Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки C, С" и буква С.
Учитель-логопед I категории Лалетина Ю.Н. МБДОУ №73 Красноярск 2020
Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи
Задачи:
Коррекционно — развивающие:
- Создание проблемной ситуации,
- Развивать фонематическое восприятие,
- Развивать память, внимание,
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве,
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
Коррекционно — воспитательные:
- Стимулировать позитивную мотивацию детей, создать хорошее настроение
- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества,
- Формировать навык совместной работы, желание и умение работать в коллективе, умение выполнять игровые правила, поощрять активность и самостоятельность
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- Воспитывать аккуратность, доброту
- Рефлексия (самоанализ).
Коррекционно — обучающие:
- Закрепить понятие звук, буква,
- Дать представление о звуках [с], [с"], закрепить навык артикуляции, дифференциации твердости и мягкости звука.
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Познакомить с буквой С, закрепить связь звукового образа со зрительным.
- Формировать умение делить слова на слоги, выделять заданный слог по счету (слоговой анализ)
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза, деления слов на слоги, анализа слов осы, бусы, гуси.
- Совершенствовать умение детей составлять предложения и выкладывать схемам.
Предполагаемый результат:
- Правильно артикулировать звуки с, с" в различных фонематических позициях;
- Овладеть правильным звуко – слоговым оформлением речи,
- Дифференцировать изученные звуки
- Различать понятие «звук», «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне.
- Называть последовательность звуков и слогов в словах, слов в предложении,
- Печатать букву С
Виды детской деятельности:
- Игровой – сюрпризный момент.
- Словесный – беседа о слогах, звуках, предложениях, деление слов на слоги, придумывание предложения с заданным словом.
- Практический – звуковой анализ слова, графическая запись предложения.
Словарная работа: активизировать в речи детей по лексической теме «Зимующие птицы».
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности.
Предварительная работа: беседа по лексической теме «Зимующие птицы».
Оборудование:
- Демонстрационный материал: магнитная доска; картинки с символами согласных и гласных звуков, фишки синего, зеленого и красного цвета, предметные карточки со звуками С, С’, карточки с изображениями букв, город букв, «слоговой паровозик», «паровозики» место звука в слове.
- Раздаточный материал: конверты с индивидуальными схемами предложения, простые карандаши, пластилин синего и зеленого цвета, зеркала
ХОД ООД
Организационный момент:
Дети сидят на стульях полукругом.
Появляется лягушка – путешественница (далее «логопед»): «Ребята, я очень рада видеть вас! Вы меня узнали?»
Дети: Да, лягушка – путешественница!
Логопед: Молодцы, я так люблю путешествовать, и вот добралась до вашего садика, говорят, что вы здесь учите звуки и буквы, это правда?
Дети: Да
Логопед: И звуки, и буквы? Расскажите мне тогда что это такое звуки, а буквы?
Дети: отвечают с опорой на плакат – звуки — мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем
Логопед: Я бы тоже хотела быть грамотной и знать звуки и буквы! Научите меня?
Дети: Да!
Логопед: Тогда отправляемся в ваш город букв! Ой, ребята, а кто это?
Дети: Это снегирь, голубь, сова…
Логопед: Как назвать одним словом? Дети: Птицы, зимующие
Логопед: Где они живут? Разве они должны быть здесь, в детском саду, в городе букв?
Дети: На деревьях, в лесу…
Появляется Баба – Яга: Это я птиц заколдовала! Если хотите их расколдовать, то вы должны выполнить правильно все задания! И тогда они вернутся в свой лес. А задания мои трудные, поэтому не получится у вас птиц спасти
Логопед: Дети, надо помочь птицам, приступим к их спасению?
Дети: Да
Логопед: 1 птица (снегирь): даем характеристику согласных звуков и соединяем их в прямые и обратные слоги, используем символы согласных и гласных.
Давайте расколдуем снегиря – какой первый звук в слове Снегирь? Дети: (С)
Логопед: давайте посмотрим в зеркала и расскажем, что происходит с органами артикуляции, когда мы его произносим?
Дети: губы – в улыбке, зубы сближены, язык – лежит внизу в положении «горка»
Логопед: Мы можем петь этот звук, воздух может проходить свободно, когда мы его произносим или воздушная струя, встречает преграду?
Дети: воздушная струя встречает преграду – зубы и язык
Логопед: Значит какой это звук? Дети: согласный, твердый
Логопед: На магнитную доску помещает символ согласного твердого звука – синий круг
Давайте закроем уши и проверим какой это звук – звонкий или глухой – глухой, колокольчик на символе согласного твердого синего убираем. Определяем пару — согласный мягкий (зеленый) глухой и помещаем на магнитную доску.
Давайте теперь подружим наши звуки с гласными звуками – на магнитную доску помещаются символы гласных звуков и соединяются в прямые и обратные слоги.
Логопед: Мы задание выполнили, снегиря расколдовали, отпускаем его отпустим его в лес! (Садим снегиря НА ветку)
Логопед: 2 птица (голубь): Определяем место звуков в слове (начало, середина, конец, согласный, твердый синий; согласный мягкий зеленый)
Чтобы расколдовать голубя, нам нужно определить место звука в слове.
На магнитную доску помещаются паровозики с соответствующими окошками, предлагаются предметные картинки.
Логопед: Ребята, вы такие молодцы, нам осталось выполнить одно задание – звуковой анализ слова
На доске выполняется звуковой анализ двусложных слов (осы, бусы, гуси) при помощи картинок и кружков синего, зеленого и красного цветов.
Дети, вы хорошо справились с заданием. Давайте отпустим голубя в лес (Садим голубя ПОД дерево).
Логопед берет под деревом картинку с изображением синицы, дети называют ее и делают физминутку:
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Логопед: 3 птица (сова): Знакомство с буквой, закрепление понятия «слог».
Слоговые таблицы для чтения, слоговой анализ, сколько слогов в слове, какой по счету данный слог?
Ребята, какую птицу осталось нам расколдовать? Дети: Сову
Логопед: Чтобы нам его расколдовать, давайте вспомним букву С.
Пишем букву в воздухе, проговаривая ход движения руки, обводим пальчиком каждый индивидуально, повторяем букву семь раз, лепим из пластилина буквы синего и зеленого цвета (проговаривая еще раз характеристику звука)
Логопед: Ребята, давайте поселим нашу букву в город букв, в какой дом мы ее поселим?
Дети: В синий дом с синей и зеленой крышей (поселяем букву С в город букв).
Логопед: Предлагаю вам, ребята, подружить букву С с гласными буквами. Для этого нам нужно вспомнить гласные (А, О, У, Э, Ы, И)
На магнитную доску помещаются слоговые таблицы, дети читают. Затем называют предметные картинки, определяют сколько слогов в слове, деля слово на слоги при помощи хлопков, какой данный слог по счету
(Сачок– два слога, слог СА – первый и так далее на все слоги)
Логопед: Мы задание выполнили, и сова возвращается в лес (Садим сову В дупло).
И чтоб Баба – Яга больше птицам не вредила и не заколдовала их, предлагаю сесть за столы и напечатать букву С (Дети садятся за стол и печатают букву в тетрадях в крупную клетку по образцу)
Придумывание предложений с заданным словом
Логопед: Давайте посмотрим на наш лес и расскажем, где же у нас находятся птицы?
Вспомним что такое предложение и из чего оно состоит
Логопед: Какую мы первую птицу расколдовали
Дети: Снегиря (склонение слов по падежам и числам)
Посмотрите, еще прилетели снегири, сколько их стало?
Дети: 5 снегирей
Логопед: Где он находится? Дети: В кормушке! Логопед: Ответим полным предложением и выложим схему предложения, определим короткое слово (предлог)
Дети индивидуально, логопед на магнитной доске выкладывают схему предложения с предлогом (Снегирь сидит НА ветке. Голубь сидит ПЕРЕД деревом. Сова сидит В дупле.)
Логопед: Чем мы еще можем помочь птицам в лесу?
Дети: покормить птиц (насыпаем семечки птицам под дерево)
Итог занятия:
Логопед: Дети, вам понравилось спасать птиц? Что понравилось больше всего? Какие задания были легкими, а какие трудными? Кого бы вы могли сегодня похвалить и за что?
|