ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА "МАЛЕНЬКИЙ ГРАЖДАНИН СВОЕЙ СТРАНЫ"
Чичушкина О.А. воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 160»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Работа в этом направлении включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко мы использовали при работе с детьми, и с их родителями.
Скачать конспект
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом
СЕМЬЯ СТРАНА, СТОЛИЦА ДЕТСКИЙ САД УЛИЦА, РАЙОН РОДНОЙ ГОРОД, КРАЙ
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду.
Использование материала по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы
согласно планированию тематических недель.
Сентябрь 2-я неделя.
«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета».
Город Магнитогорск.
Содержание занятия по развитию речи.
Экскурсия по району и городу на "автобусе" (по фотографиям и иллюстрациям). Презентация.
Экскурсия по району и городу на автобусе (желательно с родителями).
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе: альбомы «Мой город — Магнитогорск», «Улица, на которой я живу», «Достопримечательности Магнитогорска».
Знакомство с поэтами Магнитогорска: Б. Ручьев, Н. Кондратковская. Чтение стихотворений. Пение песен о Магнитке, гимн «Магнитка» (1982) Н. Добронравов, А. Пахмутова. Прослушивание песен о родном городе (в записи). Составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам «Моя улица», «Улица нашего города». «Транспорт нашего города».
Знакомство с гербом города Магнитогорска, на котором изображена чёрная пирамида, символизирующая гору Магнитную, первая палатка переселенцев, а также железная руда — месторождение которой находится на территории города.
Связь с другими видами деятельности.
Октябрь, 2-я неделя. Я-человек.
Тема "Москва – главный город нашей Родины"
Профессия экскурсовод.
Содержание занятия по развитию речи
Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке".
"Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).
"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям).
"Прогулка по Москве" (видеофильм под песни о Москве).
Связь с другими видами деятельности
Чтение стихов о Москве.
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).
Октябрь, 3-я неделя. Народная культура и традиции.
Тема "Наша Родина – Россия".
Содержание занятия по развитию речи.
Рассматривание репродукций с картин о родной природе.
Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).
Связь с другими видами деятельности
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему "Моя Родина".
Пение русских народных песен, частушек, калядок.
Народные игры.
Ноябрь, 1-я неделя. «Дружба», «День народного единства».
Тема "Мой край — Челябинская область".
Челябинская область – это уникальное, многонациональное сообщество, где перемешались многие народности и культурные традиции. Здесь уживались различные религии, различные национальности: русские, башкиры, татары, казахи, украинцы и другие.
Содержание занятия по развитию речи
Беседа о Челябинской области.
Просмотр презентации по теме: "Мой край — Челябинская область".
Рассказ воспитателя символике города: флаге, гербе Челябинска.
Ознакомить детей с понятием «символ» и его значением;
историей происхождения герба.
Связь с другими видами деятельности
Беседы, разговоры, которые стимулируют положительное эмоциональное отношение детей к прошлому.
Декабрь 2-я неделя.
Город мастеров.
Тема "Народные промыслы России и Урала".
Чтение произведений уральский писателей П.П. Бажова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, рассматривание иллюстраций о родном крае, рассматривание поделок из чугуна, камений, дерева и бересты, разучивание стихотворений.
Просмотр презентаций по теме: "Народные промыслы России и Урала"
Показать красоту народного, декоративно-прикладного искусства, развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, обратить внимание детей на средства выразительности, используемые народными мастерами.
«Познание», «Художественное творчество».
Декабрь, 3-я неделя. Новогодний калейдоскоп.
Тема "Новый год у ворот"
Содержание занятия по развитию речи
Загадки о зиме.
Беседа о встрече Нового года в других странах.
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Составление письма Деду Морозу
Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему "Новогоднее представление".
Аппликация "Елка".
Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).
Акция "Подкормим птиц".
Февраль, 1-я неделя
Тема недели "Моя семья"
Содержание занятия по развитию речи
Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня")
Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского "Сестра моя Ксения".
Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему "Моя семья".
Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).
Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
Сюжетно-ролевая игра "Семья".
Февраль, 3-я неделя.
Тема "Сильны и могучи богатыри славной Руси"
(ко Дню Защитника Отечества).
Содержание занятия по развитию речи
Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова.
Просмотр видео былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.).
Связь с другими видами деятельности
Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества".
Изготовление подарков папам и дедушкам.
Спортивные развлечения "Вместе с папой".
Март, 1-я неделя. Женский день.
Тема "Моя мама".
Содержание занятия по развитию речи
Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).
Рассматривание репродукций с картины ("Мать и дитя").
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме.
Связь с другими видами деятельности
Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".
Оформление семейных уголков.
Изготовление подарков для мам.
Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
Апрель, 2-я неделя.
Тема "Наши космонавты".
Содержание занятия по развитию речи
Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Пословицы и поговорки о космонавтах.
Связь с другими видами деятельности
Спортивное развлечение "Мы — космонавты".
Конструирование космического корабля.
Май, 2-я неделя.
Тема "Этот День Победы"
Содержание занятия по развитию речи
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.
Просмотр видеофильма.
Связь с другими видами деятельности
Экскурсия к Вечному огню.
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на аллею детского сада.
Оформление стенда.
Список литературы:
- Волина А.В. Пословицы, поговорки, ребусы/ А.В, Волина. – СПб.: Дидиктика Плюс, 1997.
- Жариков А.А. Растите детей патриотами. / Жариков А.А. М., Просвещение 1980г.
- Мельник Н. С. Москвоведение / Мельник Н. С. М., ИТРК, 2001
- Мост в Космос/ составил Коновалов. Известия 1980 г.
- Горещенко В.П. Хрестоматия по природоведению/ составил В.П. Горещенко М., 1979 г.
- Карпенко М. Т. Сборник загадок. — М.: Просвещение, 1990.
|