Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида станицы Ленинградской Краснодарского края Конспект Туристического похода «По Сосыке по реке» . Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад общеразвмвающего вида. Воронюк Светлана Витальевна, Ст. Ленинградская 2013г. Туристический поход «По Сосыке по реке» . Программные задачи:- Расширить знания детей о родной реке Сосыке. Научить детей видеть, слышать, наблюдать и понимать красоту родной реки, бережно относиться к ней, любить и сохранять. Сформировать понимание того, что заботиться о природе – значит помогать Родине. Развивать фантазию детей, речь, эмоциональную сферу, учить ориентироваться на местности. Побуждать использовать в своих ответах доказательства. Воспитывать любознательность. Оздоровлять дошкольников в процессе пребывания на свежем воздухе. Предварительная работа. Прогулки к реке.
Беседы с детьми о водной среде. Чтение познавательной литературы о жизни рек. Рассмотрение фотографий с видами нашей реки Сосыки. Оборудование:-. Карта – схема, компас, синий фломастер, мяч для игры. Ход Накануне воспитатель объявляет детям, что завтра они отправятся в туристический поход. Воспитатель объясняет, что необходимо взять с собой в поход (рюкзак, питьевую воду, еду), какая должна быть форма одежды. Воспитатель предлагает вниманию детей загадку – Я и туча, и туман И ручей, и океан Я летаю, и бегу И стеклянной быть могу! Правильно это вода. А где мы можем встретить воду? А у нас в станице? Сегодня мы отправляемся в поход , чтобы познакомиться поближе с нашей рекой Дети вспоминают правила «Юных туристят»: Никто не говорит «не могу», «не хочу», «не буду» (правило трех «не»);
В гости к реке идем без палки и камня;
Никого не обижаем: ни муравья, ни лягушку, ни цветок;
В походе семеро одного не ждут (идем по силам слабейшего);
Учимся слушать тишину и музыку природы, плеск воды у реки;
Помогаем природе (собираем мусор и уносим в контейнеры, складываем в кучи сухие ветки, собираем для поделок камешки, листья, ветки);
Место привала после нас должно быть чище, чем было до нас;
«Ты – настоящий знаток» - скажем мы тому, кто увидел и запомнил много интересного и рассказал об этом.
Карта – схема маршрута.
Воспитатель. Дети, сегодня мы отправляемся в туристический поход вдоль нашей реки.
Мы должны разделиться на две подгруппы, у каждой из которой будет свое особое задание:
«Штурманы» будут определять, и вычерчивать наш маршрут на схеме, а «Знатоки»
определять направление течения нашей реки, берега левый и правый, растения на воде и у воды.
Дети штурманы рассматривают , определяют направление движения, определяют курс по компасу, отмечают на кате- схеме пройденный путь.
Воспитатель предлагает полюбоваться красотой окружающей природы:
Посмотри, какая даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит
В камышах, вздыхая.
Вопросы к детям:
Где мы с вами находимся?
На берегу какой реки расположена наша станица?
Откуда течет река?
Воспитатель. Что вы знаете о нашей реке?
Воспитатель рассказывает :- Сосыка — степная река, левый и крупнейший приток реки Еи. Длина 159 км На реке расположено три крупных станицы: Павловская, Ленинградская и Староминская.
Наиболее значительные притоки река принимает справа: Попова, Бичевая, Добренькая
Ширина Сосыки разная от 8 до 400 м. На реке есть мелководья и глубины до 6 м.
Название реки происходит от тюркского сасыкъ — «вонючий». Связано это с наличием в грунтовых водах, питающих реку, сероводорода, имеющего неприятный запах. Сосыка имеет самую большую минерализацию воды среди всех рек края. Вода в реке горько- солноватая. Раньше наша река была судоходной и по ней корабли перевозили грузы в Азовские и Чёрное моря. Но сейчас состояние реки Сосыки вызывает беспокойство . Река заросла водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть рыба. Дно реки забито отложениями ила и гнилых водорослей. Причина тому — русло реки на всем протяжении перегорожено многочисленными дамбами, плотинами. Толщина донных отложений достигает более 5 метров. Река загрязнена. По берегам зарастает тростником.
Следующим нашим пунктом будет такая дамба, которая расположена неподалёку, вниз по течению.
«Знатокам» воспитатель предлагает рассказать, как река выбирает путь для себя, а
«Штурманы» определяют направление течения реки и нашего маршрута, показывают куда нам идти (Туда, куда река течет)
1. остановка «Мост»
Воспитатель обращает внимание детей на мост.
Воспитатель. Для чего люди строят мосты? Какие они бывают?
В этом месте русло реки сужено людьми, это и есть дамба. Она заканчивается узким горлышком через которое проложен мост. Под ним с шумом и грохотом вырывается на свободу задержанная дамбой река.
Проходим на мост и с него осматриваем берега Сосыки, отмечаем, что течение реки тихое и спокойное,а в узком месте становится быстрым и бурным, что река в некоторых местах широкая, а в некоторых не очень. Далее определяем левый и правый берега реки.
Воспитатель. На каком берегу находится наша станица? (На левом)
А сейчас мы перейдем мост, и далее наш поход продолжится по правому
берегу реки.
2 остановка «Низинка»
Спускаемся с моста вниз и по левому берегу мимо садов и продолжаем свой путь.
Воспитатель обращает внимание на размытые берега. Даже корни у деревьев все оказались наружу, и в скором времени эти деревья могут упасть.
Вопрос для «Знатоков»: -Когда же, в какое время года вода свершила эту свою коварную работу? (Ответы детей.)
Штурманы отмечают на карте крутой берег, и помечают маршрут.
3.остановка. . Рассматриваем растения на реке, передвижение
водомерок по глади воды, деревья растущие рядом с водой и в дали от неё.
Воспитатель . Почему деревья так растут?
4. остановка.
Воспитатель. Стоп! Препятствие! Небольшая канавка преградило путь. Можно обойти , можно перепрыгнуть через неё, можно по бревну перейти
Проведем тренировку – и перепрыгнем, и по стволу пройдем.
«Знатоки» обследуют положенное через канавку дерево и определяют его.
«Штурманы» на карте отмечают препятствие.
5. остановка «Лужайка»
Воспитатель. Привал! Можно расположиться на отдых и перекусить.
Во время привала проводятся наблюдения за растениями луга, обитателями. Рассказ воспитателя о Сосыке.После отдыха дети со взрослыми обследуют место привала, не оставили ли после себя мусор.
. Переходим через мост и отправляемся в обратный путь
Воспитатель предлагает детям дома зарисовать самые интересные моменты похода и
принести рисунки в садик, чтобы показать младшим детям и рассказать им об увлекательном походе.
Памятка для родителей по воспитанию любви к природе родной станицы.
1. Совершайте всей семьей прогулки по станице и её окрестностях, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного края.
2. Рассказывайте о своем районе, посетите с ребенком музей.
3. Гуляя по улицам родной станицы и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
4. Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.
5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации.
6. Поощряйте любознательность ребенка.
|