Песоцкая Наталья Юрьевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической

группе

Подготовила и провела: учитель – логопед высшей категории МБДОУ детский сад № 122 «Лучистый» Песоцкая Н.Ю. Брянск 2015г.

Цель: дифференциация звуков [р – рь], формирование навыка чтения;

Коррекционно-образовательная:

Закрепить правильное произношение зв. [р, рь] в слогах, словах, предложениях и связной речи.

 

Скачать конспект

Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).

Упражнять в дифференциации звуков [р – рь].

Упражнять в выделении слогов со звуков [р, рь] из слов и выкладывании их в кассе букв и слогов.

Упражнять в образовании Р.п. мн. ч. сущ.

Упражнять в составлении предложений с заданными словосочетаниями.

Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования;

Обогащение словаря за счёт подбора слов – антонимов и родственных слов.

Формирование навыка чтения;

Коррекционно-развивающая:

Развивать фонематический слух, слуховое внимание и память.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением моторики.

Коррекционно-воспитательная:

Способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности за свои действия.

Оборудование:

игрушка Барбос, синие и зелёные светофорчики, предметные картинки, сюжетные картинки (Змей Горыныч, Василиса Премудрая, Иван – Царевич.) демонстрационная касса букв, мяч, схемы описания звуков, ребус, фишки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

А). Фонетико-ритмическая имнастика

Логопед: Вокруг себя повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр – р – р, тр – р – р). Изобразите как мурлычет ласковая кошечка. (Мур –р –р). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом… (Кар – р – р, кар – р – р).

- Вокруг себя повернись и в ребят снова превратись!

Б). Игра «Один – много».

Логопед: Я буду называть один предмет, сядет тот, кто правильно назовёт много предметов.

Ремень – много… ремней, ружьё — …, рот — …, дерево — …, помидор — …, фонарь — …, воробей — …, доктор — …, перо — …, сторож — …, ведро — …, рог.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сейчас Лиза прочитает вам стихотворение. Послушайте его, внимательно и вы узнаете, чем мы будем сегодня заниматься.

Барбос.

На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр!

Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр!

Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр!

Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь!

- Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ([p] [pь]).

- Правильно, сегодня мы будем играть со звуками [p] [pь] и с буквой Р.

3. Характеристика звуков [p] [pь] по артикуляционно – акустическим признакам.

- Разбор артикуляции по плану.

Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.

- Характеристика звука «Р».

Звук «Р» — согласный, глухой, твердый- мягкий.

- Связь звука и буквы.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

4. Игра «Твёрдый – мягкий».

Логопед: Барбос предлагает поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». (Синие и зелёные светофорчики).

Радуга, река, дорога, деревья, деревня, ракета, озеро, берёза, забор, сухарь.

5. Восстановление (воспроизведение) слов с пропущенными звуками.

Логопед: Барбос насторожился. Что такое Барбос?

Барбос.: Я слышу рыдания!

Логопед.: Что такое рыдания, дети? (Это очень громкий плач.)

Барбос.: Это рыдают сказочные герои, потому, что Змей Горыныч забрал у них по одному звуку и спрятал их в своей темнице.

Логопед.: Я буду называть сказочных героев без украденных звуков, а вы попробуйте угадать, кто это?

Там рыдают: Бу…_атино, Пет…_ушка, Чебу…_ашка и к…_окодил Гена, Василиса П…_ек…_асная, Ка… лсон.

- Какие звуки забрал у них Змей Горыныч? ([p] [pь]).

Знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Поможем Ивану Царевичу сразиться со Змеем Горынычем? (Да!)

Тогда вам придётся выполнить много заданий.

6. Выделение из слов слогов со звуками [p] [pь], выкладывание их в кассе и придумывание своих слов с этими слогами.

Логопед: Я назову слова, обозначающие действия Змея Горыныча. Назовите слог со звуком [p] или [pь] из каждого слова. Выложите этот слог в кассе. Придумайте своё слово с этим слогом.

роет (роза, рот…) охраняет (радуга, ракушка…)

рычит (рыба, рысь…) дерётся (рёва, берёза…)

стережёт (репка, ремень…)

Логопед: Только как же нам найти гору в которой живёт Змей Горыныч?

Барбос.: Я помогу вам. У меня тонкий нюх, чуткий слух.

Логопед.: Тогда вперёд!

7. Физминутка.

По дороге мы идём.

Путь далёк, далёк наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Вправо, влево поглядим.

По дороге побежим.

По реке мы поплывём.

Потом дальше мы пойдём.

8. Проговаривание чистоговорки.

Логопед: Вот перед нами огромная гора, а за ней замок Змея Горыныча. Чтобы гора нас пропустила надо произнести волшебное заклинание: «Ры – ро –ру – ра, расступись гора!» Повторите его.

