муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Волгодонска
Составила и провела: воспитатель высшей категории Филинкова Н.Н. г. Волгодонск, 2017г.
Цель: развивать познавательный интерес к жизни своего народа, его истории.
Задачи
Образовательная:
- познакомить с особенностями быта, традиций, уклада жизни донских казаков
- Формировать элементарные представления об изменении условий быта человека.
- приобщить к творчеству жителей Дона.
Воспитательная:
- прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края.
- Воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости за свой народ
Коррекционно-развивающие задачи:
- прививать умения анализировать, делать выводы
- развивать творческие способности, художественный вкус.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица, шашка
Предварительная работа: Знакомство с куренем, с его устройством.
Оборудование: Презентация «Мы в музеи побывали», макет печи, карта ростовской области, камень-уголек, восковые черные карандаши.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой необычный камень я сегодня нашла. Он был завернут в листик. Посмотрите, что нарисовано на листочке.
Дети: Это карта Ростовской области.
Воспитатель: Что такое Ростовская область?
Дети: Это место где мы живем. Где находиться наш город. Наша малая Родина.
Воспитатель: В этом году ростовской области исполняется 80 лет, у нее день рождение.
Как вы думаете, что это может связывать: камень и карту?
И, что это за камень?
Рассмотрим его. Он черный, блестящий.
Вы не знаете, как он называется?
Воспитатель: Это уголек. Как вы думаете, откуда он появился?
Воспитатель: Думаю, уголек не просто так появился, наверное, он приглашает нас совершить путешествие в прошлое нашей области.
Вы готовы отправиться в путь. Тогда скажите кто же жил в ростовской области возле Дона в старину, раньше?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Какая самая большая река протекает по нашей области? (Дон)
На чем поплывем по реке? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю сегодня отравиться на лодочке (бумажная лодочка на каждого ребенка). Как называют реку Дон, казаки? Почему?
Причаливаем, выходим из лодочек. И попадаем в наши бескрайние донские степи. Казаки люди смелые и вольные поселились в донских степях.
Предлагаю сыграть в игру «Где мы были мы не скажем, а что делает казак (казачка) покажем.
Воспитатель: Как назывался дом казака? (презентация)
Дети: Курень.
Воспитатель: Вспомните, мы были в настоящем казачьем курине.
Что там мы видели? Ответы детей (презентация)
Воспитатель: Предметом гордости казачки считалась печь. Казачка ее пробеливала известью, что бы печь всегда была белая, нарядная, чистая.
Как вы думаете, почему печь называли Печь-матушка?
Воспитатель: Правильно печь кормила, согревала в холода, на ней спали старики или дети.
-Хотите попробовать как казачка белила печь?
Физминутка: «Вокруг печечки стоим
И на печечку глядим
Надо печку побелить
Чугуночки все помыть
Будет печка хороша
Запоёт наша душа!
-Чем же топили печь, разжигали?
Дети: веточками, дровами.
Воспитатель: Что же оставалось после того как веточки сгорят?
Дети: Угольки.
Воспитатель: Вот откуда к нам пришел наш Уголек.
Воспитатель: Ребята, хотите превратиться в казачат, (покружитесь и в казачат превратитесь) посмотрите, здесь еще есть угольки.
Что бы их остудить подуем на них (Дыхательное упражнение)
-Что можно делать с угольками?
Дети: играть, считать, кидать.
Воспитатель: А еще казачата, заметили, что угольки пачкают руки и значит, они могут рисовать.
Вот только в те давние времена у казачат не было белых листов бумаги, а очень хотелось рисовать. Где же казачатам рисовать? Что можно использовать как лист белой бумаги?
Воспитатель: Казачка разрешала казачатам рисовать на своей белой печи, а потом закрашивала-забеливала рисунки известкой.
Конечно, обводилок у казачат не было, а нарисовать хотелось очень многое. И они использовали для рисования собственную ладошку.
Воспитатель: Хотите попробовать рисовать как казачата на печи угольком, только одно условие использовать для рисунка ладошку. (Казачьи песни)
Воспитатель: Молодцы. Получились красивые рисунки.
Сложим угольки в печь. И возвратимся в свою родную сторонушку. Славный город Волгодонск, который находиться в ростовской области. А раз мы с вами здесь живем, то являемся, то же немного казачатами.
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня путешествовали, что бы вы рассказали своей маме?
- Что вызвало затруднение? Как ты справился с ним? Кто тебе помог?
|