Цель: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. Познакомить детей с механизмом образования звуков «М», «МЬ». Коррекционно-образовательные . Закреплять умение выделять звуки из слов. Сравнить артикуляцию звука «М» с артикуляцией гласных звуков «А», «О», «У». Познакомить с термином «согласный» звук. Учить условно обозначать согласные звуки (твердые звонкие - фишкой синего цвета с колокольчиком, мягкие звонкие - фишкой зеленого цвета с колокольчиком). Коррекционно-развивающие . Упражнять детей в делении слов на слоги. Продолжать учить детей выделять звуки «М», «МЬ» в начале, середине, конце слова. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику. Учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса. Развивать фонематический слух и восприятие. Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Скачать конспект
Коррекционно-воспитательные . Формирование положи¬тельной установки на участие в занятии. Оборудование: Кар-карыч, Совунья, картинки машина, муха, мак, мяч, звуковички для согласных звонких звуков, пеналы, разрезные азбуки, демонстрационный материал буква «М», семена, счетные палочки, губки. Интеграция: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье». Ход НОД. I. А) Игра с мячом "Думай и отвечай" Игра способствует активизации глаголов, близких по значению. Логопед (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы). Котлеты варят или жарят? Назови, что ещё жарят? Ребёнок. Рыбу, яйцо, картофель. Логопед. Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут? Ребёнок. Пироги, торты, печенье. Логопед. Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё варят? Ребёнок. Кашу, суп, компот, макароны. Б) Игра «Деление слов на слоги» (с губками) Молоко мак кофе мука суп булочка соль сметана кефир колбаса сыр рыба сок сахар торт салат кисель В) Д/и «Запомни и назови» Дети должны запомнить слова, в которых есть звук «О» (садятся). Мул суп бук сок пух Мол сын бок сук кол Мал сон бак сом пас Г) Массаж лица Совместное с логопедом выполнение массажа Ласковая кошечка облизывается Поглаживающие движения Козочка маленькими рожками бодает Постукивание подушечками пальцев Кошка когти точит Растирающие движения по массажным линиям Ласковая кошечка ластится Поглаживающие движения
II. А) Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, тянуть, при этом во рту ничего не мешает, нет преграды – как называются такие звуки – ГЛАСНЫЕ. А У О Б) Есть звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка. Это СОГЛАСНЫЕ звуки. - Сегодня мы с одним из звуков познакомимся, он спрятался в словах: МАК МУХА МАШИНА - Какой одинаковый звук мы слышим в словах – «М» - Произнесите звук «М». При произнесении звука «М» воздух проходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду) - Какую преграду встречает воздух? (Мешают губы) -Если при произнесении звука, воздух встречает преграду, то этот звук называется согласным. - Твердые согласные звуки мы обозначаем фишками синего цвета. В) Характеристика звука «М» - Звук «М» - согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнесите звук «М», вы почувствуете, как горлышко «дрожит». Звук «М» твердый, звонкий мы будем обозначать его фишкой синего цвета с колокольчиком. ? Дети дают характеристику звуку «М», опираясь на вопросы логопеда: - Звук «М» - согласный или гласный? Почему? - Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? - Звук «М» - твердый или мягкий? - Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук «М»?
III. Физминутка. Пейте все томатный сок, Ходьба на месте Кушайте морковку! Руки к плечам, руки вверх. Все ребята будете руки на пояс, наклоны в сторону Крепкими и ловкими руки на пояс, приседания. Грипп, ангину, скарлатину - руки на пояс, прыжки Все прогонят витамины! ходьба на месте.
Б) Работа над развитием дыхания и голоса. Вдохнуть и на выдохе произносить М-М-М-М-М
IV. Загадка (КАРТИНКА) Бьют его рукой и палкой – Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут… (мяч) А) - Произнесите звук «МЬ». При произнесении звука «МЬ» воздух проходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду) - Какую преграду встречает воздух? (Мешают губы) - Произнесите поочередно звуки «М» «МЬ». С одинаковой ли силой сжимаются губы? (При произнесении звука «МЬ» губы сжимаются сильнее.) Такой звук называется мягким. - Мягкие согласные звуки мы обозначаем фишками зеленого цвета. Б) Характеристика звука «МЬ» - Звук «МЬ» - согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнесите звук «МЬ», вы почувствуете, как горлышко «дрожит». Звук «МЬ» мягкий, звонкий мы будем обозначать его фишкой зеленого цвета с колокольчиком. ? Дети дают характеристику звуку «М», опираясь на вопросы логопеда: - Звук «МЬ» - согласный или гласный? Почему? - Звук «МЬ» - звонкий или глухой? Почему? - Звук «МЬ» - твердый или мягкий? - Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук «МЬ»?
V. Дидактическая игра «Камень – вата» На полу скребется мышка, Спит в берлоге бурый мишка, Этот мишка очень мил, Только лапы он не мыл. Убежала в норку мышка, Спать залег в берлогу мишка, Мальчик мал, но очень мил. Он водичкой руки мыл.
VII. Знакомство с буквой. Характеристика буквы «М». 1. Показ буквы логопедом. Буква «М» с двумя горбами, Как верблюд – смотрите сами.
Две палочки мы Взять наискосок должны, И у нас, понятно всем, возникает буква «М». 2. В индивидуальных кассах найти букву (большую и маленькую). Рассмотреть и ответить на вопросы. - Чем похожи большая и маленькая буквы? (они одинаковой формы) - В чем их различие? (они отличаются по размеру) - Из каких элементов состоит буква «М»? - На какие предметы похожа буква «М»? (на бублик, обруч, баранку, колесо) - Домик согласных. - Обвести пальцем букву «М», напечатать пальцем на столе, в воздухе (я делаю на доске), выложить семенами.
ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.
|