Цель: Подготовка детей к школе.
Коррекционные задачи:
- уточнить произношение звука [к]
- развивать фонематический слух
- развивать фонематическое восприятие (определять место звука).
Развивающие задачи:
- формировать навыки фонематического анализа и синтеза слова КАП
- закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, глухие
- развивать слуховое внимание
- упражнять в образовании существительных родительного падежа множественного числа
- развивать память, зрительное восприятие, логическое мышление, общую моторику, активизировать словарь.
- развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.
- развивать быстроту двигательной реакции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание активно работать на занятии
- воспитывать чувство сопереживание.
- воспитывать у детей трудиться сообща в парах.
Скачать конспект
Предварительная работа:
- Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
- рассматривание иллюстраций в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
- создание мини — музея по теме «Космос».
- раскрашивание картинок с космической тематикой.
- разучивание подвижной игры «Космонавты»
Оборудование:
Демонстрационное оборудование: Мультимедийное оборудование, экран, столы, обручи, звезды для украшения зала,
Раздаточный материал для индивидуальной работы: схемы для звукового анализа слова КАП, тарелочки, прищепки (1 красная и 2 синих), разрезные картинки (ракета, телескоп, космонавт, спутник), звездочки (красные и синие), картинки – раскраски для развития зрительного восприятия.
Ход НОД.
I.Организационный момент.
Логопед предлагает встать детям в круг:
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа) Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева) Скорей становитесь со мною в кружок! Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
Создание мотивации.
Раздается сигнал SOS. (Слайд 2)
- Это наши друзья Алиса и её папа просят помощи, они отправились в космическую экспедицию на Третью планету. (Алиса в видеообращении). (Слайд 3)
- На жителей Третьей планеты напали космические пираты, они захватили их планету, нам одним не справиться. Помогите им.
- Поможем друзьям?
- Для этого мы с должны полететь в космос.
II. Создание проблемной ситуации.
Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
На объекте воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несемся на... (ракете)
А как по-другому назовем ракету – космический корабль.
- Назовите первый звук в слове корабль. (К)
-Как вы думаете, с каким сегодня звуком мы будем знакомиться?
III. Сообщение темы занятия.
Будем работать со звуком К,будем учиться слушать и находить этот звук словах.
Наш космический корабль будет стартовать с космодрома. А можем мы полетим в космос в наших костюмах? Нет, нам нужен специальный костюм – скафандр. Вот теперь мы готовы.
Внимание, приготовьтесь к полету. 5,4, 3, 2, 1. Пуск! (Слайд 4) Мы летим с огромной скоростью на нашем корабле. — Вот мы и оказались на Третьей планете, кто это? (Слайд 5)
Пират: Я – главный пират. Что, прибыли на помощь?
Пират: Для начала выполните мои задания, они очень сложные.
Логопед: Дети попробуем выполнить задания главного пирата.
IV. Развитие зрительного восприятия. (зашумованная картинка – спутник, комета, космонавт, космический корабль, телескоп.)
1 задание: Определите, какие предметы захватили пираты? (Слайд 6)
- Посмотрите на картинку и назовите, что захватили пираты.
- Назовите все одним словом, к чему все отнесем. (Космос).
Если задание выполним правильно, пират исчезнет. Проверим, правильно мы выполнили.
2 задание: Определите, какой один звук встречается в каждом слове. (К) (Слайд 7)
V. Характеристика звука по схеме.
3 задание: Дайте характеристику звука К по схеме. (Слайд 8)
- Посмотрите друг на друга и произнесите звук К-К-К.
- Когда мы произносим звук К губы сомкнуты или разомкнуты (разомкнуты);
- Язык опускается или поднимается (опускается) и задняя часть спинки языка отодвигается и смыкается с нёбом;
- воздушная струя идет спокойно или ей что-то мешает (язычок мешает, т.к. он отодвинулся к горлышку и закрыл проход воздуху)
- воздушная струя разрывает эту преграду, если воздух встречает преграду, то звук какой? (Согласный)
- Попробуем его спеть. Поется? (нет)
- Тянется? (нет)
- Руку тыльной стороной приложите к горлышку, определите, горлышко спит или работает. (спит) Если горлышко спит, значит звук какой звонкий или глухой. (глухой)
Вывод: Звук К – согласный, глухой.
-Молодцы, с этим заданием справились.
VI. Развитие фонематического слуха.
А сейчас трудноевам задание.
4 задание: Игра «Сигнальщики». Поднять руку, когда услышите звук К. (Слайд 9)
А) Звуковые цепочки.
Б) Слоговые цепочки.
5 задание: Определите, какой предмет лишний. Обратите внимание, в каком слове нет звука К. (Слайд 10)
Космонавт, комета, телескоп, солнце.
Спутник, космический корабль, скафандр, инопланетянин.
VII. Физминутка. (Слайд 11)
Мы пойдём на космодром, (Шагают) Дружно в ногу мы идём, Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать) Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону) Звёзды неба, ждите нас. Чтобы сильным стать и ловким Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз, Вправо- влево наклонись, Головою покрути И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг, А теперь прыжком вот так.
VIII. Развитие фонематического восприятия.
6 задание: Определите место звука М в словах. (Слайд 12)
- Приготовим левую руку, начало кисти – начало слова, середина кисти – середина слова, кончики пальцев – это конец слова. Указательным пальцем правой руки двигаемся до тех пор, пока не услышим звук К. (комета, спутник, телескоп)
7 задание: Составить звуковой анализ слова КАП. (Слайд 13)
Смотрите, пошел дождь, капли стучат – кап-кап. Подойдите к столу, на тарелочках у каждого лежит схема и прищепки синего и красного цвета, с их помощью будем составлять звуковой анализ слова КАП.
IX. Развитие грамматического строя речи.
Посмотрите, остался последний пират, он предлагает вам игру «Определите, чего много».
8 задание: Я назову один предмет, а вы определите чего много. (Слайды 14-15)
Космический корабль – космических кораблей
Комета — комет Скафандр — скафандров Телескоп — телескопов Спутник — спутников
Посмотрите, со всеми заданиями пиратов мы справились. С каким звуком работали? Смотрите, к нам идет Алиса. (Слайд 16)
(Выходит Алиса) Инструктор по ФК
X.Развитиедвигательной реакции.
Ребята, какие вы молодцы, вы помогли спасти третью планету от пиратов. Вы настоящие космонавты, а хотите полетать на ракетах.
Ответ детей: да.
Давайте поиграем в игру.
П/Игра «Космонавты».
По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст:
Ждут нас быстрые ракеты. Для полёта на планеты. На какую захотим, На такую полетим!
Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое.
В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.
А кто опоздал на ракету, тот выполняет задание, в парах собирает разрезные картинки.
ХI. Релаксация. «Возвращение домой» (Выполняется на мягких ковриках), используем музыкальное сопровождение.
ХII. Рефлексия.
-Кем вы сегодня были? -Кому вы сегодня помогали? -Какой звук изучали?
А сейчас при помощи звезд определим, кому занятие понравилось. Если занятие понравилось, берем красную звезду, если не понравилось – синюю звезду. Вы молодцы мне понравилось сегодняшнее путешествие, я вижу вы настоящие космонавты.
Чтобы вы не забыли наше сегодняшнее путешествие я даю вам картинку, для того чтобы вы её раскрасили.
Спасибо за занятие.
|