Жижакина Наталья Витальевна. Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи»

Конспект НОД «С-Ш совсем не схожи, друг на друга не похожи»

(для детей подготовительной к школе группы с ФФНР)

Жижакина Наталья Витальевна учитель-логопед МАДОУ «Надежда» ЯНАО, г. Ноябрьск

Цели: коррекционно — образовательные:

  • учить детей различать звуки С — Ш на материале слогов, слов и предложений;
  • закрепить знания о характеристике звуков;
  • правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
  • формировать навыки словообразования;
  • формировать номинативный словарь;
  • закреплять понятия ориентировки в пространстве;

коррекиионно — развиваюшие:

  • развивать у детей фонематический слух и восприятие;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать силу речевого выдоха;
  • расширять и уточнять словарь;
  • развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • развивать внимание и память;
  • работать по предупреждению дисграфии;
  • работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений;

коррекиионно — воспитательные:

  • воспитывать умение понимать учебную задачу;
  • воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: презентация к занятию в формате Power Point

Раздаточный материал: пособия для звукового анализа: «дельфин» для определения места звука в слове, пеналы с фишками и элементами схемы предложения, элементы букв из буквенного конструктора, предметные картинки: слон, носорог, пушка, шапка, мышь; карточки с заданием для звукобуквенного анализа; пенал с карандашами; стенд «Звукландия», пособие для дыхания «Ветерок», «Су-Джок» шарики с колечками;

Оборудование: комплект медиа оборудования: ПК, интерактивная доска, проектор.

Ход занятия:

Организационный момент: Игра на развитие внимания «Бывает, не бывает»:

Задаются условные жесты: «бывает» — хлопни в ладоши, «не бывает» — хлопни по коленкам.

-Мама по небу летает, такое бывает?

-Птицы под водой плывут.

-Мышки хлеб толпой грызут.

-Лыжник под водой идёт.

-Лодка по воде плывёт.

-Волк на дереве сидит.

-Заяц скачет и мычит.

-Злой медведь в лесу рычит.

-Утром куртку надеваем.

-Руки в брюки продеваем.

  • При встрече «Здравствуй» говорим

-Мы в детский сад к друзьям спешим!

  • Мы друг другу улыбнемся

-Сядем ровно, соберёмся.

1. Сегодня к нам в гости из леса далёкой страны «Звукландии» прибыли гномы.

Вспомните, ребята, как их зовут, и из какой они сказки (Ворчун и Весельчак).

Ворчун здоровается с детьми: — Приветштвую ваш, ребята! Какие вы все крашивые!

Весельчак здоровается: — Здравствуйте! Какие же вы все больсые!

Логопед: — Ой, Ворчун, Весельчак, да вы путаете звуки? Ребята, какие звуки путают наши гномики?

Ворчун: — Путаем и ничего не можем ш этим поделать. Как же вы эти звуки различаете?

Логопед: — Не расстраивайтесь, мы с ребятами вам обязательно поможем. Подскажите, дети, какие звуки путают гномы? Сегодня мы научимся различать эти звуки и поможем нашим гостям. Расскажем Ворчуну с Весельчаком о звуках С, Ш.

Логопед: -Что мы знаем о звуке С?

Дети: — С свистит, как насос. Он согласный, твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета.

Логопед: -Что мы знаем о звуке Ш?

Дети: — Ш шипит, как змея. Он согласный, всегда твёрдый, глухой. В схеме слова обозначается фишкой синего цвета.

-Чем похожи эти звуки?

Дети: — Они оба согласные, глухие, обозначаются синей фишкой.

-Чем же они отличаются?

Дети: — С – губы в улыбке, Ш- губы в виде окошка, С- язык опускаем вниз, Ш – язык в виде чашечки поднимаем вверх, С – воздушная струя какая … (холодная), Ш — теплая, С – есть мягкая пара, Ш – только твердый.

- Дети, сравните, одинаковые получились у нас схемы или разные? Значит и звуки С, Ш тоже разные, и их нужно различать.

2. Дифференциация звуков С, Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях.

а) Дидактическая игра: «Хлопни-топни»:

М, Н, С, П, А, К, Ч, Ш, Т, С, Л, Ф, Ш…

б) Гном Весельчак предлагает поиграть: «Повтори, не торопись и смотри не ошибись»:

Со – шо, со – шо – я рисую хорошо!

Ши-сы, ши-сы – красивые у нас часы!

Со – шо – шо — со – а в машине колесо!

Ши-сы-ши – в нашем озере ерши!

Са-ша-са-ша – наша каша хороша!

в) Гном Ворчун предлагает игру: — «Послушай внимательно, посмотри и лишнее слово убери»

Шапка, шуба, свитер, шарф; — Каким словом назовём все эти предметы?

Собака, сурок, мышь, носорог; — Каким словом их назовём?

Соня, Света, Алиса, Маша; — Что это… (женские имена).

Шутки, сутки, штык, шалаш;

Мишка, игрушка, миска, катушка.

г) Дидактическая игра «Исправь нелепицы»:

«Шуба надела Свету»

«Кость нашла собаку»

«Шишки с орешками любят белку»

«Берлога сладко спит в мишке»

«Самокат катется на Мише»

- Логопед: Наши уважаемые гномы, ребята, решили проверить, а справитесь ли вы с заданиями, которые они привезли.

3. Определение места звука в слове.

- Посмотрите, на столе у вас лежат схемы слова «дельфинчики». Каждому из вас под пенал гномы спрятали картинку, в которой живёт звук С или Ш. Определите его место в слове и обозначьте фишкой.

5. Динамическая пауза:

- Ребята, возьмите «Ветерок». Короткий глубокий вдох носом, длинный, плавный выдох ртом (повторить упражнение трижды). Затем дети достают колечки «Су-Джок» из волшебных шариков и массируют ими подушечки пальцев, при этом проговаривая стихотворение:

Этот пальчик самый главный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал -

Он и ловок, и удал!

6. Дидактическая игра: «Ребята-кенгурята».

- Дети выстраиваются друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Логопед предлагает попрыгать.

- Дети прыгают вперёд столько раз, сколько в слове слогов, при этом проговаривая слова:

(Сок, лап-ша, шарф, ма-ши-на, со-ба-ка, ши-шка, сад, шну-рок, са-мо-кат, шко-ла)

7. Дифференциация букв С, Ш.

Логопед: Ребята, звуки мы слышим и произносим, а с помощью чего мы читаем и пишем?

Звуки чётко произносим,

Слушаем внимательно,

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно!

- Расскажем гномам о буквах, обозначающих звуки С и Ш?

- На что похожа буква, обозначающая звук С?

- На что похожа буква, обозначающая звук Ш?

- Из каких элементов она состоит?

В правом отделении пенала у каждого из вас буквенный конструктор. Сложите на парте ту букву, элементы которой есть в конструкторе. Какая буква получилась… (буква, обозначающая звук Ш)

- Давайте вспомним ребята, где живут буквы, обозначающие звуки С и Ш.

  • Дети: Они живут в замке согласных, подъезде глухих звуков. С – в комнате с сине-зелёным окошком

обозначает и твёрдый, и мягкий звук, а Ш – в комнате с синим окошком, так как может быть только твёрдым.

- Гномы: Да-да, мы видели такой замок в «Звукландии». Вы совершенно точно описали, где живут эти звуки.

8. Звукобуквенный анализ слова.

Логопед: -Весельчак и Ворчун приготовили для вас ещё одно задание. Справимся?!

Дидактическая игра: «Шифровальщики».

Логопед: Справа на парте, под зеркалом у каждого из вас спрятано задание. Достаньте его.

Составьте слово по первым буквам картинок.

- Какое слово получилось… (Саша). Это имя. С какой буквы всегда нужно писать имена… (с заглавной)

- Сделайте звуковой анализ слова Саша.

-Есть в этом слове звуки, которые мы сегодня учимся сравнивать?

Который по счёту звук С? Который по счёту звук Ш? Сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

-Ребята, Весельчак предлагает вам составить со словом Саша предложение, подходящее к схеме, которую он нарисовал.

9. Итог занятия:

Логопед: — Весельчаку и Ворчуну пора возвращаться домой.

Гномы: — Какие же вы молодцы ребята, теперь мы тоже сможем различать эти звуки! Давайте вместе выучим чистоговорку: Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Логопед: — Итак, какие звуки мы сегодня сравнивали? Какое задание понравилось вам больше всего?

А за то, что вы так старались гномики приготовили вам сюрприз. Загляните в левое отделение пенала.

(В подарок дети получают наклейки)

Список литературы:

  1. Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков «Ш», «Ж»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год.
  2. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год.
  3. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год.
Просмотров: 698
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Фиалова Татьяна Васильевна. Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе логопедической группы 'Гласные звуки и буквы А, О, У, И, Ы'
  • Шибанова Алена Викторовна. Мастер – класс для педагогов «Звуки и буквы».
  • Песоцкая Наталья Юрьевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической
  • Рыжакова Елена Аркадьевна. Конспект занятия по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста тема «Звуки П,Пь и буква П»
  • Наталья Николаевна Омельченко. Звуки «М» «Мь». Буква «М» «Продукты питания»
  • Кривасова Надежда Николаевна. Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Гришина Елена Александровна.. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква П
  • Архипова Инна Петровна. Занятия по обучению грамоте Тема: Буква М. Звуки М — МЬ.
  • Шуть Олеся Сергеевна. Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные».
  • Мисник Мария Александровна. Конспект открытого занятия по АЗБУКОВЕДЕНИЮ на тему: «Звуки [х], [х']. Буква Х.»
  • Кузнецова Елена Викторовна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [х]-[х'] и буква Х»
  • Ирина Тетерева. Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З».
  • Лалетина Юлия Николаевна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки C, С' и буква С.
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Владимирова Екатерина Михайловна. Конспект фронтального занятия по грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: «Звуки [Ч], [Щ]. Буквы Ч, Щ»
  • Цветкова Валентина Васильевна. Подготовка к обучению грамоте. «Буква «Д». Звуки «Д» и «Дь»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Леонова Галина Леонидовна. Фронтальное занятие в подготовительной группе (1 период) Звуки [б-бь] и буква б. Продукты.
  • Светлана Шишкина. Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию фонетико-фонематических процессов Тема урока: Звуки «Н», «НЬ» и буква Н
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ»
  • Чекашова Лариса Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л']. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»
  • Татьяна Герасимова. Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня 'Автоматизация и дифференцирование звуки [Ш]- [Ж] в словах и предложениях'
  • Гондалева Анна Михайловна. Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы ЗВУКИ [Б], [Б']
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Галина Александровна Спирина. Урок по грамоте в 1 «А» классе. Тема: «Звуки [ с], [ с`], письмо буквы С, с».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь