Составила и провела: учитель-логопед Иванова И.В., МБДОУ «Детский сад №35», Г. о. Балашиха
Цель: дифференциация звуков [С] — [Ш].
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навыки правильного произношения звуков [С] и [Ш] в речи
- обучать детей умению давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков [С] и [Ш] с опорой на различные виды контроля
- обучать детей умению различать эти звуки на слух и в произношении
Скачать конспект
Развивающие:
- развивать фонематический слух
- тренировать речевое дыхание (сильную воздушную струю)
- развивать общую и мелкую моторику
- развивать речь, мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сказкам
- воспитывать доброжелательность, ответственность, чувство сотрудничества и стремления к взаимовыручке
- воспитывать стремление овладеть правильной речью
- воспитывать самостоятельность и инициативность.
Материал и оборудование:
- ширма-карта с изображением речки, яблони, печки
- картонные фигурки девочки, мальчика и гусей-лебедей на магнитах
- печка и картинки с изображением солнца, снежинки и стрелок, направленных вверх и вниз
- яблоня и яблоки из ткани, на обратную сторону которых липучкой прикреплены картинки
- две тарелки, на которые прикреплены буквы С и Ш
- речка из ткани и бревнышки из картона с написанными на них буквами С и Ш
- домик – избушка на курьих ножках
- картинки по сюжету сказки
- корзина с яблоками.
Ход НОД
Орг. момент.
На ковре.
Логопед. Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке.
А по какой сказке — угадайте сами.
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня,
Печка помоги!
(Гуси — лебеди).
- Правильно, Гуси — лебеди.
Устроимся поудобнее и послушаем сказку «Гуси-лебеди». (Дети садятся на стулья.)
Жили-были муж с женой, и были у них дочка и маленький сынок. Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и забыла за братцем присмотреть. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Бросилась девочка их догонять. Долго бегала она по лесу, никак не может найти братца.
-Хотите помочь Алёнушке искать Иванушку? (Да).
- Только имейте в виду, что для этого нам придётся попасть в сказку и выполнить там не простые задания. Готовы ли вы? (Да).
- Давайте посмотрим, какой путь нам предстоит (Логопед указывает на ширму-карту.) Дети перечисляют предметы, изображенные на карте. (Печка, яблоня, речка, избушка на курьих ножках.)
Осн. часть.
Логопед. Посмотрите ребята – а вот и печка стоит у дороги. (Указывает на печку.)
- Матушка-печка, покажи нам дорогу к бабе-Яге!
Печка (аудиозапись). С удовольствием, но сначала помогите мне. Не горит у меня огонь, не могу я пирожки испечь. Разожгите огонек, чтобы я смогла испечь пирожки.
- Ребята, подуйте на угольки. Когда мы произносим звук [с], где находится язычок? (Внизу, за нижними зубками.) А где находится язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Наверху, за верхними зубками.)
Если увидите карточку со стрелочкой, направленной вниз, то дуйте со звуком [с], а если увидите карточку со стрелочкой, направленной вверх, то дуйте со звуком [ш].
- А теперь поднесите кисть к ротику. Подуйте со звуком [с]. Какая воздушная струя? (Холодная.) Подуйте со звуком [ш]. Какая воздушная струя? (Теплая.) Если увидите карточку со снежинкой, то дуйте со звуком [с], а если увидите карточку с солнышком, то дуйте со звуком [ш].
- Когда мы произносим звук [с], в каком положении находится рот? (В улыбке) А когда мы произносим звук [ш], в каком положении находится рот? (Положение рупором) Если увидите карточку с улыбкой, то произнесите звук [с], а если увидите карточку с губами в положении «рупором», то произнесите звук [ш].
Печка (аудиозапись). Молодцы, ребята! Вы мне помогли разжечь огонь, а я вам за это укажу дорогу к бабе-Яге. Идите вон туда!
Логопед. Посмотрите ребята – а вот яблоня стоит у дороги. (Указывает на яблоньку.)
- Яблоня-матушка, помоги нам, укажи дорогу к Бабе-Яге!
Яблоня (аудиозапись). Выполните мое задание, тогда и помогу. Соберите мои яблочки.
- А яблочки, ребята не простые, а волшебные: в яблочке спряталась картинка. Если в названии картинки слышится звук [с], то яблочко кладем в тарелку с буквой, обозначающей звук [с], а если в названии картинки слышится звук [ш], то яблочко кладем в тарелку с буквой, обозначающей звук [ш].) (Дети срывают с яблони яблоки и распределяют по тарелкам.)
Физминутка. Дети выходят на ковёр и выполняют движения, соответствующие словам логопеда.
Яблонька, яблонька выросла в лесу.
(Ходят по кругу.)
К яблоньке, к яблоньке в гости я приду.
(Идут к яблоньке.)
Ветерок качает веточки её,
(Поднимают руки вверх, покачивают ими.)
А листочки шепчут: «Как нам хорошо!»
(Перебирают пальцами.)
Наберём мы яблочек, угостим друзей,
(Опускают руки, приседают.)
Громко, громко скажем мы «спасибо» ей!
(Наклоняются вперёд.)
Яблоня (аудиозапись). Молодцы, ребята! Справились с заданием, а я вам за это укажу дорогу к бабе-Яге. Идите вон туда!
Встретилась детям на пути молочная речка — кисельные берега.
Логопед. Посмотрите ребята – а вот речка, да не простая, а молочная речка-кисельные берега. (Указывает на речку.)
- Речка-матушка, спрячь нас.
Речка (аудиозапись). Перекиньте мостик, по которому можно пройти, — тогда и помогу.
Логопед. Поможем девочке, выполним задание речки.
- Для того чтобы перекинуть через речку мостик, нужно придумать слова со звуками [с] или [ш]. Эти слова должны обозначать то, что можно приготовить из молока. Если в придуманном слове есть звук [с], то берем бревнышко с буквой, обозначающей звук [с], а если в придуманном слове есть звук [ш], то берем бревнышко с буквой, обозначающей звук [ш]. (Дети придумывают слова, например, каша, простокваша, суп, сметана, сливки, сыр, масло, и строят мостик через речку.)
Речка (аудиозапись). Молодцы, ребята! Справились с заданием, а я вам за это укажу дорогу к бабе-Яге. Идите вон туда!
Логопед. Ребята, а вот и избушка бабы-Яги. А вот и сама баба-Яга.
Баба-Яга (аудиозапись). Справились со всеми заданиями, но с моим заданием точно не справитесь. Если выполните мое задание, — сказала баба-Яга, — то тогда отпущу мальчика. Придумайте предложение, чтобы в этом предложении были слова со звуками [с] и [ш]. (Дети придумывают предложения: Машина едет по шоссе. Саша варит кашу. Даша сварила молочный суп.)
- Ух, какие молодцы, нет больше у меня для вас заданий, ничего больше не могу придумать. Справились с заданием, отпущу я мальчика подобру-поздорову.
Логопед. Пришлось Бабе – яге отдать Иванушку Алёнушке, а сама улетела она в далёкие края, чтобы никогда не встречаться с такими умными детьми, как вы. А Алёнушка с братцем вернулись домой, они успели вовремя, до приезда родителей и рассказали, какие испытания прошли, как Алёнушка старалась спасти Иванушку, а Иванушка рассказывал, как он не боялся Бабу – ягу, ему не было страшно. Конец нашей сказки.
Итог.
Давайте вспомним всю сказку от начала до конца и разложим соответствующие картинки. (Гуси-лебеди унесли мальчика на крыльях. Потом девочка побежала искать своего братца, спрашивала дорогу сначала у печки, потом у яблоньки и затем у речки.)
Вам понравилось путешествие по сказке? А что больше всего понравилось? А что было самым трудным, какое испытание? Что вы испытали, когда спасли Иванушку? Все вы постарались, все были молодцы, спасибо.
За то, что вы все задания выполнили и помогли сказочным персонажам, яблонька приготовила вам в подарок полную корзину яблок. На этом наше путешествие в сказку закончилось, а вместе с ним и наше занятие.
|