Бороданенко Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №411 г.о. Самара
Цель: Расширение представлений детей о природе родного края
Задачи:
Развивающие:
- развивать познавательную активность и любознательность при изучении истории родного края;
- способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Скачать конспект
Обучающие:
- расширять представления об истории, флоре и фауне родного края, о труде людей (речников, бурлаков);
- формировать понятие Родины как места, где человек родился; о том, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь; человек своим трудом может украшать землю, а может и губить;
- закреплять количественный счет умение отгадывать загадки, участвовать в играх с элементами соревнования.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за свою «малую Родину»;
- воспитывать уважение к людям труда;
- формировать навыки правильного поведения в природе.
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов:
Рассматривание глобуса и карты России и Самарской области; чтение отрывка рассказа «река Волга»; заучивание стихотворения Н.А. Некрасова «о Волге»; рассматривание картины русского художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»; рассматривание альбомов «Грибы и ягоды», «Рыбы», «Дикие животные», «Деревья»; беседа о реках и городах Самарской области; чтение преданий из книги «Жемчужины Жигулей» сост. С. Кузьменко; рассматривание книги «Жигули заповедные» сост. В.К. Туманов.
Взаимодействие с родителями: оформление выставки рисунков «Животные нашего края», подборка пословиц и поговорок о Родине.
Формы организации совместной деятельности:
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДВИГАТЕЛЬНАЯ Игровое упражнение «Кто это»
Игра-эстафета «По грибы, по ягоды»
ИГРОВАЯ Развивающая игра «Найди и сосчитай»
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Чтение стихотворений о Волке, знакомство с пословицей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Рассматривание карты Самарской области, картины «Бурлаки на Волге»
КОММУНИКАТИВНАЯ Беседа, ситуативный разговор.
Материал к занятию: карта Самарской области, мяч, карточка с изображением гробов и ягод, корзины для игры-эстафеты, картина И.В. Репина «Бурлаки на Волге», карточки с изображением рыб для игры «Сколько рыб спрятал художник на картине» (на каждого ребёнка).
Содержание непосредственно-образовательной деятельности:
1. Включение детей в образовательную деятельность.
Воспитатель вносит в группу карту Самарской области (Самара выделена флажком) и помещает её на мольберт.
2. Вопросы к детям: Что я вам принесла? Зачем нужна карта? Как обозначаются на карте города? Я принесла вам карта нашей области, т. е. того места, где мы с вами живём. Как я это узнала? Наша карта цветная. Здесь и голубой цвет и зелёный, и коричневый. Что означают эти цвета? Какие реки протекают в нашем крае? Как вы думаете, какая река самая большая в нашем крае?
3. Путешествие по Волге. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Волге. На чём мы с вами поплывём?
Дети предлагают варианты. Выбирают тот вариант, который понравился большинству детей.
Рассказ воспитателя о Волге. Воспитатель: предлагает сесть поудобнее и послушать ее рассказ. Итак, плывём по великой русской реке Волге. Реку часто называют Волгой – Матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей. А почему её так называют, мы сегодня узнаем.
Когда-то давным-давно, когда на Земле ещё жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности (показывает где) зародилась огромная река Волга. Но только тогда древние люди называли её по-другому, и названий было несколько. Одни народа называли её «Ра», что означает «щедрая». А щедрая — что означает? (добрая, всё отдающая). А другие народы называли её «Итиль», что означает Река — рек — самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третья прозвали Волгой, что означает «Светлая». И действительно, эта река очень длинная. Река широкая и полноводная, потому что у Волги много помощников – притоков, больших и маленьких речек, которые несут в неё свои воды. Знаете, сколько их? – 200! В те далёкие времена вода была тихая, прозрачная и светлая. Поэтому в ней водилось много рыбы, да такой вкусной и редкостной, какой в заморских краях и не видывали. Интересно, что это была за рыба? Каких рыб вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель предлагает сделать привал вот на островке (детям предлагает подойти к столам).
Развивающая игра «Найти и сосчитай». (Каждому ребенку предлагается картинка со спрятанными на ней рыбами. Рыбаки наловили много рыбы и спрятали своё улов на картинках. Надо найти их и сосчитать?)
Дети выполняют задание.
Воспитатель предлагает отправиться дальше. Вот такое было богатство в водах Волги! А если взглянуть на волжские берега, то нашему взору откроется дивный мир покоя и чарующей красоты. Послушайте, что писал о Волге великий русские поэт Н. А. Некрасов:
О Волга!... колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зорям, Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке, Иду на помощь рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьём по островам. То, как играющий зверёк, С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою…
В те далёкие времена берега Волги были покрыты лесами. Да и сейчас по берегам Волги растут леса.
Вопросы к детям: Какие леса вы знаете? Какие деревья растут в нашем крае?
В таких лесах и зверям привольно жилось. Как вы думаете, каких зверей можно было встретить?
(Ответы детей)
Игровое упражнение с мячом «Назови, кто это». (Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч детям по очереди и загадывает загадки о диких животных, ребенок бросает мяч обратно и говорит отгадку.)
Какие ещё лесные богатства вы знаете?
(Ответы детей)
Игра – эстафета «По грибы, по ягоды».
Беседа. Вот и представьте себе, какие богатства дарила людям Волга и её берега, какой красой очаровывала река людей. Поэтому и прозвали её Волга – красавица. Интересно, почему же людям так нравилось селиться на берегах Волги? Как вы считаете? Почему именно здесь рубили они свои избы, оставались тут на всю жизнь? Почему народ прозвал Волгу Волгой – кормилицей? Ребята, а мы ведь с вами знаем, что русский народ – народ гостеприимный, хлебосольный. А как вы понимаете эти слова? А на чём же они в гости друг к другу ездили? Грузы на чём возили?
(Ответы детей)
Рассматривание картины «Бурлаки на Волге». Вот как раз тогда, когда появились речные суда, появилась и очень трудная и опасная профессия – бурлаки. Сегодня я хочу вам показать картину русского художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Бурлаки – это люди, которые тянули речные суда вручную, с помощью верёвок и ремней. Присмотритесь к этим людям. Они измучены, еле стоят на ногах, некоторые вот – вот упадут. Среди них есть и совсем молодой юноша, и старики. А судно, которое они тащат, огромное, да ещё тяжело нагруженное, но этим людям негде работать, а значит, нечего есть. И поэтому они вынуждены наниматься к хозяину судна, который и платил – то им копейки за их труд. И невольно вспоминаются слова поэта:
Выдь на Волгу, чей стон раздаётся Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовётся, То бурлаки идут бечевой.
Художник сопереживает этим людям, он словно хочет им помочь. Яркими нежными красками написан песок – он золотистый, блестит на солнце. Небосвод чистый, высокий. Такая яркая, чистая, спокойная природа – и измученные, голодные люди. Так не должно быть!
Беседа. Раньше по Волге можно было приплыть только в Каспийское море, а теперь и в Балтийское, и в Азовское, и в Чёрное, и в Белое. Как это стало возможным? У Волги же не было к ним прохода. Что, корабли по воздуху перелетают? Да нет, это люди с помощью умных машин прорыли каналы, создали искусственные моря и соединили Волгу с пятью морями. Волга – главный водный путь России (показать на карте). На некоторых участках Волги построены плотины. Здесь появились гидроэлектростанции, которые, используя энергию воды, вырабатывают электрический ток. Вот сколько важных дел у Волги каждые день! Вода её трудится каждую минуту: и возит, и светит, и радует каждого. А на берегах Волги построили заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду, обувь. И везде используют воды Волги. Трудится, трудится река день и ночь для людей. Не зря её прозвали Волгой – труженицей.
К сожалению люди загрязняют Волгу. Вода становится мутной, начинают гибнуть рыбы, животные. По берегам засыхают деревья и кусты. А как вы, дети можете беречь воду?
(Ответы детей)
Запомните мудрую русскую пословицу: «Не загрязняйте реки – ведь они поят нас водой».
Заключительная беседа. Что нового вы узнали сегодня? Что особенно вам запомнилось? О чем вы расскажите дома своим родным?
|