Автор: Галяветдинова Айгуль Минзияновна, воспитатель I квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 133 комбинированного вида» г.Казани.
Патриотическое воспитание – актуальная задача нашего общества. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у детей любви к своей Родине, готовность к её защите.
В 2020 году исполняется 75 лет Победы в ВОВ. С каждым годом этот временной отрыв увеличивается, а значит, современным детям сложнее понять значимость Великой Победы и то, какой ценой она досталась нашему народу. Именно поэтому существует необходимость организации и проведения различных форм деятельности в ДОУ. Очень важно сформировать и систематизировать знания дошкольников о войне 1941-1945гг. Это важное событие на исторической арене, является примером, который научит детей помнить защитников Родины, гордиться их мужеством, самоотверженностью. Ведь память, как известно, не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь в своей Отчизне не возникают из неоткуда, вдруг. Тем более, ВОВ – самый яркий пример проявления героизма и патриотизма народов нашей страны. И чтобы не потерять эту нить, сохранить её, мы – взрослые должны сформировать у дошкольников осознанное понимание этих исторических событий.
Методы, приёмы и формы патриотического воспитания:
- Прогулки и экскурсии к памятникам войны. Ознакомление ребят с событиями, связанными с этими объектами исторической культуры; беседы, рассказы взрослых.
- Работа с родителями: рассказы о судьбах воевавших членов семьи.
- Чтение художественной литературы. Правильно подобранные рассказы и повести позволяют воспитывать у старших дошкольников сознание мужества, которое присуще только людям высокого долга.
Литературные произведения для дошкольников:
Д. Пентегов «Паровоз «Овечка»; А. Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»; К.Паустовский «Похождение жука – носорога», «Волшебное колечко»; Ю.Яковлев «Как Серёжка на войну ходил», «Семеро содатиков», «Кепка – неведимка», «Иван – виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат», И.Туричин «Крайний случай», С.Михалков «Быль для детей»
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия имеет патриотическая песня ( «Катюша» М.Исаковский, «Огонёк» В.Харитонов, «священная война» А.Александров, «Братские могилы» В.Высоцкий, «Нам нужна одна Победа» Б.Окуджава, «Бравые солдаты» А.Филиппенко, «Песня о пионерах-героях» А.Пахмутова, «Вечный огонь» Е.Агранович, «Алёша» К.Ваншенкин и многие другие). Музыка способна воздействовать на чувства ребёнка, а значит, способна преобразовывать его духовный, нравственный мир.
- Просмотр мультфильмов ( «Солдатская сказка» (1983); «Воспоминание», посвящённое детям войны; «Сказка о громком барабане»; «Легенда о старом маяке»; «Салют» (1975); «Скрипка пионера»).
- Организация выставки рисунков на военные темы. В них дошкольники отражают свои знания, полученные в ходе ознакомления с историей ВОВ.
- Создание мини-музеев в группах, в ДОУ. Сюда рекомендуется включить художественную литературу для детей по военной тематике, иллюстрации по теме «Великая Отечественная война», коллекции игрушечного оружия и техники, а также коллекцию наград.
- Проведение досугов, праздников, спортивных мероприятий, способствующих развитию чувства любви и гордости за Родину.
- Создание предметно-развивающей среды, наличие игр, направленных на закрепление у детей знаний о ВОВ:
«Великие люди России» (Цель: закреплять у детей знания о великих соотечественниках; учить подбирать к соответствующему портрету только те предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности; воспитывать у детей гордость за достижения великих соотечественников; интерес и уважение к историческому прошлому России, развивать у дошкольников связную речь и логическое мышление. Правила игры: Воспитатель раздает большие карты, с изображением портретов великих людей, а также маленькие карточки-кружочки, на которых нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Тот ребенок, который правильно ответит на вопрос, берет карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра должна продолжаться до тех пор, пока дети не закроют все кружки на картах.);
Дидактическая игра-лото «Защитники нашего Отечества» (Задачи: развивать связную речь ребёнка, внимание, мышление, память, детскую фантазию; активизировать словарный запас о видах военно-боевой техники; о видах званиях солдат; упражнять в умении детей логически мыслить, объясняя свои действия; воспитывать усидчивость. Правила игры: Ведущий раздает участникам игры большие карты, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Ребята должны определить принадлежность предмета или представителя тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Ребенок, ответивший правильно, получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра должна продолжаться до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.);
«Вспомни и назови пословицу о Родине, солдате» (Цель: закрепить знание пословиц детьми о солдатах, о Родине, воспитывать у детей интерес к русскому фольклору. Правила игры: Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч. Ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о Родине, смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.);
«Каким видом транспорта защищают наши границы?» (Задачи: закрепить знания детей о военном морском, воздушном, сухопутном, транспорте; развивать познавательную активность у детей; воспитывать патриотов своей страны. Правила игры: Рассмотреть с детьми на карте границы нашей страны России. Обратить внимание на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. По воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, какой вид транспорта используют военные, охраняя границы Родины. Обосновывают свой ответ. Например, границу защитят катера, военные корабли, если враг нападёт с моря. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.);
«Отгадай военную профессию» (Цель: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине. Правила игры: Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Остальные дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.);
«Как прадеды мир отстояли» (Цель: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас. Правила игры: Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.);
«Символы нашей страны» (Цель: развивать логическое мышление, память; воспитывать патриотов своей страны. Правила игры: Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом даются и лишние элементы. Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту игру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберёт символику, должна ещё и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.).
Таким образом, патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. А планомерная, систематическая работа, комплексный
подход в формировании у детей дошкольного возраста осознанного понимания ВОВ 1941-1945 гг., её значимой Победы – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания, использование которых могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Литература:
- Александрова Э.И. «Система патриотического воспитания в ДОУ», изд. «Учитель», 2007г.
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников…»: Методические рекомендации/ Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/19/didakticheskie-igry-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-0.
|