Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с помощью методики «глобальное чтение».

Ключевые слова: глобальное чтение, активизация словаря, старшие дошкольники, тяжелые речевые нарушения.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение».

В последнее десятилетие происходит процесс совершенствования российского общего и специального образования. К настоящему времени существенно изменились подходы к проблеме нарушенного развития, что нашло свое отражение, как в практической, так и теоретической областях педагогической действительности. Гуманизация специального образования определила смену ценностных ориентиров коррекционно-педагогической деятельности. Сейчас в центре внимания специальной педагогики оказывается не само нарушение, а личность ребенка.

 

По определению Р.Е. Левиной, дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева отмечали, что дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой разнородную группу, первичным проявлением нарушений развития в которой является системное, общее недоразвитие речи. Они могут иметь органически сохранный или нарушенный интеллект, расстройства аутистического спектра, двигательные нарушения (последствия перенесенного ДЦП). В силу важности речевой функции для общего психического и интеллектуального развития такие дети приобретают целый ряд вторичных дефектов, что делает необходимым комплексное коррекционное воздействие не только на речевую функцию, но и на все другие сферы психического развития ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями[5].

Одним из распространенных методик по развитию речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями является «глобальное чтение». Данная методика разработана Гленом Доманом. Суть этой методики заключалась в том, что дети, опираясь на зрительный и слуховой анализаторы, читали слова, словосочетания, короткие тесты. Затем ребенком самостоятельно определяется технология чтения любых слов и текстов [1]. Методика Г.Домана включает в себя 5 этапов.

1 этап. Чтение слов.

Занятия по чтению отдельных слов проводятся с интервалом в три дня, т. е. между логопедическими занятиями промежуток — два дня. Но, несмотря на это, логопед дает задание на дом, который отрабатывается ежедневно. Для ребенка используются те слова, которые наиболее часто употребляются в его жизни. В активном словаре должны быть не только существительные, но и глаголы и прилагательные. Усадив ребенка перед собой, взять пять карточек, держа их стопкой перед ребенком, перекладывать карточки начиная с последней (последнюю вперед и т. д.). в это время громко, четко и весело произносится каждое слово. Все делается быстро и заканчивается эмоциональным выражением радости и похвалы. В день это следует повторить три раза. Такая форма занятия используется логопедом и при занятии в домашних условиях Затем, на следующих занятиях, добавляется новый набор из пяти слов, а также повторяется материал предыдущих занятий. В конечном итоге у ребенка будет достаточно слов для успехов в чтении словосочетаний. Быстрый показ карточек — важный момент в данной методике. Как утверждает Г. Доман «Ребенок скучает, потому что его учат слишком медленно». [1]

2 этап. Чтение словосочетаний.

Этот этап является очень важным. Ведь это переходный этап от чтения простых слов к чтению предложений. В один прекрасный день слова из уже достаточно обширного словаря ребенка как будто захотят воссоединиться. И теперь вы уже показываете не «кошку», а «рыжую кошку», не просто «чай», а «горячий чай». Работа на данном этапе очень схожа с предыдущим этапом. Ребенку все так же показываются карточки, но только уже с написанными словосочетаниями. В первые 5 занятий вводятся по 5 предложений, а с 6 занятия убирается по одному из каждого набора. Также продолжается и работа со словами, обогащая словарь ребенка различными частями речи.

3 этап. Чтение простых предложений.

Переход от словосочетаний к простому предложению сразу будет ясен. Количество изученных словосочетаний само подтолкнет к этому. Для освоения предложений Г. Доман советует использовать сразу два способа.

