Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы (6-7 лет) на тему: "Речные обитатели реки Ока"
Цель. Уточнить и расширить представление детей о рыбах Калужских водоёмов.
Задачи:
- Познакомить детей с обитателями реки Оки, местом обитания, внешним видом и способом питания.
- Учить находить основные существенные признаки рыб.
- Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера
- Активизировать и обогатить словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к природе Калужского края, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, обитателям водоемов и умение в трудное время прийти на помощь.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, а кто из вас хотя бы один раз бывал на рыбалке? () Что на рыбалке делают? (рыбу ловят) А представляете, в эти выходные мы всей семьёй ездили первый раз на рыбалку и мне на крючок попалась совсем не рыба, а вот такой странный сосуд. Я не стала открывать его, решила показать вам. Хотите посмотреть, что в нём? (Дети открывают необычный сосуд). Что это?
Дети: Карта
Воспитатель: Да это карта Калужской области. Вот на ней и наша Калуга обозначена. А как вы думаете, почему карта окрашена в разные цвета, что обозначает зелёный цвет?
Дети: Равнина, ровная местность…
Воспитатель: А что на карте обозначено синим цветом? (ответы), что означают синие линии, пятна?
А какие водоёмы в Калужской области вы знаете? (Реки Ока, Угра, Вырка, Яченское водохранилище…). Ребята, а кому бывает нужна карта (разведчикам, туристам, путешественникам…). Вы знаете, эта карта навела меня на мысль, а не отправиться ли нам в подводное путешествие по самой крупной в Калужской области реке Оке, хотите попутешествовать? (Да). А на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей, анализ возможности такого путешествия). А я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на таком батискафе (на мультимедийной установке появляется изображение батискафа). Согласны? (Да). Но вначале нужно немного потренироваться, разработать свой дыхательный аппарат.
Релаксация: Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: “Мы одно большое доброе живое существо. Давайте послушаем, как оно дышит! ” Все прислушиваются к своему дыханию.
Вдох — все делают шаг вперёд, выдох — шаг назад.
Воспитатель: Ну что ж, дыхание потренировали, теперь надеваем акваланги для подводного плавания и спускаемся на дно реки Ока. (Музыка, дети проходят в «батискаф») Присаживайтесь. Под музыку проходит «погружение. (На мониторе появляются в иллюминаторе изображения рыб)
1 слайд – Стая рыб
Воспитатель: Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы). Недаром говорят: “Рыбы — дети воды”. Они живут в какой воде? (солёной, пресной). Рыб в подводном мире огромное количество. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.
2 слайд- Окунь — полосатый красавец, одна из самых нарядных рыб реки Ока. У него красные плавники, тело его покрыто мелкой, прочно сидящей в коже чешуей без слизи, а «тигровый окрас помогает ему прятаться в зарослях водной растительности. Окунь – прожорливый хищник, в погоне за мелкой рыбкой может выскакивать на поверхность воды.
3 слайд — Лещ – плоский как крышка от кастрюли. Лещ держится группами, преимущественно в глубоких местах, поросших растениями. Осторожен и довольно сообразителен. Питается личинками комара, ракушками и улитками. Также может употреблять в пищу водоросли.
4 слайд – Линь — речной слизняк, все тело покрыто очень мелкими, нежными чешуйками которые скрыты толстым слоем слизи, она помогает не только хорошо плавать, но и не допускает проникновения вредных бактерий.
5 слайд — Ёрш — чем-то напоминает ежа — такой же колючий. Предпочитает песчаное дно или гравий. Питается главным образом придонными моллюсками, иногда — мелкой рыбой и некоторыми растениями
6 слайд — Сазан – речная золотая рыбка, имеет крупную чешую золотистого цвета. Встречаются экземпляры весом свыше 20 кг. Сазан в основном питается молодыми побегами водных растений, охотно поедает икру других рыб и лягушек.
7 слайд – Щука (Эту рыбу, наверное, многие узнали?) Щуку — прозвали речным волком. Она охотится из засады, притаившись где-нибудь в камыше, нападает на мелких рыбёшек и на крупных, если голодна, может утащить на дно утёнка или гусёнка. У неё сильные плавники. Щуку называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.
Слышен звук падающего мусора, консервных банок. На мониторе появляется в иллюминаторе вид загрязнённого дна реки.
Воспитатель: Ребята, что это? Да мы с вами опустились на самое дно. Но посмотрите, все ли здесь предметы речные? (Дети называют посторонние предметы). Как вы думаете, хорошо ли живётся рыбам в такой реке среди банок и пакетов?) А что нужно сделать, чтобы река стала чище и речным обитателям жилось лучше? (Очистить дно от мусора). Ребята. а вы хотите помочь природе родного края? (Да) Ну тогда одевайте акваланги, мы с вами на время покинем наш «батискаф». Дети одевают воображаемые акваланги, одному из детей даётся фотоаппарат для фотографирования интересных рыб, которые встретятся во время плавания под водой (индивидуальная работа). Дети с воспитателем покидают «батискаф». Звучит музыка, дети под «плывут цепочкой”, “стайкой”, “змейкой”). Мы спустились с вами на самое речное дно, давайте обследуем его. (на полу лежат ракушки, камешки, различные предметы, мусор. В ведро для мусора дети бросают мусор. Обратить внимание на то, как стало без мусора чисто и светло.) Ну что ж, посмотрите, как чисто стало на дне, а нам пора возвращаться в наш «батискаф», у нас в «аквалангах заканчивается запас воздуха. (Все плывут к «батискафу», снимают «акваланги», на мониторе вид чистого дна.) Как надо себя вести, чтобы природе не нанести вреда? (ответы детей).
Воспитатель: Я думаю, что вы никогда не будете бросать в реки мусор и другим не позволите это делать. А нам пора возвращаться. Приготовились к подъёму «батискафа». (Под музыку происходит подъём).
Воспитатель: А теперь нас ждёт исследовательская работа. Сначала мы пойдём в научную лабораторию. (Подходят к столу, на котором лежат указка и предметная модель рыбы). Рыба – это живой организм? Докажите! (ответы детей). Давайте посмотрим из каких частей состоит рыба. Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. (Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы).
С помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Слизь, покрывающая всё тело, помогает рыбе плавать, не допустить проникновение вредных бактерий, обсуждается с детьми назначение жабр, чем покрыто тело рыб, как рыбы размножаются).
Воспитатель предлагает детям разделиться на 3 группы и выбрать необходимые рисунки для моделирования и пройти к мольбертам.
Моделирование по малым группам:
1-я группа моделирует модель живого организма;
2-я моделирует рыбу;
3-я — размножение рыб.
Дети моделируют, а затем поясняют свою модель. Ребёнку, который «фотографировал» во время путешествия рыб, поручается «напечатать» фотографии рыб ( «лаборатории» он подбирает парные фотографии рыб, дети моделируют малыми группами на мольбертах, затем поясняют свою модель).
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, у меня есть вот такие рыбки, (показывает коробку с цветными картонными рыбками) возьмите себе оранжевую или красную рыбку, если вам понравилось наше путешествие и синюю или фиолетовую, если не понравилось. (Дети берут по рыбке, объясняют свой выбор. говорят. что им больше всего запомнилось в путешествии). На память о путешествии ребёнок, который «фотографировал рыб, дарит детям изображения рыб, дети узнают и называют, какая рыба им досталась.
|