Задачи;
Образовательные: -Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
Развивающие:- Развивать мыслительную, речевую деятельность, используя проблемные ситуации .
Воспитательные: -Воспитывать толерантность (взаимную терпимость).
Оборудование и материалы: Демонстрационный: -дерево «дружбы», цветные конфетки, буквы, косынка, аудиозапись.
Раздаточный:-листы бумаги,цветные карандаши.
Предварительная работа с детьми: -разучивание пальчиковой гимнастики « Дружат в нашей группе», беседа о дружбе, рассматривание альбома «Народы Поволжья»
Подготовка воспитателя: - игры, пословицы о дружбе; дерево с цветными конфетками.
Ход занятия: I.Часть.-Ребята, давайте встанем все в круг, поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца
-Скажите, а что такое дружба? Кого можно называют другом? Есть ли у вас друзья? Какими качествами обладает друг, какой он?
- Друзей найти непросто, а уж если они есть, то нужно дорожить ими. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Дружбу нужно беречь!
II. Часть.-Ребята, сегодня в нашем саду отмечают «День дружбы народов Поволжья».
-Назовите республики, в которых проживают народы Поволжья.
(дети перечисляют: Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Мордовия).
-В какой республике мы живем? (Татарстан)
- Скажите, какой вы национальности? Вы знаете, что у нас Артем-башкир, а Алина – чувашка.
-В нашей группе проживает народ разной национальности. Умеете ли вы дружить? Крепкая ли у вас дружба? Вас ждут испытания, а поможет мне вот это дерево, на котором растут цветные конфетки. А в конфетках спрятаны задания.
-Итак, готовы? Желтую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю задание «можно ли прожить без друга?»
Словесная игра «Мир без друга». Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его:
- Мир без друга был бы не интересным, потому что
- Мир без друга был бы безрадостным, потому что....
- Мир без друга был бы мрачным, потому что...
-Молодцы! Мы прошли первый этап испытания.
-Красную конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю задание «Собери слово ?»(подходят к дереву, в корнях которого написано слово «Дружба».)
- Что за слово хранит это дерево? (ребёнок читает).
-Синюю конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю задание « Найди к слову «дружба» родственников»
- У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.
Игра «Семьи слов» (дружество, дружелюбие, доброжелательство, мир, согласие).
-Зеленую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю, открываю задание « Поиграй с друзьями»
С друзьями весело играть. Чтобы выполнить это испытание, мы должны назвать народные игры Поволжья? ( «Липкие пеньки», «Юрта», «Стрелок»)
Так давайте поиграем, в любимую игру удмуртов «Водяной». Альберт – водящий.
Дети: Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час, посмотреть, который час.
Ты глаза не открывай по одежке узнавай.
- Оранжевую конфетку с дерева снимаю, что найду в конфетке я пока, не знаю.
Следующее испытание, вы должны вспомнить народные пословицы о дружбе.
« Был бы друг, будет и досуг»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Старый друг лучше новых двух»
«Рожь да пшеница годом родится, а верный друг всегда пригодится»
- Молодцы много знаете пословиц о дружбе!
Как много трудных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными, и хорошими товарищами. Значит мы с вами самая дружная семья.
А сейчас предлагаю нарисовать портрет своего друга. (Рисуют портреты друзей, помещают на веточки дерева).
- Замечательные работы у вас получились. Посмотрите, как озарилась наша группа радостными улыбками, согрелась теплом дружеских сердец!
- Что для жизни нужно? Солнце!
- Что для дружбы нужно? Сердце!
- Что для сердца нужно? Счастье!
- Что для счастья нужно? Мир!
А сейчас давайте все вместе, исполним песню нашей группы «Большой хоровод» (автор текста Жигалкина Е. , музыка : Хайт А.)