Монолог (или монологическая речь) – это речь одного лица, которое выражает свои мысли, намерения или дает оценку каким-либо событиям в более или менее развернутой форме [3].
Уровень состояния монологической речи является важным диагностическим признаком развития ребенка. Монологическая речь считается одной из наиболее сложных форм речи, т.к. она носит развернутый характер, требует связного и логически последовательного изложения мыслей, что вытекает из предварительного продумывания или планирования [1].
Монологическая речь содержит в себе все достижения ребенка в овладении родным языком со стороны освоения его грамматического строя, словарного запаса и звуковой стороны. Все последующее речевое развитие ребенка идет с опорой на фундамент знаний и умений, приобретенных еще в дошкольном возрасте [4].
В век компьютерных технологий дети дошкольного возраста имеют серьезные проблемы с выражением собственных мыслей, формулированием их в предложения. Известный философ Древней Греции Аристотель говорил: «Если речь не ясна, она не достигнет своей цели» [9].
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы грамотной, четкой монологической речи. Это является одной из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями [2].
Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста – это творческий процесс, включающий в себя умение воспринимать речь взрослого человека и активизировать собственную речевую деятельность, результатом которой будет являться умение выражать свои мысли четко, ясно и последовательно [3].
Низкий уровень развития монологической речи у детей с ОНР может быть препятствием для последующего успешного обучения в школе. Количество детей с данной речевой патологией увеличивается с каждым годом [10].
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушения в формировании всех сторон речи: семантической, лексико-грамматической и звуковой, сопровождающиеся сложными речевыми расстройствами у детей с полноценным слухом и нормальным интеллектом [3].
Общее недоразвитие речи 3 уровня характеризуется как умеренная логопедическая патология, связанная с замедлением формирования речевых навыков со стороны развития лексических и грамматических единиц. При ОНР 3 степени возможно наличие развернутой фразы, но речь ребенка при этом сопровождается грамматическими ошибками, звукопроизношение плохо дифференцируется, фонематические процессы отстают от нормы. Дети испытывают трудности в программировании содержания при оформлении развернутых высказываний. Характерно нарушение связности, а также последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выражается «немотивированная» ситуативность, фрагментарность и низкий уровень использования фразовой речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют затруднения в свободном общении, детям сложно вступать в контакт с другими людьми [3].
Речевые нарушения подобного рода негативно сказываются на умственных способностях, социализации ребенка и адекватности его поведения в обществе. Неисправленная в дошкольном возрасте патология может являться в дальнейшем причиной школьной дезадаптации [4].
Коррекционное воздействие необходимо основывать при максимальном использовании возможностей старших дошкольников с ОНР 3 уровня, а также постепенной активизации нарушений функций речевого аппарата [9].
При традиционной коррекционной методике в качестве основного приема обучение используют образец рассказа педагога. Статистика показывает, что монологический пересказ детей с ОНР 3 уровня имеет значительные изменения. В них практически отсутствуют сложные и даже простые распространенные предложения, наблюдается отсутствие выразительных средств. В пересказах изобилуют слова-повторы «вот», «ну», «потом» и т.д., характерны длительные паузы между предложениями. Но главный минус – дети не умеют строить рассказ самостоятельно. Необходимо использовать вспомогательные средства, которые бы облегчили и направили процесс становления развернутого речевого высказывания у ребенка [1].
К.Д. Ушинский говорил: «Учить ребенка запоминать неизвестные ему слова – напрасно мучить его, но свяжите их с соответствующими изображениями, и он усвоит их на лету». В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер вследствие того, что в данный период у детей преобладает наглядно-образная память, которой свойственна исключительная фотографичность. Поэтому логопедическая практика показывает, что одними из наиболее эффективных средств развития монологической речи у дошкольников с ОНР 3 уровня являются мнемотехнические методы и приемы. Несмотря на то, что у таких детей значительно снижена слуховая память и продуктивность запоминания, объем их зрительной памяти редко отличается от нормы, также логическое и смысловое запоминание остаются в относительной сохранности [5].
В переводе с греческого «мнемотехника» переводится как «искусство запоминания», это система приемов и методов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение, а также последующее воспроизведение информации с помощью дополнительных ассоциаций [7].
Дети дошкольного возраста мыслят образами, красками, фигурами. Визуальные средства, модельные представления являются центральным звеном, посредством которых логопеды и педагоги могут решать задачи формирования монологической речи [10].
При коррекции связной монологической речи моделирование может служить как средство планирования высказывания. Его можно использовать при работе со всеми видами составления текста:
- пересказ;
- составление рассказа по картинке;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ [5].
Существует множество приемов мнемотехники запоминания, например:
- метод ассоциаций;
- метод связок (объединение опорных слов текста в единый рассказ, в одну целостную структуру);
- метод мест (зрительные ассоциации);
- метод ключевых слов;
- метод пространственного маркирования;
- метод «мысленных картин» [6].
Выстроить последовательный логичный пересказ дошкольникам с ОНР 3 уровня помогут:
- опорные картинки;
- мнемотаблицы;
- карточки-символы;
- стилизованные картинки реальных предметов [8].
Зрительный материал способствует работе мыслительной деятельности, активизирует слуховые и зрительные анализаторы, выступающие в роли компенсаторных механизмов [5].
Работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня с помощью мнемотехнических приемов проходит в три этапа. Сначала логопед знакомит ребенка со знаковой символикой, вводит ее в речевую деятельность детей. Использование в процессе обучения символической аналогии позволяет педагогу преобразовать учебный материал в игровую форму. Этапы развития речи посредством мнемотехники предполагают переход от простого к сложному по мере понимания моделей. На первом этапе используют информационные описательные модели на основе символизации признаков. Модели составляются по конкретным темам, например: «Животные», «Растения», «Насекомые», «Одежда», «Мебель» и т.д. в соответствии с календарно-тематическим планированием старшей группы. Также используют буквенную символику, например растения обозначаются буквой «Р», птицы – «П», животные – «Ж» и т.д. Для обозначения размеров и цветов используют шаблоны условных признаков – цветовые квадраты, круги разных диаметров [7].
Работу с символической аналогией можно разделить на два этапа:
- этап первый – рассмотрение символов и их преобразование в образы;
- этап второй – пересказ фраз, предложений с опорой на образы (символы), изображенные на картинках (отработка метода запоминания) [10].
Следующим этапом проводится графическая аналогия – это обозначение образа или нескольких образов со схожими признаками символом, например: «сад», «корзина», «блюдо» — это круг, «человек» — это треугольник, «книги», «дома», «мебель» и т.д. – это прямоугольники. Графическая аналогия позволяет детям увидеть самое главное, учит их «свертывать» понятия. Этот блок целесообразно начинать с обучения детей расшифровке моделей и составлению мнемодорожек. Далее педагог или логопед зачитывает детям отрывок для пересказа. Это может быть сказка, рассказ или стихотворение. Суть работы с детьми на этом этапе заключается в том, что на каждое словосочетание или фразу придумывается изображение, таким образом весь текст зарисовывается схематически. После этих манипуляций ребенок по памяти и при помощи графического изображения должен воспроизвести текст целиком. Например, ниже дети зашифровали фразу «Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы» (см. рис. 1.1.) [7].
Рисунок 1.1. Пример мнемодорожки
Третий этап – работа с мнемотаблицами, для которых следует заранее разработать соответствующие схемы. По мере освоения материала следует увеличивать количество пунктов в рассказе. Например, тема описания фруктов или овощей включает 8 пунктов [9].
- название фрукта (овоща);
- цвет;
- размер;
- форма;
- вкус;
- какой на ощупь;
- где растет;
- что можно приговорить (см. рис. 1.2.) [5].
Рисунок 1.2. Пример готовой мнемотаблицы
Рассказ по схеме должен составлять 10-12 предложений.
Технология мнемотехники открывает старшим дошкольникам с ОНР 3 уровня более широкие возможности для эффективного запоминания ими текста. Данная технология способствует развитию воображения, зрительной памяти, творческих способностей детей; пониманию услышанного; сохранению в памяти полученной информации [7].
Методика мнемотехники играет большую роль в формировании монологической речи у дошкольников с ОНР, потому что мыслительные задачи у детей в этом возрасте решаются посредством внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального [5].
Использование на занятиях мнемотаблиц способствует более эффективному восприятию и переработке зрительной информации, воспроизведению ее в соответствии поставленным целям. Особенностью данной методики является применение не самого изображения предмета, а именно символа для опосредованного запоминания, что значительно облегчит ребенку поиск и запоминание текста [8].
Мнемотехнические приемы помогают детям в развитии монологической речи при рассказах и пересказах, подготавливая прочную базу для дальнейшего обучения в школе, ведь монологическая речь является одним из главных показателей умственных способностей и успеваемости детей [10].
Одним из положительных моментов использования мнемотехнических приемов является минимум педагогической речи – логопед показывает рисунок, а ребенок самостоятельно вспоминает нужную фразу или предложение [6].
Для того чтобы текст запомнился ребенку надолго, следует повторить его трехкратно в течение первых дней. Зрительный образ, который сохранился у ребенка после слушания, сопровожденного просмотром рисунков (при действии непроизвольного внимания и зрительной памяти), позволяет детям вспоминать тексты значительно быстрее [10].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня, которое проявляется в полном или частичном отсутствии развернутых предложений при пересказе текста, а также неумении строить рассказ самостоятельно, решается посредством использования мнемотехнических приемов в работе логопеда. Мнемотехническое запоминание можно считать одним из самых эффективных способов формирования монологической речи из-за использования внешних средств и наглядных материалов, которые посредством преобладания наглядно-образного мышления детей в данной возрастной группе, запоминаются лучше вербального повествования педагога. Использование символической и графической аналогии в виде мнемодорожек и мнемотаблиц позволяет ребенку лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять ее с последующим воспроизведением в соответствии с поставленными задачами. Также наличие визуальной схемы или плана способствует воспроизведению пересказа более связного, четкого и последовательного.
Литература
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2000.
- Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ВЛАДОС, 2002.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – Москва: АСТ, 2006.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2004.
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко. – Москва: Шк. рацион. чтения, 2002.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – № 4.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие / Т.Б. Полянская. – Санкт-Петербург: Детство–Пресс, 2010.
- Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – Москва: Аркти, 2000.
|