Солодова Марина Сергеевна учитель-логопед МАДОУ «Радость» детский сад № 188
В последние годы в детской популяции наблюдается уменьшение количества здоровых детей. Это частично объясняет увеличение количества детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) за последние десятилетия. Данная категория детей, отличается от своих сверстников по показателям соматического и нервнопсихического развития, что становится подчас серьёзным препятствием для успешного освоения коррекционно-образовательных программ [2]. Эти дети также составляют и основной контингент так называемых «часто болеющих детей». Совокупность указанных проблем, связанных с обеспечением качества образования детей с ТНР в ДОУ, определяют активное применение устоявшихся коррекционных и здоровьесберегающих технологий.
Деятельность логопункта детского сада направлена на поиск специфических приёмов стимуляции речевой коррекции у детей с ТНР.
Ключевым звеном, активизирующим процесс коррекции речевого дизонтогенеза в условиях логопункта стала одна из здоровьесберегающих технологий — это кинезиология, которая направлена на интеграцию нейропсихологического подхода и логопедической помощи.
Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. [3]
Актуальность использования упражнений на развитие мелкой моторики в логопедической практике связана с тем, что у детей с ТНР отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени.
Кинезеологические упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Поэтому в свою коррекционную работу я включила элементы кинезиологии А.Л. Сиротюк, в которую входят растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, когнитивные и коммуникативные упражнения и релаксации. [4]
Использование кинезиологических упражнения и коммуникативных игр на занятиях и вне занятий:
1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Их применяют при дизартрии, заикании, задержке речевого развития, общем недоразвитии речи, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
Упражнение «Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. Дыхательные упражнения – они активизируют работу стволовых отделов головного мозга, улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Упражнение "Надувание" цветных шаров в животе, "вдыхание" солнечного света и золотистой энергии. Ребенку предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе — опускается вниз.
3. Глазодвигательные упражнения – они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергедизацию всего организма. Известно, что движение глаз активизируют процесс обучения.
Упражнение «Глаз – путешественник». В разных углах комнат расположены игрушки. Нужно найти их глазами, не поворачивая головы.
4. Тренировка тонких движений пальцев рук — улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи, вызывающие у дошкольников особый интерес и положительные эмоции:
Упражнение «Кольцо», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушки», «Замок», «Ухо-нос», «Зеркальное рисование» (одновременно рисовать зеркальносимметричные рисунки, буквы, не только карандашами, но и отдельными частями тела (носом, пальцами, руками)).
5. Телесные упражнения — применяются с детьми с фонетико-фонематическим нарушением, фонетическом нарушении, при общем недоразвитии речи.
Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться.
Упражнение «Слон». Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все каналы восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.
1. Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени.
Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот.
Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.
2. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаз следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем
телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке.
Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука.
Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.
6. Артикуляционные и мимические упражнения — активизирует работу стволовых отделов мозга, развивает артикуляционную моторику, восприятие, мышление. Эффект упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счет, под музыку, с хлопками, с движениями рук.
Для детей с дизартрией при ограниченной подвижности органов речи (мягкого нёба, языка, губ), применяю следующее упражнение: «Энергетическая зевота» Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
Цель: Снимает напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.
7. Массаж и самомассаж. Для детей с различными нарушениями речи применяю элементы-аурикулярного массажа, а также самомассажа:
- двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
- сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делаем вдох. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. [3, 5]
Содержание специального комплекса кинезиологических упражнений соотносится с комплексно-тематическим планированием логопункта, образовательной программы ДОУ. Элементы комплекса кинезиологических упражнений могут быть реализованы как часть занятия воспитателем, специалистом ДОУ в любых условиях организации коррекционнопедагогического процесса в ОУ.
Таких простых, но очень действенных упражнений очень много и они вызывают у детей положительные эмоции. С каким удовольствием и азартом дети рассказывают на занятиях о том, что дома их выполняли всей семьёй, устроив соревнования, в которых победителем становился, конечно же, сам ребёнок, имеющий уже достаточно большой опыт в их выполнении.
Таким образом, такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками с ОВЗ новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
Литература
- Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей / И. В. Блыскина. – СПб., 2004.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники / А. В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014.
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2003. — 48 с.
- Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. М., 2011. – 60с.
|