  1. способ. Использование карточек, состоящих из 2 слов. Предложение должно соответствовать стандарту их написания. Начало предложения с заглавной буквы, в конце предложения нужный знак препинания. Дальнейшие действия совпадают с описанием работы в момент этапа чтения словосочетаний. В первые 5 занятий вводятся по 5 предложений, а с 6 занятия убирается по одному из каждого набора. И так же добавляется по одному новому предложению в набор.
  2. способ. Суть этого метода состоит в создании книги про ребенка и его жизнь. Подбираются фотографии ребенка. Фотографии клеятся на кусок картона или ватмана размером 25 х 25. В карточках пробиваются два отверстия, берется чистый лист того же размера и соединяются кольцами так, чтобы фотография была справа, а нетронутый лист — с лева. На обороте карточки с фотографией черными буквами пишется фраза: “Женя ест кашу”, “Женя будит папу и маму”, “Женя сам моет чашку”. Количество слов для одной страницы соответствует нормам, рекомендуемым Доманом. Ребенку показывается каждое слово, написанное черными буквами на отдельных карточках, и делается это так, чтобы малыш чувствовал, как из отдельных слов получается связная фраза. Затем даются карточки с группами слов, которые составляют какую-либо фразу из книжки. Например: “Женя ест” и “вкусную кашу”. После этого карточки кладутся на пол рядом со страничкой книги. Вместе с ребенком составляется и читается составленное предложение. Опираясь на него, можно предложить ребенку записать на чистой странице предложение используя фломастеры красного, черного и зеленого цвета. Разумеется, в процессе письма каждое действие озвучивается взрослым. Например: Сейчас мы напишем “Женя ест кашу”. Имя Женя начинается на букву “ж”, а потом идет буква “е”. Получилось “Же”. Так как это имя, то пишем первую букву прописной, т. е. она больше других. К тому же это согласная буква, поэтому пишем ее черным фломастером, а “е” — гласная буква, и ее мы пишем красным фломастером. Теперь давай узнаем, что дальше: “Женя”.
  3. этап. Чтение распространенных предложений. Время перехода на данный тап определяется самим логопедом, по мере того, когда ребенок будет готов непосредственно к чтению распространенных предложений. Карточки можно составлять вместе с ребенком, т. к. ребенку будет интересно наблюдать за тем, как вы пишете то или иное предложение. Составлять предложений нужно столько, сколько можно придумать исходя из уже имеющегося материала, т. е. на фоне слов, которые ребенок уже знает. Постепенно следует увеличить количество слов в предложении, а также уменьшить шрифт сначала до 2, затем до 1 см.
  4. этап. Чтение книг. Данный этап является как заключительным, так и начальным. Заключительным — потому что малыш уже прошел все нужные этапы для чтения слов, словосочетаний и предложений. Начальный — потому что ребенку открывается новый мир полный знаний и открытий, мир книг. Глен Дома очень тщательно относится к выбору первых книг малыша. Параметры первых книг ребенка по рекомендациям Г.Домана:
  5. Словарный запас в книге должен быть не менее 50 слов (рекомендовано от 50 до 100 слов);
  6. В книге должно быть не более одного предложения на страницу;
  7. Текст должен быть сопровожден иллюстрациями, но так, чтобы ребенок не видел иллюстрацию до прочтения текста;
  8. Шрифт в книге должен быть не менее 1 см.

Таким образом, использование методики «глобальное чтение» как одно из средств обучения грамоте при работе над развитием речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями:

  • улучшает понимание речи, так как формируется связь предмета со словом
  • развивает импрессивную речь (увеличивает пассивный словарь)
  1. Мальцева, И. В.. Лучшие методики раннего развития: Мария Монтесори, Глен Доман, Николай Зайцев. От рождения до трех лет. — Москва, 2016.
  2. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии/ Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1986. – 308 с.
  3. Филичева, Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т. Е. Филичева. — Москва: Просвещение, 2009. — 223 с.
  4. Филичева, Т. Б., Чиркина, Т. Б.. Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи. http://sdo. mgaps. ru/books/K6/M2/file/0. pdf
  5. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. — Москва: Дрофа, 2009. — 190 с.
Просмотров: 79
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Рачкова Марина Ивановна. Инновационные подходы к развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Световая Марина Игоревна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи «Страна Изобразительного искусства»
  • Щеникова Ирина Анатольевна. Конспект игрового мероприятия в старшей на тему «Быть здоровым – это здорово!» (ЗОЖ) для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Балина Наталья Евгеньевна. Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
  • Морозова Лариса Юрьевна, Аликина Тамара Ивановна. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Сукоркина Ольга Викторовна. Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования.
  • Разбакова Наталья Александровна. Формирование связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  • Абакумова Ольга Евгеньевна. Конспект музыкального занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дикие животные»
  • Филинкова Наталья Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию «В краю тихого Дона» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Локновская Е. Г.. Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Встреча с Весной»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Свинцова Марина Анатольевна. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ по сюжету русской народной сказки «Аленушка и лиса» для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)
  • Масловская З. Н., Сенченко И.Н., Суркова Т.А.. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Калатинская Анна Александровна. Использование информационно коммуникационных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) по логопедической ритмике на тему: 'Приключения Буратино'
  • Сенникова Н. А., Коробейникова Е.Л., Мотоусова О.В.. Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС
  • Дмитриева Лилия Минирахмановна. Итоговое занятие в средней группе (4-5 лет) группа «Незнайка» для детей с тяжелыми нарушениями речи «Встречаем весну».
  • Щеникова Ирина Анатольевна. Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Перелетные птицы»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Бабинова Надежда Васильевна. Тематическое развлечение для воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 'Осенние приключения солнечного зайчика'
  • Марчук Наталья Анатольевна. Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «По следам Снежной Королевы».
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь