Цель: Знакомство со звуком и буквой «Ж».
Задачи:
- Закреплять умение определять первый звук в словах.
- Упражнять в звукобуквенном анализе слов ЖУК, ЖАБА;
- Развивать мышление, воображение, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
- Воспитывать умение выслушивать товарищей, уважать их мнение.
Оборудование: карточка-буква «Ж», счетные палочки, игрушки (мяч, жук, жаба), «сухой бассейн» с гласными буквами, мольберт с предметными картинками (банан, апельсин, груша, журавль, ромашка, одуванчик, жираф,
жук, цапля, аист, ласточка), ребусы, раздаточный материал (схемы, буква Ж), цветные карандаши.
Скачать конспект
Ход занятия.
?. Организационный момент. Дети стоят полукругом. Логопед: — Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Превращения». Я превращу вас во что-то или в кого-то, а вы постарайтесь изобразить это жестами, мимикой или движениями (жук, жаба, жадина). Кого называют «жадиной»? Как «жадина» скажет про картинки, расположенные на мольберте?
(мой) банан, (мой) апельсин, (моя) груша, (мой) журавль.
(моя) ромашка, (мой) одуванчик, (мой) жираф.
(мой) жук, (моя) цапля, (мой) аист, (моя) ласточка.
Игра «Назови лишнее». Логопед: — На ряды картинок посмотрите, лишнюю картинку в них назовите: (журавль, жираф, жук). Подумайте и скажите, чем похожи названия картинок? (в названии картинок слышится звук «Ж» в начале слова).
??. Основная часть.
1. Игровое упражнение "Как жужжит жук?"
Логопед: — Кто так жужжит: ж-ж-ж-ж? (показ игрушки жук). Пожужжите как жуки. (Уточнение произношения звука «Ж»).
- Дайте характеристику звуку "Ж" (согласный, твердый, звонкий). Есть у него мягкий братец? (нет).
2. Игра «Первый звук пропал» (с мячом).
Логопед: — Жук хочет поиграть с вами в игру. Постарайтесь угадать слова, из которых исчез первый звук «Ж» (*ара, *ало, *ук, *аба, *адина, *аворонок). Кому мяч бросаю, тот и отвечает.
???. Динамическая пауза. Логопед проговаривает скороговорку «Жук»:
Жук упал, и встать не может,
Ждет он — кто ему поможет.
Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения».
Затем предлагает детям изобразить жуков, которые лежат на спине, лапками вверх и выполняют ими перекрестные движения (попеременное соприкосновение колена правой ноги с локтем левой руки и колена левой ноги с локтем правой руки).
?V. Знакомство с буквой.
1. Логопед: — Жук хочет познакомить вас с его любимой буквой. (Появление буквы «Ж»).
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж. –
- Из скольких элементов состоит буква?
2. Выкладывание буквы счетных палочек.
3. Игра «Дружба». — К букве «Ж» любят ходить в гости гласные буквы, которые спрятались в "сухом бассейне" (из фасоли). Вы гласные буквы найдите и с буквой «Ж» подружите. Что получилось, скажите? (жа, жо, жу, же, жё, жи)
4. Логопед: — У жука есть подружка. Кто она? Отгадайте, прочитав буквы в порядке убывания букв: от большой буквы к маленькой. (жаба).
5. Логопед: — Они приготовили для вас ребусы.
Первый ребус «Найди слово в слове». (В слове ЖАВОРОНОК: жар, ворон).
Второй ребус «Соедини правильно». Детям предлагается работа с раздаточным материалом:
Логопед: — Назовите звуки по порядку в названиях картинок (жук, жаба). Подберите подходящую звуковую схему и соедините ее линией с картинкой. Раскрасьте звуковую схему слов цветными карандашами (согласно звуковой характеристике).
V. Рефлексия "Заштрихуй букву".
Логопед: — С какой буквой мы познакомились? (Ж). Друзья буквы "Ж" дарят вам ее. Заштрихуйте ее прямыми горизонтальными линиями.
Прощание с жабой и жуком.
|