Самсонова Оксана Николаевна учитель-логопед МДОУ детский сад комбинированного вида №28 «Совёнок» г. Люберцы Московская обл.
Автоматизация звуков — это трудный, иногда сложно прогнозируемый по срокам этап коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопеда должно быть большое количество игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру. В процессе игры у ребенка появляется возможность проявить свои лучшие личные качества, задействовать работу речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь, ускоряет процесс введения звуков в речь. Родителям необходимо подхватить эстафету. Дома не монотонно повторять и проговаривать слова, а придумать для ребенка игровой сюжет или проблемную ситуацию, что позволяет добиться положительного эмоционального настроения, повысить мотивацию к данной деятельности. Варианты игровых сюжетов могут быть разнообразны. В данной статье мы рассмотрим несколько вариантов, которые помогут родителям дома автоматизировать звук [р].
Для успешного развития правильного звукопроизношения у детей рекомендуется заниматься ежедневно примерно по 15—20 мин. Начинать занятия следует с артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Обязательно следует включать упражнения и задания на тренировку зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, звукового анализа, упражнения и игры на отработку интонации голоса, для развития мелкой моторики пальцев рук.
При включении автоматизируемого звука в слова необходимо предусматривать ряд требований к лексическому материалу.
Во-первых, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемого звука.
Во-вторых, в нем не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков.
В-третьих, необходимо учитывать смысловую доступность лексического материала.
Закрепление звука в предложениях проводится на материале отработанных слов.
Определенные требования предъявляют к лексическому материалу в отношении семантики. Слова, фразы должны быть доступны и по возможности заимствованы из повседневного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике.
«Кто больше назовет слов»
Взрослый и ребенок по очереди называют слова:
- на звук [р ]
- со звуком [р ], в любой позиции (начало, конец, середина слова)
«Раскрась слова»
Родители называют цвета, в названии которых есть звук [р ].
Розовый, красный, серый, оранжевый, черный, разноцветный.
Дети выбирают один и «раскрашивают» слова, предлагаемые взрослым:
- Круг. Я раскрашу круг розовым карандашом.
Слова могут быть разными, но обязательно с «трудным» звуком, иногда получается нелепая, смешная фраза, но это только добавляет интереса к игре.
«Наряди слова»
Игра аналогичная, только взрослый называет на выбор не цвет, а любой признак, действие, но со звуком [р ]. Ребенок произносит словосочетания.
Ровный, ручной, дорогой, рваный, трудный и т.д. — ровный рак, ровная рама, ровная рыба…
«Собираемся в дорогу»
Взрослый называет слова со звуком [р ] и без него, а ребенок повторяет только те, где звук [р ] есть и «берет» его в дорогу.
- Ручка. Ручку я беру в дорогу.
«Образование признаков»
Взрослый называет существительные, а дети образуют признак.
Работа – рабочий, рыба – рыбный, рука – ручной и т.д.
«Распространение предложений»
Слова можно «нанизывать» по очереди, кто последний скажет слово, тот выиграл.
Рыба. Рыба растет. Рыба растет в пруду. Рыба растет в огромном пруду. Старая рыба растет в огромном пруду. Серая старая рыба растет в огромном пруду. И т.д.
Можно играть по дороге домой, во время поездок в транспорте, на детских домашних праздниках
|