Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Дифференциация звуков [л] и [л,]».
Подготовила: Тетерева Ирина Евгеньевна – учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 11 «Олененок» города Мичуринска Тамбовской области.
Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [л], [л,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [л], [л,] через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, обогащать словарь детей.
Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки (лампа, лейка, билет, халва, стол, ель), схемы для определения позиции звуков в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши.
Содержание НОД.
I. Организационный момент.
Логопед: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »
II. Основной этап.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед. Ребята, на прошлых занятиях мы познакомились с вами со звуком [л] и с его графическим изображением – буквой Л. Но этой буквой обозначается не только звук [л], но и еще один уже известный нам звук. А какой это звук, мы сейчас узнаем, отгадав несколько загадок:
У ведёрка длинный носик,
Дождиком течёт водица.
Все цветы хотят напиться,
Жалобно её все просят:
- Нас скорей полей-ка,
Дорогая (Лейка)
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива. (Лебедь)
Логопед предлагает детям определить первый звук в отгадках. Дети определяют, что это звук [л,].
Логопед озвучивает тему занятия: «Сегодня мы будем различать звуки [л], [л,] на слух и учиться правильно произносить их».
2. Работа со звуками.
Использование имеющихся знаний у детей, сравнение звуков [л], [л,] по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед. Дадим характеристику этим звукам. При возникновении затруднений, дети вспоминают правило различения гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных.
[л] – согласный, твердый, звонкий, на схемах обозначаем синим цветом.
[л,] – согласный, мягкий, звонкий, на схемах обозначаем зеленым цветом.
Чем они похожи, чем различаются?
3. Звуки [л], [л,] в слогах и словах.
Дифференциация [л], [л,] на слух и в произношении.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Повтори»:
- Ла-ля-ла
- Ла-ла-ла
- Ла-ла-ля
4. Игра «Симофор».
Логопед: «Возьмем в правую руку синий квадратик (он будет обозначить твердый звук [л]), в левую – зеленый (он будет обозначать мягкий звук [л,])»
Логопед: «Если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если – мягкий звук? (Зеленый) »
Логопед: «Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля… »
Логопед: «Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, халва, лодка, лампа».
5. Игра «Запомни - повтори»
Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов:
Лампа-лодка-лейка
Билет-балет-лапа
Ель-мел-стол
Стул-халва-лапша
7. Работа с картинками.
Логопед просит детей посмотреть на предложенные предметные картинки, определить, какой звук есть в этих словах [л] или [л,] и в какой позиции он находится. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один из детей озвучивает, что у него получилось, а логопед выкладывает соответствующую схему на доске).
Речевой материал: лампа, лейка, билет, халва, стол, ель.
8. Развитие связной речи.
Выделение звуков [л], [л,] из рассказа.
«Лиса и гусята»
Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусенка. Лиса унесла гусенка своим голодным лисятам.
Логопед предлагает детям поднимать правую руку, когда они услышат слово со звуком [л] и левую руку, когда услышат слово со звуком [л,].
10. Физкультминутка.
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
11. Обучение грамоте.
Работа с кассами. Выкладывание слогов ЛА, ЛО, ЛИ, преобразование их в обратные слоги (АЛ, ОЛ, ИЛ).
Дополнительно. Печатание в тетрадях под диктовку этих слогов. Логопед печатает эти слоги для проверки на доске. Чтение напечатанных слогов детьми.
Логопед предлагает детям изображение солнышка без лучиков. Для того, чтобы лучики появились, детям нужно придумать слова звуком [л] л (длинные лучики), со звуком [л,] (короткие лучики).
III. Итог НОД.
- Какие звуки мы сравнивали?
- Что понравилось на занятии?
- Какое задание показалось трудным?
|