Автор:
Воспитатель первой квалификационной категории Соболева Ирина Васильевна Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Искитимского района Новосибирской области детский сад "Теремок" п. Керамкомбинат 2018
Интегрируемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Вид игровой ситуации: ситуация оценки.
Форма проведения: заочная экскурсия.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Цель: Воспитывать чувство гордости и любви за свою малую Родину.
Задачи:
- Сформировать представление о реке Обь, о рыбах, обитающих в Оби. Устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения предметно-схематичную модель. Познакомить с одной из легенд о реке Обь.
- Развивать связную речь и диалогическую, активизация словаря: бирюзовая, слияние, легенда, водохранилище… Развитие слухоречевой памяти, фонематического восприятия и правильного физиологического дыхания. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, двигаться в определенном темпе, ритме.
- Развивать воображение.
- Умение сотрудничать в микрогруппах (сравнивать, анализировать, делать выводы), воспитание дружеских взаимоотношений.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, презентация, аудиозапись «песни реки», карта Сибири, предметно-схематичные модели, магнитофон, картинки с изображением рыб.
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций с изображением рек, беседа о реках нашего региона, о правилах поведения на природе, о рыбах речных и морских, разучивание стихотворения Е. Николаевой «Ручеек».
Ход игровой ситуации
1. Вводная часть: Загадывание загадки
«Бежит, журчит, волнуется,
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится» (река)
Воспитатель: Назовите реки Новосибирской области (Бердь, Койнихи, Обь…)
Какая река самая большая? (Обь) Найдите ее на карте и проследите ее путь (работа по карте).
Рассказ воспитателя о реке: Обь образуется на Алтае при слиянии двух рек Бии и Катуни, впадает в Карское море.
«Жемчужина моей родной России,
Тебе я в пояс низко поклонюсь.
Ты родилась и разливаешься в Сибири,
Питая красотой и силой Землю и святую Русь!» (Светлана Жачук)
В Сибири существует множество легенд о реке. Одну из них я хочу вам рассказать.
Состязание Бии и Катуни.
Существует легенда о том, как Катунь состязалась с Бией в беге, кто скорее добежит до Оби. У Бии дорожка была по ровной и гладкой долине, и она прибежала первой. Труднее было Катуни: горные хребты и мощные скалы вздымались на ее пути, хотя Катунь и одолела препятствия, но задержалась в пути. Когда, пеня свои бурные волны, она добежала до Оби, Бия была уже здесь. Раздосадованная неудачей, Катунь с яростью бросилась на Бию и перерезала ее своей белой лентой!
Беседа по вопросам:
- Кто победил в состязании? Почему?
- Обиделась Катунь на Бию или нет?
Место слияния Бии и Катуни выглядит очень живописно. Две реки несут свои воды, сходясь в более мощную струю-реку Обь. Обе реки имеют разный цвет. Катунь зеленоватый или бирюзовый, а Бия беловато-серый, только
через несколько километров вода приобретает одинаковый цвет. (Рассказ сопровождается показом презентации)
2. Основная часть (развитие игровой ситуации)
Воспитатель: Дети я предлагаю совершить воображаемое путешествие к реке Обь. Для этого превратимся в ручеек, который впадает в реку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем колдовать.
Повертелись, покружились,
В ручеек мы превратились!
Упражнение «Ручеек»: Дети берутся за руки и цепочкой идут по залу, преодолевая воображаемые препятствия: перебегают через дорогу, забегают за скалу, обегают камень, выбегают из-за горы.
Воспитатель: Наш ручеек прибежал к Оби, а мы опять превратимся в детей (дети повторяют волшебные слова). Вот мы и на берегу Оби. Представьте, что сейчас лето! Что вы видите? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать веселую «песню» реки. (Аудиозапись)
Упражнение для развития физиологического дыхания.
Воспитатель: Давайте подышим речным воздухом. (Вдох через нос, пауза; под счет «раз», «два», «три» выдох через рот). (1-2 минуты)
Дидактическая игра «Придумай слова» (подбор прилагательных) Словесная дуэль между микрогруппами.
Какая бывает река? (чистая, быстрая, прозрачная, бурная, широкая, бирюзовая, судоходная, красивая…)
Дидактическая игра «Полезная река» (работа по микрогруппам)
- Выбрать схематичные модели о пользе реки и каждая микрогруппа рассказывает. (Река дает воду, поливает, дает пищу, электроэнергию, по реке ходят теплоходы, сплавляют лес…)
Проговаривание чистоговорки:
Да-да-да — холодная вода.
Де-де-де — не сиди в воде.
Ды-ды-ды — выйди из воды.
Ду-ду-ду — я домой иду.
Динамическая пауза
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Беседа о рыбах
- Кто обитает в реке? (рыбы)
- Какие рыбы живут в реках? (Речные: щука, судак, налим, окунь, лещ, сазан, карась…)
- Что происходит зимой с рыбами?
Игра: «Какая рыба лишняя» (убрать морских рыб и рыб, которые не водятся в Оби)
Вывод: Вода-это жизнь, нет воды — нет жизни. Не зря в народе есть пословица «Мать-водица, всему царица». Жизнь не только для человека, но и для растений, для насекомых и животных.
Заседание научного совета (работа по микрогруппам)
- На заседании научного совета каждая команда выработает меры по охране реки. (По берегам реки установить знаки, запрещающие мытье машин, установить очистительные сооружения, организовать голубые патрули. Реклама по телевизору, ролики в интернете с пропагандой)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие. Что вы запомнили? Увидели? Почувствовали?
Рефлексия
Давайте пустим по нашей реке кораблики, если понравилось
Путешествие, то красные; если не очень, то фиолетовые.
Ребенок читает стихотворение:
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же — наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней
Так, будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Воспитатель: Дети, а сейчас давайте превратимся в ручеек и отправимся в группу.
(Дети берутся за руки и преодолевают воображаемые препятствия в обратном порядке)
Литература:
- «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова. Москва 2010 год.
- «Люби и знай свой край родной» Дошкольное образование №6. 12. 2006 год.
- «С чего начинается Родина» Л.А. Кондрыкинская Творческий центр «Сфера» Москва 2005 год.
|