Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л"]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»
Автор: Чекашова Лариса Николаевна, учитель – логопед, МА ДОУ ДС №6 «Сказка» г. Радужный ХМАО — Югра
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
- Познакомить с согласными звуками [Л], [Л"].
- Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
- Продолжать учить определять позицию звука в словах.
- Познакомить с буквой «Л».
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
- Развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Закреплять понятие «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий – твердый».
- Воспитание навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.
- Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.
Оборудование: Ноутбук, телевизор, слайдовая презентация, схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки для звукового анализа слова «ЛУНА», игра «Чья? Чей?»
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто мы узнаем, если отгадаем загадку.
Я родился на Луне, Оказался на Земле, Много здесь завёл друзей, Чтоб жилось мне веселей.
Про меня есть мультик, А зовусь я… - ЛУНТИК!
Вы все знаете историю о Лунтик. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.
Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»? (Звук [Л])
- При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.
- Что мы можем сказать о звуке [Л]?
2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначакм фишкой синего цвета.
- Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"].
- Что мы можем сказать о звуке [Л"]?
- Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.
4. Закрепление звуков в изолированном виде.
Большой самолет летит и гудит: [лллллл: ] (Дети произносят звук [л] громко).
Маленький самолет летит и гудит: [льльльльльль: ] (Дети произносят звук [л"] тихо.)
5. Игра: «Светофор»
Я буду произносить слова, а вы когда услышите слово со звуком [Л], поднимите синий сигнал светофора, а если услышите звук [Л"], поднимите зеленый сигнал светофора.
Ласка, ложка, пила, лев, дом, кошка, стол, башня, полка, лес, окно, Лиза...
6. Игра: «Доскажи словечко»
звуком [Л]: сто..., сту..., осё…, дяте…, уко..., слогом ЛА: пол…; иг…; кук…; ю…; пи..., ска..., ма...; слогом ЛЫ: сто..., дят…; ска..., пи..., шко..., шпа... 7. Игра «Составь слово»
Ребята, я вам буду бросать звуки, а вы должны составить из них слово и вернуть мне:
Л У К (ЛУК), С Т У Л (СТУЛ), Ю Л А (ЮЛА), Л" Е В (ЛЕВ), С Т О Л (СТОЛ), В О Л К (ВОЛК),
8. Определение позиции звука в слове:
Ребята, на столах у вас картинки, вы должны определить место звуков [Л] — [Л"], в словах (начале, середине или в конце слова).
Если в вашем слове звук [Л], фишку, какого цвета возьмете?
А если звук [Л"]?
Предметные картинки: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел.
9. Игра «Один – два — пять» (С мячом)
Ребята, назовите диких животных, в названии которых есть звуки [Л] — [Л"]. (Лиса, волк, белка, слон, лев, олень, лось и т.д.).
Одна лиса – две лисы – пять лис;
Волк, белка, слон, лев, олень, лось.
10. Физкультминутка «По дорожке»
По дорожке шли, шли Много камешков нашли Пришли, собрали И дальше пошли
(Дети выполняют движения со словами)
11. Игра «Чья морда? Чей хвост?»
Логопед показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»
Лиса – лисий хвост – лисья морда;
Волк, олень, белка.
12. Игра «Зашифрованное слово»
Ребята, чтобы угадать, какое слово «зашифрованно» необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые изображенны на слайде.
Ласточка, улитка, ножницы, аквариум. ЛУНА
13. Звуковой анализ слова ЛУНА
Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Какой второй звук в слове ЛУНА?
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Почему он гласный?
- Какой третий звук в слове ЛУНА?
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Какой последний звук в слове ЛУНА?
- Сколько звуков в слове ЛУНА?
- Сколько слогов в слове ЛУНА?
- Почему? (ответы детей)
- А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.
- Назовите первый слог? Второй?
- Сколько звуков в первом слоге? Во втором?
14. Составление предложений со словом ЛУНА.
Придумайте предложение со словом ЛУНТИК или ЛУНА.
- Из чего состоит предложение? (Из слов).
- Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы).
- Что ставится в конце предложения? (Точка)
Составление детьми предложений.
Дети выбирают понравившееся предложение и составляют схему предложений.
15. Знакомство с буквой «Л». Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш В. Степанов
16. Построй по стихотворению.
Ладони вверх направим,
Под углом соединим.
Это построенье
В букву превратим.
17. На что похожа буква «Л»?
18. Чтение слогов и слов.
19. На сюжетной картинке найдите слова со звуком [Л], [Л"].
III. Итог:
- Молодцы! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. С какими звуками познакомились? Что вы можете сказать об этих звуках? Ребята, если на занятии вам было все понятно и интересно, покажите зеленый смалик, если что – то не поняли и было скучно, то покажи желтый смалик.
Список используемой литературы:
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР, Москва 1998.
- Пожиленко Е.А, Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
- Смирнова Л.Н., «Логопедия» (играем со звуками), Москва, 2006.
- Ткаченко Т., Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П., Детство-Пресс, 1998г.
|