(для детей подготовительной к школе группы с ФФНР)
Жижакина Наталья Витальевна учитель-логопед МАДОУ «Надежда» ЯНАО, г. Ноябрьск
Цели: коррекционно — образовательные:
- учить детей различать звуки С — Ш на материале слогов, слов и предложений;
- закрепить знания о характеристике звуков;
- правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
- формировать навыки словообразования;
- формировать номинативный словарь;
- закреплять понятия ориентировки в пространстве;
коррекиионно — развиваюшие:
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать силу речевого выдоха;
- расширять и уточнять словарь;
- развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- развивать внимание и память;
- работать по предупреждению дисграфии;
- работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений;
коррекиионно — воспитательные:
- воспитывать умение понимать учебную задачу;
- воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация к занятию в формате Power Point
Раздаточный материал: пособия для звукового анализа: «дельфин» для определения места звука в слове, пеналы с фишками и элементами схемы предложения, элементы букв из буквенного конструктора, предметные картинки: слон, носорог, пушка, шапка, мышь; карточки с заданием для звукобуквенного анализа; пенал с карандашами; стенд «Звукландия», пособие для дыхания «Ветерок», «Су-Джок» шарики с колечками;
Оборудование: комплект медиа оборудования: ПК, интерактивная доска, проектор.
Ход занятия:
Организационный момент: Игра на развитие внимания «Бывает, не бывает»:
Задаются условные жесты: «бывает» — хлопни в ладоши, «не бывает» — хлопни по коленкам.
-Мама по небу летает, такое бывает?
-Птицы под водой плывут.
-Мышки хлеб толпой грызут.
-Лыжник под водой идёт.
-Лодка по воде плывёт.
-Волк на дереве сидит.
-Заяц скачет и мычит.
-Злой медведь в лесу рычит.
-Утром куртку надеваем.
-Руки в брюки продеваем.
- При встрече «Здравствуй» говорим
-Мы в детский сад к друзьям спешим!
-Сядем ровно, соберёмся.
1. Сегодня к нам в гости из леса далёкой страны «Звукландии» прибыли гномы.
Вспомните, ребята, как их зовут, и из какой они сказки (Ворчун и Весельчак).
Ворчун здоровается с детьми: — Приветштвую ваш, ребята! Какие вы все крашивые!
Весельчак здоровается: — Здравствуйте! Какие же вы все больсые!
Логопед: — Ой, Ворчун, Весельчак, да вы путаете звуки? Ребята, какие звуки путают наши гномики?
Ворчун: — Путаем и ничего не можем ш этим поделать. Как же вы эти звуки различаете?
Логопед: — Не расстраивайтесь, мы с ребятами вам обязательно поможем. Подскажите, дети, какие звуки путают гномы? Сегодня мы научимся различать эти звуки и поможем нашим гостям. Расскажем Ворчуну с Весельчаком о звуках С, Ш.
Логопед: -Что мы знаем о звуке С?
Дети: — С свистит, как насос. Он согласный, твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета.
Логопед: -Что мы знаем о звуке Ш?
Дети: — Ш шипит, как змея. Он согласный, всегда твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета.
-Чем похожи эти звуки?
Дети: — Они оба согласные, глухие, обозначаются синей фишкой.
-Чем же они отличаются?
Дети: — С – губы в улыбке, Ш- губы в виде окошка, С- язык опускаем вниз, Ш – язык в виде чашечки поднимаем вверх, С – воздушная струя какая … (холодная), Ш — теплая, С – есть мягкая пара, Ш – только твердый.
- Дети, сравните, одинаковые получились у нас схемы или разные? Значит и звуки С, Ш тоже разные, и их нужно различать.
2. Дифференциация звуков С, Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях.
а) Дидактическая игра: «Хлопни-топни»:
М, Н, С, П, А, К, Ч, Ш, Т, С, Л, Ф, Ш…
б) Гном Весельчак предлагает поиграть: «Повтори, не торопись и смотри не ошибись»:
Со – шо, со – шо – я рисую хорошо!
Ши-сы, ши-сы – красивые у нас часы!
Со – шо – шо — со – а в машине колесо!
Ши-сы-ши – в нашем озере ерши!
Са-ша-са-ша – наша каша хороша!
в) Гном Ворчун предлагает игру: — «Послушай внимательно, посмотри и лишнее слово убери»
Шапка, шуба, свитер, шарф; — Каким словом назовём все эти предметы?
Собака, сурок, мышь, носорог; — Каким словом их назовём?
Соня, Света, Алиса, Маша; — Что это… (женские имена).
Шутки, сутки, штык, шалаш;
Мишка, игрушка, миска, катушка.
г) Дидактическая игра «Исправь нелепицы»:
«Шуба надела Свету»
«Кость нашла собаку»
«Шишки с орешками любят белку»
«Берлога сладко спит в мишке»
«Самокат катется на Мише»
- Логопед: Наши уважаемые гномы, ребята, решили проверить, а справитесь ли вы с заданиями, которые они привезли.
3. Определение места звука в слове.
- Посмотрите, на столе у вас лежат схемы слова «дельфинчики». Каждому из вас под пенал гномы спрятали картинку, в которой живёт звук С или Ш. Определите его место в слове и обозначьте фишкой.
5. Динамическая пауза:
- Ребята, возьмите «Ветерок». Короткий глубокий вдох носом, длинный, плавный выдох ртом (повторить упражнение трижды). Затем дети достают колечки «Су-Джок» из волшебных шариков и массируют ими подушечки пальцев, при этом проговаривая стихотворение:
Этот пальчик самый главный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал -
Он и ловок, и удал!
6. Дидактическая игра: «Ребята-кенгурята».
- Дети выстраиваются друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Логопед предлагает попрыгать.
- Дети прыгают вперёд столько раз, сколько в слове слогов, при этом проговаривая слова:
(Сок, лап-ша, шарф, ма-ши-на, со-ба-ка, ши-шка, сад, шну-рок, са-мо-кат, шко-ла)
7. Дифференциация букв С, Ш.
Логопед: Ребята, звуки мы слышим и произносим, а с помощью чего мы читаем и пишем?
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно!
- Расскажем гномам о буквах, обозначающих звуки С и Ш?
- На что похожа буква, обозначающая звук С?
- На что похожа буква, обозначающая звук Ш?
- Из каких элементов она состоит?
В правом отделении пенала у каждого из вас буквенный конструктор. Сложите на парте ту букву, элементы которой есть в конструкторе. Какая буква получилась… (буква, обозначающая звук Ш)
- Давайте вспомним ребята, где живут буквы, обозначающие звуки С и Ш.
- Дети: Они живут в замке согласных, подъезде глухих звуков. С – в комнате с сине-зелёным окошком
обозначает и твёрдый, и мягкий звук, а Ш – в комнате с синим окошком, так как может быть только твёрдым.
- Гномы: Да-да, мы видели такой замок в «Звукландии». Вы совершенно точно описали, где живут эти звуки.
8. Звукобуквенный анализ слова.
Логопед: -Весельчак и Ворчун приготовили для вас ещё одно задание. Справимся?!
Дидактическая игра: «Шифровальщики».
Логопед: Справа на парте, под зеркалом у каждого из вас спрятано задание. Достаньте его.
Составьте слово по первым буквам картинок.
- Какое слово получилось… (Саша). Это имя. С какой буквы всегда нужно писать имена… (с заглавной)
- Сделайте звуковой анализ слова Саша.
-Есть в этом слове звуки, которые мы сегодня учимся сравнивать?
Который по счёту звук С? Который по счёту звук Ш? Сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.
-Ребята, Весельчак предлагает вам составить со словом Саша предложение, подходящее к схеме, которую он нарисовал.
9. Итог занятия:
Логопед: — Весельчаку и Ворчуну пора возвращаться домой.
Гномы: — Какие же вы молодцы ребята, теперь мы тоже сможем различать эти звуки! Давайте вместе выучим чистоговорку: Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Логопед: — Итак, какие звуки мы сегодня сравнивали? Какое задание понравилось вам больше всего?
А за то, что вы так старались гномики приготовили вам сюрприз. Загляните в левое отделение пенала.
(В подарок дети получают наклейки)
Список литературы:
- Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.
- Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.
- Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.
|