Сукоркина Ольга Викторовна. Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования.

Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования.

Цель: Научить ребенка связно передавать воспринятую на слух информацию (сказку, рассказ), используя умение рисовать пиктограммы (упрощенное изображение предмета).

Программное содержание (задачи):

  1. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирование лексико-грамматического строя речи.
  3. Развитие слухового внимания и речевой памяти.

Оборудование и материалы:

Карандаши, лист А4.

Организационная часть.

Логопед читает детям басню «Мартышка и очки» и просит ее пересказать.

– Скажите, трудно вам рассказать о том, что вы услышали? (Да).

– Хотите научиться запоминать и рассказывать большие рассказы и сказки? (Да).

– Вы любите рисовать? (Да).

– Рисование поможет нам научиться запоминать слова, словосочетания; пересказывать сначала короткие рассказы, а затем и большие.

 

Скачать конспект

Основная часть

(описание хода работы)

Сначала будем пробовать запоминать отдельные слова с помощью рисования пиктограмм. Пиктограмма – это простой рисунок, который вы сможете легко сделать сами. Он не обязательно должен быть красивым. Самое главное, чтобы рисунок был понятен вам и помог запомнить слово.

I. На первом этапе детям предлагается запомнить 6 слов с помощью готовых пиктограмм, которые предлагаются детям как образец.

Логопед:

– Сейчас я прочту слова рядом с картинками, а затем вы вспомните их, глядя на рисунки-пиктограммы (лес, сад, лето, дождь, радость, девочка).

После того, как дети запомнили и назвали слова с помощью готовых пиктограмм, им предлагается самим нарисовать пиктограммы к следующим словам: зима, дом, река смех, школа, мама, друг, телевизор, снег, дерево. А затем назвать их, используя собственные зарисовки.

II. На втором этапе дети запоминают словосочетания, рисуя пиктограммы. Педагог учит выделять основную деталь, которая и послужит основой для рисунка.

Логопед:

– Теперь я предлагаю вам, ребята, научиться запоминать трудные слова и словосочетания (врач, ссора, большой лес, грусть, родной брат, стихотворение, пышный букет, первое сентября). К каждому слову и словосочетанию вы рисуете пиктограмму (простой рисунок).

III. На третьем этапе дети слушают русскую народную сказку «По ягоды». Педагог читает сказку, разбивая ее на смысловые части, к которым дети будут рисовать пиктограммы, выделяя основную мысль каждой части.

  1. Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка в кружечку, а Надя – в рот.
  2. Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
  3. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

– Кушай!

– А сама что же?

– А я вчера ела.

– Вчера не считается, – сказал дедушка.

– Давай вместе, – и они стали есть из одной кружечки. Надя – ягодку и дед – ягодку, Надя – ягодку и дед – ягодку. Так все и съели.

После того, как дети сделали зарисовки, они пересказывают сказку, используя на собственные пиктограммы.

(пересказывать дети могут как по цепочке, так и один ребенок весь текст целиком)

Заключительная часть.

Ребята, на занятии мы учились рисовать пиктограммы, которые помогали вам запоминать слова, словосочетания, пересказывать сказку. Какой способ пересказа вам понравился больше: рассказывать сказку при помощи готовых картинок, как мы это делаем на обычных занятиях, или когда вы сами рисовали пиктограммы.

– Когда мы сами делали рисунки.

– Почему?

– Потому что рисунок помогает нам запоминать. Когда мы рисуем, вспоминаем то, что услышали. И это помогает запомнить текст и пересказать его.

Методические рекомендации.

  1. Детям предлагается последовательная методика, которая учит запоминать сначала отдельные слова с помощью простых рисунков, которые делает сам ребенок.
  2. Далее создается упрощенное изображение (пиктограмма), и малыш учится запоминать словосочетания, фразы и предложения. Используя текст и конкретное изображение, ребенок с помощью взрослого выделяет деталь, которая и станет пиктограммой. Малыш постепенно подводится к самостоятельному выделению главных деталей и моментов в тексте и закреплению их с помощью пиктограммы.
  3. Конечной целью является создание ребенком «картинного» плана в виде пиктограмм к связному тексту, который и поможет пересказать его. Данная методика поможет малышу в первом классе запомнить вербальную информацию, которую он еще не способен записать словами.
Просмотров: 821
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Никульникова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия по творческому рассказыванию в группе дошкольного возраста с 6 до 7 лет с использованием карт-пиктограмм «Сочиняем сказку»
  • Редактор. Текст (слова) песни «Happy New Year!»
  • Редактор. Как научить ребенка пересказывать текст
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Утенкова Оксана Николаевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО-конструирования.
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Реброва Ирина Васильевна. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте с помощью словесных игр
  • Карасева Нина Сергеевна. «Формирование развития цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»
  • Острикова Наталья Васильевна. Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр и игровых приемов»
  • Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».
  • Кабаченко Валентина Александровна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
  • Гребенщикова Ольга Алексеевна. Развитие актуальных способностей у детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Хицова Валентина Николаевна. «Подарим детям сказку»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Зенкина Дарья Викторовна. Познавательное развитие детей раннего возраста с помощью «Сундучка умных игр»
  • Федорова Юлия Геннадьевна. Развитие речи детей дошкольного возраста, используя методику М. Монтессори.
  • Темербекова Ирина Андреевна. Конспект непосредственно — образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Тема: пересказ рассказа с помощью воспитателя по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».
  • Тумашева Мария Петровна. Беседа с детьми старшего возраста. «СЛОВА ДРАГОЦЕННЫЕ ЕСТЬ: СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ»
  • Козлова Марина Сергеевна. Волшебные слова - Игры со словами
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Кочурова Наталья Витальевна. Описание работы по воспитанию трудолюбия у детей старшей группы с помощью художественной литературы
  • Кожухова Екатерина Андреевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с помощью использования световой песочницы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь