Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Ф.И. О. педагога: Светлакова Валентина Сергеевна Должность: учитель-логопед
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Нылгинский детский сад №1»
Программа: коррекционно-образовательная деятельность
Образовательная область: Индивидуальное логопедическое занятие
Группа: подготовительная
Тема: «Звук [Р]. Морское путешествие».
Цель: автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях
- продолжать учить подбирать слова-определения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки звукового анализа и синтеза: находить место звука [Р] в слове (начало, середина, конец)
- развивать умение определять количество слогов в словах
- развивать речевое внимание и фонематический слух
- развивать логическое мышление, внимание, память
- развивать общую и мелкую моторику
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Прогнозирование результатов: ребенок может научиться правильно произносить звук [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях; подбирать слова-определения; находить место звука [Р] в слове (начало, середина, конец); определять количество слогов в словах; ориентироваться в пространстве.
Предварительная работа: по автоматизации звука [Р] в слогах, словах; лексико-грамматические упражнения по лексической теме «День Армии. Военные профессии».
Оборудование: 2 стола, 4 стула, сенсорный стол с подсветкой, музыкальное сопровождение, сенсорный стол с песком, игрушки, клетка, удочка, корабль-парусник, 3 лодочки-оригами, матросы-оригами с картинками на звук [Р], рыбки с картинками на звук [Р], 3 ведерка.
Речевой материал:
- Слова: Корабль, катер, пароход, радуга, рубашка, ракета, роза, горох, гитара, барабан, груша, тигр, забор, помидор, топор, рот, рак, рысь, круг, кран, ведро, веер, баран, кровать, арбуз, корова, корона, ворона, сорока, ромашка.
- Словосочетания: Огромный корабль, красивый корабль, парусный корабль.
- Предложения: Мы увидели на острове… (жирафа, мартышку, леопарда, пантеру, кенгуру, тигра, броненосца, крокодила). Леопард находится в нижнем правом углу; жираф с мартышкой живет в верхнем левом углу; пантера живет в верхнем правом углу; кенгуру с броненосцем живут в нижнем левом углу; крокодил живет по середине острова, а тигр между пантерой и леопардом.
- Словарная работа: корабль-парусник.
В образовательной области
|
Формируемые
предпосылки к учебной деятельности
|
Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми
|
социально-коммуникативное развитие
|
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
|
Проявляет волевые усилия, умеет правильно оценивать свои поступки. Умеет общаться и взаимодействовать со взрослым. Ответственно относится к порученному заданию (умеет и желает доводить дело до конца, стремиться сделать его хорошо).
|
познавательное развитие
|
Развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
|
Самостоятельно находит способы решения практических и познавательных задач.
|
речевое развитие
|
Развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
|
Способен рассуждать и делать выводы. Обогащен активный словарь; развита связная, грамматическая сторона речи; развит фонематический слух; сформирована звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте.
|
художественно-эстетическое развитие
|
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия; стимулирование сопереживания персонажам; восприятие музыки.
|
Развита предпосылка ценностно-смыслового восприятия; сопереживает персонажам, воспринимает музыку.
|
физическое развитие
|
Приобретение опыта в следующих видах деятельности: развитие координации движений крупной и мелкой моторики; формирование правильной осанки; повышение умственной работоспособности, предупреждение утомления.
|
Контролирует свои движения и управляет ими, развита общая и мелкая моторика, сформирована правильная осанка.
|
Этапы НОД
|
Задачи этапа
|
Методы, приемы,
формы взаимодействия
|
Деятельность педагога
|
Деятельность воспитанников
|
Формируемые предпосылки к учебной деятельности
|
Вводная часть
|
Создать благоприятный психологический климат. Эмоционально настроить воспитанника на занятие.
Мотивировать воспитанника на продуктивную деятельность во время занятия.
Побуждать ребенка формулировать задачи занятия самостоятельно или под руководством логопеда.
|
Словесный, наводящие вопросы, наглядный, игровой.
|
Логопед заходит с ребенком в кабинет, здоровается с гостями:
- Здравствуйте!
Логопед обращается к ребенку:
- Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?
Логопед присаживается за стол:
- Ваня, сегодня утром я нашла бутылку с запиской. Интересно, что же произошло!? – Верно, кто-то попал в беду и просит нас о помощи. Поможем им?
- Как ты думаешь, почему записка была отправлена в бутылке? Куда же нам необходимо отправиться?
- Я предлагаю отправится в плавание на помощь к друзьям. Какой водный транспорт ты знаешь?
- Друзья отправили подсказку, которая поможет нам их спасти.
Игра «Запомни-повтори», автоматизация звука [Р] в словах:
1. Корабль, катер, пароход;
2. Пароход, корабль, катер;
3. Катер, пароход, корабль.
Логопед произносит слова, выделяя звук [Р].
- Что общего в словах? Что нам поможет спасти наших друзей?
- Правильно, во всех этих словах есть звук [Р], он поможет нам спасти наших друзей.
|
Ребенок с логопедом заходит в кабинет, здоровается с гостями:
- Здравствуйте!
- Да.
Ребенок присаживается за стол, настраивается на занятие.
- Наверное кто-то попал в беду!
- Да.
- Чтобы она не промокла в воде! В морское путешествие на остров!
- Корабль, лодка, катер, пароход.
Ребенок запоминает и повторяет слова, выделяя звук [Р].:
1. Корабль, катер, пароход;
2. Пароход, корабль, катер;
3. Катер, пароход, корабль.
- В их названиях есть звук [Р]. Звук [Р] поможет нам спасти наших друзей.
|
Эмоционально настроен на занятие.
Мотивирован на продуктивную деятельность во время занятия.
Формулирует задачи занятия самостоятельно или под руководством логопеда.
|
Основная часть
|
Эмоционально включить ребенка в действие, слушание. Вовлекать в деятельность, задавать вопросы, стимулирующие процесс мышления. Проявлять инициативу, самостоятельность в нахождении
способов решения практических и познавательных задач.
|
Словесный, наглядный, игровой, наводящие вопросы,
физкульт-минутки,
музыкаль-ное сопровож-дение.
|
- Мы поплывем на остров на большом, красивом корабле-паруснике. А вот и наш корабль!
Логопед демонстрирует корабль.
Подбор слов-определений, автоматизация звука [Р] в словосочетаниях:
- Какой корабль? (наводящие вопросы: Если он очень большой? Если красивый? Если у него есть парус).
- Отправляемся в путь!
Физминутка (играет шум моря):
Как кораблик мы плывем, быстро веслами гребем. Повернули мы налево, посмотрели мы направо. Покружились на волнах, покачались волнам в такт. А теперь мы все на мели и за стол тихонько сели.
Логопед выполняет движения в соответствии с текстом. Присаживается за стол.
Определение места звука [Р] в слове (начало, середина, конец), автоматизация звука [Р] в словах:
Логопед демонстрирует матросов-оригами и кораблики-оригами.
- Кто же нам встретился на пути?
- Матросы попали в шторм и им нужна наша помощь. Их надо разместить по кораблям. На первый корабль отправятся матросы на которых изображены предметы, в названии которых звук [Р] слышится в начале слова, на второй - в середине слова, в третий – в конце слова.
Определение количества слогов в словах, автоматизация звука [Р] в словах:
- Матросы проголодались и решили наловить рыбы. Посмотри, сколько рыб плавает в море!
Логопед с ребенком подходят к сенсорному столу. Звучит шум моря, стол светится синим цветом.
- Давай поможем им поймать рыбу. В первое ведро кладем рыбу на которых изображены предметы, в названии которых один слог, во второе – два, в третье – три слога.
- Молодец, справился с заданием! Можно продолжить наш путь. Я забыла, куда же мы направляемся и почему?
Физминутка (играет шум моря):
Как кораблик мы плывем, быстро веслами гребем. Повернули мы налево, посмотрели мы направо. Покружились на волнах, покачались волнам в такт.
Логопед выполняет движения в соответствии с текстом.
Автоматизация звука [Р] в предложениях:
Логопед с ребенком подходит к сенсорному столу с песком, где размещены игрушки в клетке.
- Вот мы попали на остров. Что же случилось на острове? Кому понадобилась наша помощь?
- Кого мы увидели на острове? Отвечай полным предложением, например: «Мы увидели на острове…».
Ориентировка в пространстве:
- Звери просят освободить их. Давай поможем им попасть домой. Жираф с мартышкой живет в верхнем левом углу. Леопард в нижнем правом углу. Пантера в верхнем правом углу. Кенгуру с броненосцем живут в нижнем левом углу. Крокодил живет по середине острова, а тигр между пантерой и леопардом.
Автоматизация звука [Р] в предложениях:
- Где находится леопард? и т.д.
- Вот мы и помогли нашим зверям, наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой.
Логопед с ребенком присаживается за стол.
|
- Огромный корабль, красивый корабль, парусный корабль.
Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом. Присаживается за стол.
- Матросы.
Ребенок размещает матросов по кораблям, называя вслух названия изображенных на них предметов и определяя позицию звука в слове (начало: радуга, рубашка, ракета, роза; середина: горох, гитара, барабан, груша; конец: тигр, забор, помидор, топор).
Ребенок с логопедом подходит к сенсорному столу.
Ребенок «ловит» рыбу, называя вслух названия изображенных на них предметов и определяет количество слогов в слове (1: рот, рак, рысь, круг, кран; 2: ведро, веер, баран, кровать, арбуз; 3: корова, корона, ворона, сорока, ромашка).
- Мы отправляемся на остров, чтобы спасти друзей.
Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом.
Ребенок подходит к сенсорному столу с песком, где размещены игрушки в клетке..
- Кто-то посадил зверей в клетку. Надо спасти зверей.
- Мы увидели на острове… (жирафа, мартышку, леопарда, пантеру, кенгуру, тигра, броненосца, крокодила).
Ребенок размещает животных по своим местам.
- Леопард находится в нижнем правом углу (жираф с мартышкой живет в верхнем левом углу; пантера живет в верхнем правом углу; кенгуру с броненосцем живут в нижнем левом углу; крокодил живет по середине острова, а тигр между пантерой и леопардом).
Ребенок с логопедом присаживается за стол.
|
Эмоционально включается в
действие, слушание. Вовлекается в совместную деятельность.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Проявляет инициативу,
самостоятельность.
Способен к волевым усилиям при самостоятельном выполнении задания.
Самостоятельно находит
способы решения практических и познавательных задач.
|
Заключительная часть
|
Способствовать обобщению материала, изучаемого в ходе занятия. Организация рефлексии и
самооценки собственной деятельности.
|
Словесный, вопросы к ребенку.
|
- Я начну, а ты продолжи:
1. Сегодня на занятии мы…
2. Мы это делали для того, что бы…
3. Мне показалось трудным…
4. На занятии мне понравилось…
5. На занятии я научился…
6. Свою работу считаю выполненной … Почему?
- Молодец! На память о нашем путешествии я хочу подарить тебе матроса с корабликом.
|
Ребенок отвечает на вопросы полным предложением:
1. Сегодня на занятии мы были матросами и путешествовали на корабле.
2. Мы помогали нашим друзьям.
3. Мне задания не показались трудными. Со всеми заданиями я справился
4. На занятии мне понравилось размещать матросов по кораблям и рыбачить, помогать животным на острове.
5. На занятии я научился определять место звука в слове и количество слогов в словах. Научился красиво произносить звук [Р] в словах, предложениях.
6. Свою работу считаю выполненной хорошо, потому что красиво произносил звук [Р] в словах, предложениях и справился со всеми заданиями.
|
Умеет определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом. Оценивает свою деятельность на занятии, подводит итоги занятия.
|
|