9. Составление слова из разбросанных слогов.

Логопед: Расступилась гора, а что за ней вы узнаете, если разгадаете ребус.

- Правильно, за горой оказались огромные ворота. Постучим в ворота и скажем: «Тра – та –та отворяйтесь ворота»

10. Подбор слов – предметов к словам признакам.

Логопед: Чтобы ворота открылись надо внимательно послушать слова – признаки и подобрать к ним слова – предметы.

Деревянная расписная … матрёшка, вязаные тёплые … варежки,

лесная сладкая … черника, шустрый быстрокрылый … стриж,

мягкое уютное … кресло, пятнистый длинношеий … жираф.

11. Физминутка – психогимнастика «Слова бывают разные…»

Логопед: Вы очень здорово подбирали слова. Давайте теперь расскажем и покажем какие бывают слова.

Слова бывают разные:

Короткие и длинные,

Весёлые, лучистые

И очень, очень разные.

Солнце – слово лучистое.

Кошка – слово пушистое.

Кирпич – слово тяжёлое.

Мяч – слово весёлое.

Крокодил – слово зубастое.

Заяц – слово ушастое.

Корова – слово рогатое.

Арбуз – полосатое.

Флаг – слово красное.

Друг – слово прекрасное!

12. Составление предложений с заданными словосочетаниями.

Д/игра «Придумай предложение» (с мячом в кругу)

Логопед: Тот, кому я брошу мяч должен придумать предложение со

словосочетанием.

  • мягкое уютное кресло
  • шустрый быстрокрылый стриж
  • пятнистый длинношеий жираф
  • вязаные тёплые варежки
  • деревянная расписная матрёшка
  • лесная сладкая черника

13. Подбор слов – антонимов.

Логопед: Перед нами Змей Горыныч, чтобы с ним сразиться, надо сказать, особые слова. Я буду называть плохие качества и поступки, а вы будете подбирать противоположные им по смыслу хорошие слова.

Зло — … добро, трусость — … храбрость, лень — … трудолюбие,

грусть — … радость, война — … мир, жадность — … щедрость,

грубость — … вежливость, неряшливость —... аккуратность.

- Вот мы и победили Змея Горыныча. Был он злым, свирепым, грубым. Скажите ему добрые слова, чтобы он вернул сказочным героям звуки [p – pь] и букву Р.

Каким стал Змей Горыныч? (Добрым, хорошим, трудолюбивым, щедрым, аккуратным, вежливым…)

14. Нахождение и чтение слов в цепочке.

Логопед: Повёл Змей Горыныч Ивана Царевича в своё подземелье, где цепями была прикована Василиса Прекрасная. А цепи – то оказались волшебными. Чтобы их разбить, надо найти и прочитать слова, спрятанные в этой цепи. Каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего.

а

б р

ы б б д

р у у а о р

з р р у

а а г

н

15. Объяснение значения слова «дружить». Подбор родственных слов к слову «дружба».

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Только благодаря дружбе, взаимоподдержке и взаимовыручке нам удалось победить Змея Горыныча.

- Расскажите ему, что значит «дружить».

(Вместе играть, помогать друг другу, всем делиться с другом... и т.п.)

- Да, дружба – прекрасное слово.

- Подберите слова – родственники к слову «дружба».

(Друг, подруга, дружить, дружный, дружелюбный, друзья).

16. Заучивание пословицы.

Логопед: Барбос предлагает вам запомнить пословицу: «Дружба и братство дороже богатства».

17. Итог.

Дети поют песню.

(Песенка «Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинского, слова М. Танича.)

Просмотров: 807
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Смольникова Наталья Юрьевна. «Эссе: «Моя профессия — логопед»
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна. Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Виталий Тунников. Иван-царевич и змей Горыныч - сказка в стихах
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Винников Алексей. Змей Горыныч
  • Бакустина Ирина Васильевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Литературная викторина по сказке 'Маленький Змей Горыныч и его друзья!'
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Слепкова Наталья Владимировна. Беседа «Добрые и вежливые слова».
  • Девятьярова Гульсина Тагирова. Сценарий новогоднего праздника для старших дошкольников «Змей Горыныч и Новый Год»
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Моисеева Ирина Сергеевна. Сценарий новогоднего праздника для детей старшей группы «Змей Горыныч и Новый Год»
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Чуйкина Татьяна Михайловна. Конспект НОД по экологии для детей дошкольного возраста 'Добрые слова'
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Черкасова Ольга Владимировна. Конспект занятия No10 к рабочей тетради «От слова к букве» Н.А. Федосовой (ч. 1, с.24 — 25)
  • Зотеева Елена Юрьевна. Позавательно-исследовательское логопедическое занятие по формированию представления об имени прилагательном. Тема: Слова-признаки. Дерево-легкое, стекло-тяжелое.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь