своей страны. Правила игры: Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом даются и лишние элементы. Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту игру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберёт символику, должна ещё и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.).

Таким образом, патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. А планомерная, систематическая работа, комплексный

подход в формировании у детей дошкольного возраста осознанного понимания ВОВ 1941-1945 гг., её значимой Победы – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания, использование которых могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Литература:

  1. Александрова Э.И. «Система патриотического воспитания в ДОУ», изд. «Учитель», 2007г.
  2. Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников…»: Методические рекомендации/ Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2005.
  3. Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/19/didakticheskie-igry-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-0.
Просмотров: 503
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сценарии праздников для детей дошкольного возраста » Сценарии 9-го мая




Другие новости по теме:

  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Рябинина Татьяна Викторовна. Воспитание будущего гражданина своей страны
  • Жеребцова Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ Деловой игры в рамках взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Правила дорожные все должны мы знать, правила дорожные надо выполнять»
  • Батищева Елена Ярославовна. КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЁНКА. СОВЕТЫ ИЗ СТРАНЫ ФАНТАЗИИ.
  • Мищук Оксана Викторовна. Методическая разработка военно-патриотической квест-игры: «Мы — патриоты Родины своей!» для детей смешанной дошкольной группы
  • Крушельницкая Татьяна Николаевна. Публикация (из опыта работы) «Воспитываем дошкольников патриотами своей страны»
  • Пронина Наталья. Проектная деятельность в ознакомлении младших дошкольников с традициями своей страны.
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Старова Любовь Владимировна Лотоцкая Наталия Борисовна. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: Детям о Великой Отечественной Войне.
  • Чичушкина О. А.. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 'МАЛЕНЬКИЙ ГРАЖДАНИН СВОЕЙ СТРАНЫ'
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Воронцова Нина Александровна. «Как развивать речь дошкольников в 3-4 года»
  • Казакова М.С Романова С.В. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ «Мы память бережно храним!»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Скороход Анна Федоровна. Мастер-класс для педагогов «Герб моей семьи, как одна из форм патриотического воспитания дошкольников»
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Мымрина Елена Сергеевна. Реферат на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Курочкина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»
  • Шаврина Елена Геннадьевна. Обращение детей к мамам, папам, бабушкам, дедушкам, или правила обучения детей от 1 до 3 лет
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мудрова Анастасия Николаевна. Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
  • Лебедева Екатерина Константиновна. Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь