Конспект НОД в подготовительной группе Тема. Знакомство с Республиками Поволжья через игровую деятельность. «Путешествие по Волге»
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 42 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани
- Воспитатель по обучению татарскому языку: Садриева Д. С.
- Воспитатель: Сергеева Т. А.
Цель.
- Расширять и углублять знания и представления детей о нашей многонациональной Родине, о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на берегах Волги.
- Формировать патриотические чувства, закрепить знание государственных символов страны.
- Развивать интерес к традициям и культуре разных народов.
- Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному краю, уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
- Приобщать детей к истокам народной культуры. Обогащать словарный запас детей.
- Активизировать словарь детей пословицами и поговорками.
- Закреплять умение поддерживать беседу. Активно принимать участие в диалоге.
Предварительная работа. Беседы об истории России, Поволжья, г. Казани. Знакомство с символикой страны и народов Поволжья. Знакомство с культурой и традициями русского народа и народов других национальностей. Разучивание песни на татарском языке, стихотворения. знакомились с фольклором. Чтение художественной литературы.
Оборудование. Карта республик Поволжья, магниты с изображениями символов республик Поволжья, модули для строительства корабля, якорь, штурвал, национальные угощения, атрибуты для игры «Магазин», атрибуты для турагенства, фартуки из ковролина и элементы чувашского узора на липучках, рюкзаки, курай, муляжи грибов, две корзинки, обруч — полянка, экран, мультимедийная установка, национальные костюмы народов Поволжья.
Ход занятия:
На экране город Казань (1 слайд)
Воспитатель заходит с детьми под татарскую музыку?
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с гостями.
- Ис?нмесез. Х?ерле ирт?. Х?лл?р ничек? (?йб?т).
- Ребята, в каком городе мы с вами живем? А в какой республике? (Татарстане)
- Столица Татарстана?
- Президент Татарстана? (2 слайд)
- Что изображено на гербе Татарстана? Казани? (3 слайд)
- Татарстан находится на великой реке. Какой? (Волге) (4 слайд)
В самом сердце великой России
Волга-матушка вольно течет.
Вдоль реки нашей полной, могучей
Здесь народ разный мирно живет.
На Волге находятся еще и другие республики. Какие? (Чувашия, Мордовия, Республика Марий Эл, Башкирия, Удмуртия)
- А хотите отправиться на экскурсию по Поволжью? А вот как раз и турагенство «Волжские путешествия» поблизости (подходят к турагенству)
(Слайд № 5, стол, компьютер, глобус, карта, буклеты, телефон)
Дети здороваются: “Ис?нмесез”
Воспитатель. Ис?нмесез. Мы с ребятами хотим совершить путешествие по Волге. Что Вы нам можете предложить?
Турагент. Наше турагенство предлагает вам совершить путешествие по республикам Поволжья (показывает буклеты) Экскурсоводы расскажут вам много интересного о каждой республике. Познакомит вас с бытом и традициями народов Поволжья.
Именно сегодня, именно сейчас, с очень большой скидкой и только для вас горящий тур в три республики Поволжья: Республику Чувашию, Республику Марий Эл и Республику Башкорстан.
Воспитатель. Ну как, ребята? Отправимся в путешествие? (да)
Турагент. Но, к сожалению, команда корабля не успела подготовить теплоход к отплытию. И нам нужна ваша помощь.
Воспитатель. Сможем помочь команде теплохода? (да)
Игра “Почини теплоход” (строительные модули, штурвал, якорь, стулья)
(дети берут строительные модули и достраивают теплоход)
Воспитатель. К сожалению, я не могу с вами отправиться в круиз.
Турагент. А я с удовольствием поплыву с вами и буду вашим гидом.
Воспитатель прощается и уходит.
Турагент. А еще нам понадобится карта Поволжья.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин» (УМК) (слайд №6)
Турагент. А в гости мы отправимся не с пустыми руками. Ведь в гости принято ходить с гостинцами. А вот и магазин — кибет. (Все подходят к магазину)
Встречает продавец
Ребёнок. Ис?нмесез!
Продавец. Ис?нме,...... Н?рс? кир?к?
Ребёнок. Ч?к- ч?к кир?к.
Продавец. Нинди ч?к-ч?к?
Ребёнок. Т?мле. Баллы..
Продавец. Нич? ч?к-ч?к?
Ребёнок. Бер
Продавец. Ун (биш, алты, сигез...) сум бир....... М? бер ч?к-ч?к
(также покупают татарстанские яблоки, очпочмак, б?леш, кош теле, к?нфит.....)
Турагент. Угощения купили. Наш теплоход отправляется (ГУДОК)
(Все садятся на построеный из модулей теплоход перед экраном) (Слайд № 7)
Пока плывут — поют. МУЗЫКА
- А чтобы было веселей плыть, давайте споем песенку “Без барабыз”
“Без барабыз, барабыз, барабыз.
Кунакка без барабыз.
?йе шул, ?йе шул
Кунакка без барабыз”
1. Приехали в Чувашию (Зучит чувашская мелодия)
(На экране город Чебоксары. (Слайд № 8)
Встречает воспитатель в чувашском национальном костюме и здоровается по – чувашски: салам (дети и гости тоже здороваются по-чувашски)
- Добро пожаловать в столицу нашей республики – город Чебоксары
Красива древняя чувашская земля, воспетая поэтами и композиторами. Самое главное ее богатство — талантливый и трудолюбивый народ, бережно несущий свои вековые традиции.
Знаете ли вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют
Словно песней сердце околдуют…
Где коль праздник — от души ликуют,
Где работа — гору дай любую…
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
(На слайде № 9 государственные символы Республики Чувашии)
Государственный герб Чувашии представляет собой щит, на котором изображено «Древо жизни» — знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. Светло-желтый – цвет солнца, дарующий жизнь всему на земле. Восьмиугольная звезда выражает красоту и совершенство. На флаге мы тоже видим «Древо жизни»
(Слайд № 10)
- Национальные блюда чувашей: блины морковные, суп молочный с рыбой, окрошка по-чувашски и другие.
(Слайд № 11)
- Национальные праздники чувашей: Сурхури, Калaм, Мaнкун, Курак, Акатуй и др.
- Кто сможет объяснить смысл чувашской пословицы.
«Человек без друзей, что дерево без корней»
(Слайд № 12)
- Посмотрите, какие красивые национальные чувашские костюмы.
- А хотите украсить фартук национальным орнаментом?
Дидактическая игра «Составь узор»
(составление чувашского орнамента на фартуке по образцу)
(На мольберте образец фартука с узором, три стола, на столах на каждого ребенка фартук из ковролина и поднос с элементами узора. Дети украшают фартук узором и показывают гостям.
(Детям дарят символику Чувашии. Дети прикрепляют символику к карте)
В. Спасибо за интересный рассказ о Чувашии. Мы путешествуем по Поволжью и сейчас отправляемся в Республику Марий Эл. До свидания! Саубулыгыз!
(Дети и воспитатели садятся на теплоход)
(Поют песню на татарском)
“Без барабыз, барабыз, барабыз.
Кунакка без барабыз.
?йе шул, ?йе шул
Кунакка без барабыз”
2. – Приехали в республику Марий Эл (звучит марийская музыка)
(На экране город Йошкар – Ола (слайд № 13)
Встречает воспитатель в национальном костюме, здоровается по-марийски: сай (дети и гости тоже здороваются по-марийски)
- Добро пожаловать в столицу нашей республики – город Йошкар-Ола
Марийский край – это край, где много рек, озер и лесов. Край красив своей природой, талантливым марийским народом.
(На слайде № 14 государственные символы Марий Эл)
- Как вы думаете, что изображено на слайде? Правильно, это флаг и герб. Какой республики? Как вы думаете? (Республики Марий Эл) Давайте рассмотрим их. Кто может описать флаг? (прямоугольник, три полоски синего, белового и красного цвета и элемент национального марийского узора)
Турагент. А кто сможет назвать эти цвета по-татарски?
- А кто сможет рассказать про герб?
Что на нем изображено?
А как вы думаете, почему изображен медведь?
Для чего ему щит и меч?
(На щите герба Марий Эл изображен медведь. В одной лапе он держит щит, в другой – меч. Щит украшен золотой короной в стиле национального орнамента)
(Слайд № 15)
- Посмотрите, какие красивые национальные костюмы марийцев.
(Слайд № 16)
Основой марийской народной кухни являются дары лесов, полей, рек и озер – рыба, дичь, грибы, всевозможные травы и ягоды). Картофель у марийского народа считается «вторым хлебом». Широко используются молочные продукты.
Национальные блюда марийцев: репа с яблоками и сметаной, суп овсяный с картофелем и брюквой, голубцы с творогом и другие.
(Слайд № 17)
Национальные праздники марийцев: праздник печки, праздник цветов, праздник урожая, праздник новой каши.
Игра — эстафета «Собери грибы» (две корзины, зеленый обруч, грибы)
Как мы уже сказали, в Марий Эл много лесов, которые богаты грибами и ягодами. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери грибы»
Но собирать мы будем только съедобные грибы.
(Обруч — полянка, грибы из солёного теста. Дети делятся на две команды. По одному бегут, берут гриб, возвращаются, кладут в корзину. Затем бежит следующий. Затем педагог проверяет вместе с детьми, все ли грибы съедобные.)
В. Спасибо за интересный рассказ о Марий Эл. Мы путешествуем по Поволжью и сейчас отправляемся в Башкирию. До свидания! Саубулыгыз!
(Дети и воспитатели садятся на теплоход)
(Поют песню на татарском)
“Без барабыз, барабыз, барабыз.
Кунакка без барабыз.
?йе шул, ?йе шул
Кунакка без барабыз”
4. – Приехали в республику Башкирию (Звучит башкирская музыка)
(На экране город Уфа (слайд № 18)
Встречает воспитатель в национальном костюме, здоровается по-башкирски: ?аумы?ыгыз (дети и гости тоже здороваются по — башкирски)
- Добро пожаловать в столицу нашей республики – город Уфу
Льется песня родного курая,
Мы — башкиры, в Поволжье живем.
В благодарность богатому краю
По-башкирски танцуем, поем.
- Наш герой – Салават, им гордимся, (слайд – памятник Салавату Юлаеву)
Так историю мы узнаем.
По крупицам культуры страницы
Любим, учим и все бережем.
(На слайде № 19 государственные символы Республики Башкирии)
- Как вы уже догадались, это флаг и герб…какой республики?
- Чем отличаются флаг и герб Башкирии от тех, с которыми мы уже познакомились?
(На государственном гербе Республики Башкортостан изображен памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей. Флаг – прямоугольник, полоски синего, белого, зеленого цвета, в середине цветок курая)
Музыкальная игра с кураем.
- У башкир есть национальный духовой инструмент. Может, кто-нибудь знает, как он называется? А хотите про него послушать сказку? (смотрят сказку на экране)
- А хотите с ним поиграть?
(Дети встают в круг. Под музыку курай передают из рук в руки. По окончании музыки ребенок, у которого в руках остался курай, выходит в середину. Звучит фонограмма. Ребенок имитирует игру на инструменте. Дети танцуют)
(Слайд №20)
- Посмотрите, какие красивые национальные костюмы башкир.
(Слайд № 21)
- Национальные блюда башкиров: конина с чесноком, суп из черной смородины с салмой, баурсак.
Многие блюда являются «универсальными» – они могут служить одновременно и первыми и вторыми. Таковы, например, куллама, биш-бармак, элеш и др.
(Слайд № 22)
- Национальные праздники башкир: каргатуй – праздник, посвященный встрече весны, курултай, майдан, сабантуй.
В. Спасибо за интересный рассказ о Башкирии. А сейчас нам пора возвращаться в свой родной Татарстан. До свиданя! Саубулыгыз!
(Слайд № 23)
(Дети и воспитатели садятся на теплоход)
- Понравилось вам наше путешествие?
Мы побывали с вами на берегах прекрасной реки Волги. Познакомились с традициями и культурой народов, живущих в Поволжье, приобрели новых друзей.
(Гудок теплохода, все выходят (Слайд № 24)
Встречает всех воспитатель в татарском костюме)
Воспитатель. Ис?нмесез. Как я рада вас снова видеть.
Турагент. Дети, понравилось вам путешествие? А что интересного вы увидели? (ответы детей)
Воспитатель. А сейчас дети расскажут про нашу большую дружную семью стихотворение.
1 реб. Русские, чуваши, татары и мордва,
Мы смуглые, и русые, дружные всегда!
В Татарстане на земле родной
Живем мы все большой, единою семьей!
2 реб. Пусть мы такие разные
У нас одна семья.
И дружба народов
Не просто слова!
3 реб. Дружба народов
На все времена.
Пусть на нашей планете
Исчезнет вражда!
4 реб. Пусть мирные звезды
Над миром горят.
И дружба не знает
Границ и преград!
Вед. (Гульнара) Вот и подошло к концу наше путешествие! У всех народов есть свои национальные блюда и мы хотим пригласить Вас отведать наше традиционное татарское блюдо чак — чак!
Воспитатель. А на Волге есть еще республики, в которых мы еще не были. И сегодня жители этих республик хотят подарить вам танец!
Танец воспитателей “Дружба народов”
|