Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки [з], [з,] и буква З».
Автор – Тетерева Ирина Евгеньевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 11 «Олененок» г. Мичуринска Тамбовской области.
Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [з], [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Оборудование: предметные картинки со звуками [з], [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты), буква З, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.
Содержание НОД.
I. Организационный момент.
1) Повторение изученного ранее материала.
Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н, а затем те, которые назовут слова со звуком нь.
Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь.
II. Основной этап.
Сообщение темы.
1. Изучение нового материала.
Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах.
2. Работа со звуками.
Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением
акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика
артикуляции звуков З, Зь:
- губы в улыбке;
- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
- голосовые связки работают.
Дети произносят эти звуки сначала тихо, затем громко.
Дети дают характеристику звукам З, Зь:
З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;
Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.
Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).
Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)
Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)
Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)
3. Развитие фонематического слуха:
Дифференциация звуков по твердости-мягкости.
Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую –
зеленый. Логопед произносит звуки, слоги, слова со звуками З, Зь. Дети на
каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал
синего цвета на звук З, сигнал зеленого цвета на звук Зь)
З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…
АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ...
Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…
4. Звуки в слогах.
Игра «Запомни и повтори»:
за-зо-зу,
зо-зу-зи,
зу-зи-за,
зи-зо-зу.
Дети слушают и произносят слоги.
Зрительная гимнастика.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас.
5. Звуки в словах. Работа со схемами и фишками.
Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,
какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в
слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей
озвучивает, что получилось.
6. Физкультминутка.
Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите, — (движения руками: в стороны, вверх, в стороны,
вниз)
Раз и два, раз и два!
7. Звуки [з], [з,] во фразе.
Повтори скороговорки:
За-за-за - вот белая коза.
Зу-су-зу – я пасу козу.
За-за-за – на лугу коза.
За-за-за – здесь пасётся коза.
За-за-за - ест сочную траву коза.
Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.
Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.
8. Развитие связной речи.
Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з, зь.
9. Обучение грамоте:
а) Знакомство с графическим изображением звуков [з], [з,]. Логопед
показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З, а
затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.
б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.
Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,
середину, или конец), чтобы получилось слово таз.
в) Звуко-буквенный анализ слова ТАЗ. (состоит из трех звуков, одного
слога, дают характеристику каждому звуку).
г) Чтение слогов по ромашке.
10. Итог НОД.
- Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.
|