группе
Подготовила и провела: учитель – логопед высшей категории МБДОУ детский сад № 122 «Лучистый» Песоцкая Н.Ю. Брянск 2015г.
Цель: дифференциация звуков [р – рь], формирование навыка чтения;
Коррекционно-образовательная:
Закрепить правильное произношение зв. [р, рь] в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Скачать конспект
Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).
Упражнять в дифференциации звуков [р – рь].
Упражнять в выделении слогов со звуков [р, рь] из слов и выкладывании их в кассе букв и слогов.
Упражнять в образовании Р.п. мн. ч. сущ.
Упражнять в составлении предложений с заданными словосочетаниями.
Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования;
Обогащение словаря за счёт подбора слов – антонимов и родственных слов.
Формирование навыка чтения;
Коррекционно-развивающая:
Развивать фонематический слух, слуховое внимание и память.
Развивать интонационную выразительность речи.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением моторики.
Коррекционно-воспитательная:
Способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности за свои действия.
Оборудование:
игрушка Барбос, синие и зелёные светофорчики, предметные картинки, сюжетные картинки (Змей Горыныч, Василиса Премудрая, Иван – Царевич.) демонстрационная касса букв, мяч, схемы описания звуков, ребус, фишки.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
А). Фонетико-ритмическая имнастика
Логопед: Вокруг себя повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр – р – р, тр – р – р). Изобразите как мурлычет ласковая кошечка. (Мур –р –р). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом… (Кар – р – р, кар – р – р).
- Вокруг себя повернись и в ребят снова превратись!
Б). Игра «Один – много».
Логопед: Я буду называть один предмет, сядет тот, кто правильно назовёт много предметов.
Ремень – много… ремней, ружьё — …, рот — …, дерево — …, помидор — …, фонарь — …, воробей — …, доктор — …, перо — …, сторож — …, ведро — …, рог.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сейчас Лиза прочитает вам стихотворение. Послушайте его, внимательно и вы узнаете, чем мы будем сегодня заниматься.
Барбос.
На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр!
Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр!
Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр!
Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь!
- Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ([p] [pь]).
- Правильно, сегодня мы будем играть со звуками [p] [pь] и с буквой Р.
3. Характеристика звуков [p] [pь] по артикуляционно – акустическим признакам.
- Разбор артикуляции по плану.
Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
- Характеристика звука «Р».
Звук «Р» — согласный, глухой, твердый- мягкий.
- Связь звука и буквы.
Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
4. Игра «Твёрдый – мягкий».
Логопед: Барбос предлагает поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». (Синие и зелёные светофорчики).
Радуга, река, дорога, деревья, деревня, ракета, озеро, берёза, забор, сухарь.
5. Восстановление (воспроизведение) слов с пропущенными звуками.
Логопед: Барбос насторожился. Что такое Барбос?
Барбос.: Я слышу рыдания!
Логопед.: Что такое рыдания, дети? (Это очень громкий плач.)
Барбос.: Это рыдают сказочные герои, потому, что Змей Горыныч забрал у них по одному звуку и спрятал их в своей темнице.
Логопед.: Я буду называть сказочных героев без украденных звуков, а вы попробуйте угадать, кто это?
Там рыдают: Бу…_атино, Пет…_ушка, Чебу…_ашка и к…_окодил Гена, Василиса П…_ек…_асная, Ка… лсон.
- Какие звуки забрал у них Змей Горыныч? ([p] [pь]).
Знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Поможем Ивану Царевичу сразиться со Змеем Горынычем? (Да!)
Тогда вам придётся выполнить много заданий.
6. Выделение из слов слогов со звуками [p] [pь], выкладывание их в кассе и придумывание своих слов с этими слогами.
Логопед: Я назову слова, обозначающие действия Змея Горыныча. Назовите слог со звуком [p] или [pь] из каждого слова. Выложите этот слог в кассе. Придумайте своё слово с этим слогом.
роет (роза, рот…) охраняет (радуга, ракушка…)
рычит (рыба, рысь…) дерётся (рёва, берёза…)
стережёт (репка, ремень…)
Логопед: Только как же нам найти гору в которой живёт Змей Горыныч?
Барбос.: Я помогу вам. У меня тонкий нюх, чуткий слух.
Логопед.: Тогда вперёд!
7. Физминутка.
По дороге мы идём.
Путь далёк, далёк наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Вправо, влево поглядим.
По дороге побежим.
По реке мы поплывём.
Потом дальше мы пойдём.
8. Проговаривание чистоговорки.
Логопед: Вот перед нами огромная гора, а за ней замок Змея Горыныча. Чтобы гора нас пропустила надо произнести волшебное заклинание: «Ры – ро –ру – ра, расступись гора!» Повторите его.
9. Составление слова из разбросанных слогов.
Логопед: Расступилась гора, а что за ней вы узнаете, если разгадаете ребус.
- Правильно, за горой оказались огромные ворота. Постучим в ворота и скажем: «Тра – та –та отворяйтесь ворота»
10. Подбор слов – предметов к словам признакам.
Логопед: Чтобы ворота открылись надо внимательно послушать слова – признаки и подобрать к ним слова – предметы.
Деревянная расписная … матрёшка, вязаные тёплые … варежки,
лесная сладкая … черника, шустрый быстрокрылый … стриж,
мягкое уютное … кресло, пятнистый длинношеий … жираф.
11. Физминутка – психогимнастика «Слова бывают разные…»
Логопед: Вы очень здорово подбирали слова. Давайте теперь расскажем и покажем какие бывают слова.
Слова бывают разные:
Короткие и длинные,
Весёлые, лучистые
И очень, очень разные.
Солнце – слово лучистое.
Кошка – слово пушистое.
Кирпич – слово тяжёлое.
Мяч – слово весёлое.
Крокодил – слово зубастое.
Заяц – слово ушастое.
Корова – слово рогатое.
Арбуз – полосатое.
Флаг – слово красное.
Друг – слово прекрасное!
12. Составление предложений с заданными словосочетаниями.
Д/игра «Придумай предложение» (с мячом в кругу)
Логопед: Тот, кому я брошу мяч должен придумать предложение со
словосочетанием.
- мягкое уютное кресло
- шустрый быстрокрылый стриж
- пятнистый длинношеий жираф
- вязаные тёплые варежки
- деревянная расписная матрёшка
- лесная сладкая черника
13. Подбор слов – антонимов.
Логопед: Перед нами Змей Горыныч, чтобы с ним сразиться, надо сказать, особые слова. Я буду называть плохие качества и поступки, а вы будете подбирать противоположные им по смыслу хорошие слова.
Зло — … добро, трусость — … храбрость, лень — … трудолюбие,
грусть — … радость, война — … мир, жадность — … щедрость,
грубость — … вежливость, неряшливость —... аккуратность.
- Вот мы и победили Змея Горыныча. Был он злым, свирепым, грубым. Скажите ему добрые слова, чтобы он вернул сказочным героям звуки [p – pь] и букву Р.
Каким стал Змей Горыныч? (Добрым, хорошим, трудолюбивым, щедрым, аккуратным, вежливым…)
14. Нахождение и чтение слов в цепочке.
Логопед: Повёл Змей Горыныч Ивана Царевича в своё подземелье, где цепями была прикована Василиса Прекрасная. А цепи – то оказались волшебными. Чтобы их разбить, надо найти и прочитать слова, спрятанные в этой цепи. Каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего.
а
б р
ы б б д
р у у а о р
з р р у
а а г
н
15. Объяснение значения слова «дружить». Подбор родственных слов к слову «дружба».
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Только благодаря дружбе, взаимоподдержке и взаимовыручке нам удалось победить Змея Горыныча.
- Расскажите ему, что значит «дружить».
(Вместе играть, помогать друг другу, всем делиться с другом... и т.п.)
- Да, дружба – прекрасное слово.
- Подберите слова – родственники к слову «дружба».
(Друг, подруга, дружить, дружный, дружелюбный, друзья).
16. Заучивание пословицы.
Логопед: Барбос предлагает вам запомнить пословицу: «Дружба и братство дороже богатства».
17. Итог.
Дети поют песню.
(Песенка «Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинского, слова М. Танича.)
|