Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

Монолог (или монологическая речь) – это речь одного лица, которое выражает свои мысли, намерения или дает оценку каким-либо событиям в более или менее развернутой форме [3].

Уровень состояния монологической речи является важным диагностическим признаком развития ребенка. Монологическая речь считается одной из наиболее сложных форм речи, т.к. она носит развернутый характер, требует связного и логически последовательного изложения мыслей, что вытекает из предварительного продумывания или планирования [1].

Монологическая речь содержит в себе все достижения ребенка в овладении родным языком со стороны освоения его грамматического строя, словарного запаса и звуковой стороны. Все последующее речевое развитие ребенка идет с опорой на фундамент знаний и умений, приобретенных еще в дошкольном возрасте [4].

 

В век компьютерных технологий дети дошкольного возраста имеют серьезные проблемы с выражением собственных мыслей, формулированием их в предложения. Известный философ Древней Греции Аристотель говорил: «Если речь не ясна, она не достигнет своей цели» [9].

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы грамотной, четкой монологической речи. Это является одной из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями [2].

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста – это творческий процесс, включающий в себя умение воспринимать речь взрослого человека и активизировать собственную речевую деятельность, результатом которой будет являться умение выражать свои мысли четко, ясно и последовательно [3].

Низкий уровень развития монологической речи у детей с ОНР может быть препятствием для последующего успешного обучения в школе. Количество детей с данной речевой патологией увеличивается с каждым годом [10].

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушения в формировании всех сторон речи: семантической, лексико-грамматической и звуковой, сопровождающиеся сложными речевыми расстройствами у детей с полноценным слухом и нормальным интеллектом [3].

Общее недоразвитие речи 3 уровня характеризуется как умеренная логопедическая патология, связанная с замедлением формирования речевых навыков со стороны развития лексических и грамматических единиц. При ОНР 3 степени возможно наличие развернутой фразы, но речь ребенка при этом сопровождается грамматическими ошибками, звукопроизношение плохо дифференцируется, фонематические процессы отстают от нормы. Дети испытывают трудности в программировании содержания при оформлении развернутых высказываний. Характерно нарушение связности, а также последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выражается «немотивированная» ситуативность, фрагментарность и низкий уровень использования фразовой речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют затруднения в свободном общении, детям сложно вступать в контакт с другими людьми [3].

Речевые нарушения подобного рода негативно сказываются на умственных способностях, социализации ребенка и адекватности его поведения в обществе. Неисправленная в дошкольном возрасте патология может являться в дальнейшем причиной школьной дезадаптации [4].

Коррекционное воздействие необходимо основывать при максимальном использовании возможностей старших дошкольников с ОНР 3 уровня, а также постепенной активизации нарушений функций речевого аппарата [9].

При традиционной коррекционной методике в качестве основного приема обучение используют образец рассказа педагога. Статистика показывает, что монологический пересказ детей с ОНР 3 уровня имеет значительные изменения. В них практически отсутствуют сложные и даже простые распространенные предложения, наблюдается отсутствие выразительных средств. В пересказах изобилуют слова-повторы «вот», «ну», «потом» и т.д., характерны длительные паузы между предложениями. Но главный минус – дети не умеют строить рассказ самостоятельно. Необходимо использовать вспомогательные средства, которые бы облегчили и направили процесс становления развернутого речевого высказывания у ребенка [1].

К.Д. Ушинский говорил: «Учить ребенка запоминать неизвестные ему слова – напрасно мучить его, но свяжите их с соответствующими изображениями, и он усвоит их на лету». В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер вследствие того, что в данный период у детей преобладает наглядно-образная память, которой свойственна исключительная фотографичность. Поэтому логопедическая практика показывает, что одними из наиболее эффективных средств развития монологической речи у дошкольников с ОНР 3 уровня являются мнемотехнические методы и приемы. Несмотря на то, что у таких детей значительно снижена слуховая память и продуктивность запоминания, объем их зрительной памяти редко отличается от нормы, также логическое и смысловое запоминание остаются в относительной сохранности [5].

В переводе с греческого «мнемотехника» переводится как «искусство запоминания», это система приемов и методов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение, а также последующее воспроизведение информации с помощью дополнительных ассоциаций [7].

Дети дошкольного возраста мыслят образами, красками, фигурами. Визуальные средства, модельные представления являются центральным звеном, посредством которых логопеды и педагоги могут решать задачи формирования монологической речи [10].

При коррекции связной монологической речи моделирование может служить как средство планирования высказывания. Его можно использовать при работе со всеми видами составления текста:

  • пересказ;
  • составление рассказа по картинке;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ [5].

Существует множество приемов мнемотехники запоминания, например:

  • метод ассоциаций;
  • метод связок (объединение опорных слов текста в единый рассказ, в одну целостную структуру);
  • метод мест (зрительные ассоциации);
  • метод ключевых слов;
  • метод пространственного маркирования;
  • метод «мысленных картин» [6].

Выстроить последовательный логичный пересказ дошкольникам с ОНР 3 уровня помогут:

  • опорные картинки;
  • мнемотаблицы;
  • карточки-символы;
  • стилизованные картинки реальных предметов [8].

Зрительный материал способствует работе мыслительной деятельности, активизирует слуховые и зрительные анализаторы, выступающие в роли компенсаторных механизмов [5].

Работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня с помощью мнемотехнических приемов проходит в три этапа. Сначала логопед знакомит ребенка со знаковой символикой, вводит ее в речевую деятельность детей. Использование в процессе обучения символической аналогии позволяет педагогу преобразовать учебный материал в игровую форму. Этапы развития речи посредством мнемотехники предполагают переход от простого к сложному по мере понимания моделей. На первом этапе используют информационные описательные модели на основе символизации признаков. Модели составляются по конкретным темам, например: «Животные», «Растения», «Насекомые», «Одежда», «Мебель» и т.д. в соответствии с календарно-тематическим планированием старшей группы. Также используют буквенную символику, например растения обозначаются буквой «Р», птицы – «П», животные – «Ж» и т.д. Для обозначения размеров и цветов используют шаблоны условных признаков – цветовые квадраты, круги разных диаметров [7].

Работу с символической аналогией можно разделить на два этапа:

  • этап первый – рассмотрение символов и их преобразование в образы;
  • этап второй – пересказ фраз, предложений с опорой на образы (символы), изображенные на картинках (отработка метода запоминания) [10].

Следующим этапом проводится графическая аналогия – это обозначение образа или нескольких образов со схожими признаками символом, например: «сад», «корзина», «блюдо» — это круг, «человек» — это треугольник, «книги», «дома», «мебель» и т.д. – это прямоугольники. Графическая аналогия позволяет детям увидеть самое главное, учит их «свертывать» понятия. Этот блок целесообразно начинать с обучения детей расшифровке моделей и составлению мнемодорожек. Далее педагог или логопед зачитывает детям отрывок для пересказа. Это может быть сказка, рассказ или стихотворение. Суть работы с детьми на этом этапе заключается в том, что на каждое словосочетание или фразу придумывается изображение, таким образом весь текст зарисовывается схематически. После этих манипуляций ребенок по памяти и при помощи графического изображения должен воспроизвести текст целиком. Например, ниже дети зашифровали фразу «Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы» (см. рис. 1.1.) [7].

Рисунок 1.1. Пример мнемодорожки

Третий этап – работа с мнемотаблицами, для которых следует заранее разработать соответствующие схемы. По мере освоения материала следует увеличивать количество пунктов в рассказе. Например, тема описания фруктов или овощей включает 8 пунктов [9].

  • название фрукта (овоща);
  • цвет;
  • размер;
  • форма;
  • вкус;
  • какой на ощупь;
  • где растет;
  • что можно приговорить (см. рис. 1.2.) [5].

Рисунок 1.2. Пример готовой мнемотаблицы

Рассказ по схеме должен составлять 10-12 предложений.

Технология мнемотехники открывает старшим дошкольникам с ОНР 3 уровня более широкие возможности для эффективного запоминания ими текста. Данная технология способствует развитию воображения, зрительной памяти, творческих способностей детей; пониманию услышанного; сохранению в памяти полученной информации [7].

Методика мнемотехники играет большую роль в формировании монологической речи у дошкольников с ОНР, потому что мыслительные задачи у детей в этом возрасте решаются посредством внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального [5].

Использование на занятиях мнемотаблиц способствует более эффективному восприятию и переработке зрительной информации, воспроизведению ее в соответствии поставленным целям. Особенностью данной методики является применение не самого изображения предмета, а именно символа для опосредованного запоминания, что значительно облегчит ребенку поиск и запоминание текста [8].

Мнемотехнические приемы помогают детям в развитии монологической речи при рассказах и пересказах, подготавливая прочную базу для дальнейшего обучения в школе, ведь монологическая речь является одним из главных показателей умственных способностей и успеваемости детей [10].

Одним из положительных моментов использования мнемотехнических приемов является минимум педагогической речи – логопед показывает рисунок, а ребенок самостоятельно вспоминает нужную фразу или предложение [6].

Для того чтобы текст запомнился ребенку надолго, следует повторить его трехкратно в течение первых дней. Зрительный образ, который сохранился у ребенка после слушания, сопровожденного просмотром рисунков (при действии непроизвольного внимания и зрительной памяти), позволяет детям вспоминать тексты значительно быстрее [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня, которое проявляется в полном или частичном отсутствии развернутых предложений при пересказе текста, а также неумении строить рассказ самостоятельно, решается посредством использования мнемотехнических приемов в работе логопеда. Мнемотехническое запоминание можно считать одним из самых эффективных способов формирования монологической речи из-за использования внешних средств и наглядных материалов, которые посредством преобладания наглядно-образного мышления детей в данной возрастной группе, запоминаются лучше вербального повествования педагога. Использование символической и графической аналогии в виде мнемодорожек и мнемотаблиц позволяет ребенку лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять ее с последующим воспроизведением в соответствии с поставленными задачами. Также наличие визуальной схемы или плана способствует воспроизведению пересказа более связного, четкого и последовательного.

Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2000.
  2. Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ВЛАДОС, 2002.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – Москва: АСТ, 2006.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2004.
  5. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. – Москва: Шк. рацион. чтения, 2002.
  6. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4.
  7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие / Т.Б. Полянская. – Санкт-Петербург: Детство–Пресс, 2010.
  8. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10.
  9. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.
  10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – Москва: Аркти, 2000.
Просмотров: 600
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Гаврилова Екатерина Владимировна. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Трушнина Л. В., Туралева Ю.Г., Баронина Ю.А., Мальченко В.А.. Формирование развития речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники. (Методическая разработка)
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование интеллектуальной карты для развития связной речи у дошкольников с ОНР
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь