Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Педагог-психолог ГБОУ Школа №1935 ДО №1 Курочкина Галина Валентиновна
Двигательная коррекция доминирует. Ребенка трудно заставить двигаться медленно.
- «Соревнование черепах» — побеждает тот, кто придет последним. Останавливаться в процессе движения нельзя.
- «Росточек» — рассчитать время «вырастания» на счет (положение сидя на корточках, голова прижата к коленям – «зернышко», под счет до 5 «вырасти в дерево»). Стадии роста можно увеличивать (5, 10, 15, 20). Чем больше счет, тем сложнее регуляция.
- «Река – берег» ( «Высоко – низко») — Эта игра требует от ребят внимательности. На земле чертят две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями — «река», а по краям — «берег». Все ребята стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все ребята прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ» все выпрыгивают на «берег». Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: «БЕРЕГ, РЕКА, РЕКА, БЕРЕГ, РЕКА, РЕКА, РЕКА...» Если по команде «БЕРЕГ» кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Выходят из игры также те невнимательные игроки, которые во время команды «РЕКА» оказались на «берегу». Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник. Его можно поздравить и начать игру заново.
В игре задается стереотип, который потом ломается, например берег – река – берег – река – берег – берег – берег – берег – река.
Если ребенок затрудняется в следовании инструкции. После команды делается пауза, происходит оречевление, а потом выполнение.
4. «Запретное движение» (слово, буква, цифра) – ребенок выполняет все, кроме оговоренного запрета.
5. «Внимательные ушки» — выполняется голосовая команда с которой расходится показанный образец движения.
6. «Нос, пол, потолок» — по голосовой команде.
7. «Марш» — выполняются 4 маршевых шага (можно на месте) сначала с хлопком на 1 (первый) шаг, потом на 2, 3, 4.
8. Стихи с движениями ( «Чайничек с крышечкой……», «У оленя дом большой…» и т.д.)
9. Последовательная замена слов хлопками, например:
Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.
- .... мой треугольный, треугольный мой...... А если не треугольный, то это не мой......
- ......... треугольный, треугольный........... А если не треугольный, то это не...........
- ..............,................ А если не....., то это не...........
- ..............,................ А..... не....., то это не...........
Рано утром на полянке три резвились обезьянки – заменять с наращиванием последние слова двустишия:
Рано утром на полянке три резвились …
Рано утром на полянке три … …
Рано утром на полянке … … …
Рано утром на … … … …
10. «Научи меня…чему – то» — задания, когда ребенок сам дает инструкцию, что очень важно для стимуляции контроля. При этом необходимо, чтобы он как можно больше говорил и как меньше показывал. Взрослый при этом должен дословно выполнять полученную от ребенка инструкцию.
Учась организовывать другого, ребенок в дальнейшем сможет организовать себя.
Вариант для работы в паре – дети стоят спиной друг к другу, перед одним из них конструкция из кубиков, другой строит такую же по словесной инструкции партнера по игре, или игра «Нарисуй такую же картинку».
11. Все виды игр с регуляцией контроля
Впоследствии в коррекцию вводится рефлексия и планирование занятий.
Для контроля времени сначала используются песочные часы ( «видимое время»), потом электронные и цифровые, контроль ребенка в виде «напомни и подскажи».
Методика коррекции, таким образом, состоит не в «поисках кнопки», которая позволила бы «выключить мотор», а в поиске и налаживании системы, которая управляет этим «мотором».
|