Татьяна Михайловна Чинарова. Значение художественного слова для дошкольника (Из опыта работы)

Значение художественного слова для дошкольника (Из опыта работы)Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа  №4 города Сызрани самарской области Структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования.
Тема:
Разработал: Воспитатель первой квалификационной категории Чинарова Татьяна Михайловна
Сызрань 2012
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Известные российские ученые Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: « Литература дает  нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.  Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей.  Одним словом делает нас мудрыми».
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание  стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти  годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:
-гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность;
- правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.
В настоящее время я работаю с детьми среднего возраста. Данный возраст отличается особой спецификой нравственного развития. Дети 4-5 лет достаточно самостоятельны, у них развито самосознание, возрастает способность к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности».
В каждой детской деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач:
-  в игре- формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств.
в культурно- гигиенических моментах- доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших.
Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в своей работе  этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного  слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно- гигиенические навыки).
День начинается с « Доброго утра».свое хорошее настроение  я дарю детям, приучаю  их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:
- «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают..»;
-«Рано утром  я была удивлена,
Паренек белоголовый  закричал мне из окна:-
«С  добрым утром»!
Я спросила: «Это мне?»
Улыбнулся он в окне…»;
- «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду
Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…».
Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».
Есть и такие дети,  которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается , как в стихотворении  И.Демьянова «Девочка капуша..»
Чтобы дети проявляли взаимопомощь  при скалывании вещей в шкафу напоминаю правило : «Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову- растеряшку» Б.Заходера.
Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно- образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать  навык заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье  в порядке?  Спасибо зарядке дети отвечают:   «Спасибо зарядке»! или  «Каждый день зарядку делай  дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам..»
В  процессе  умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно  они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к  труду старших и будешь похожим на героя стихотворения и Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил..».  После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя.  Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются  и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы , крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я    такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:

«Я напомню об одном:
не кривляйся за столом,
всем пора бы научиться,
кушать вилкой,
кушать, а не делать как Антошка.
Ты не знаешь?
За столом надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить».

«За столом едят друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели - вы свободны,
И играйте, как угодно!»
Игра-  вид деятельности,  где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки  отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»:
«А теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно
Не бросать и не ломать
А на место убирать»
Напоминаю детям правила: «Поиграл - убери на место»,«Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».
«Лиза  с куколкой играла
Платье куклу разорвала.
Дима взял себе машинку разобрал наполовинку.
Данил мячик маленький нашел
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял
Все детали растерял!
Чем играть теперь другим
Нет, не надо быть таким?
Вы игрушки берегите и заботливо храните!»

Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные  короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга.  Я вмешиваюсь снова со стихотворением:
« В споре кулаки мешают,
Они проблемы не решают!
Драчун понять  и не пытался
Чуть что - он сразу с кем-то дрался.
И вот теперь один сидит
Вздыхает тяжко и грустит
Никто с ним больше не играет
К себе его не приглашают.
Все просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться»
Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и делают вывод.
« Можно весело смеяться,
Пошутить, побаловаться
И поспорить иногда
Ну а драться - никогда!»
Из песен:         «Тут у нас все друзья - без друзей нам жить нельзя».
« Всем советую дружить, ссориться не смейте
Без друзей нам не прожить
Ни за что на свете».
Напоминаю рассказ К. Ушинского « Сила не право». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой  надо при помощи « волшебных слов» и уступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова».
Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать  конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть- это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу: « Один за всех - и все за одного». Учу детей  помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто-то жадничает, напоминаю про
« Жадину» Я Аким.
Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам в разное  время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения « Где взял- клади на место»,полить цветник или грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу. Помести песок около песочницы, помыть кукольную посуду, кисточки, после художественно- творческой деятельности и т.д.Взаимовыручка приучает детей быстро  ориентироваться в окружающей  обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости.
« Метлу взяла и двор подмела
Приходите, поглядите
Хоть соринку вы найдите»

«Не мешайте, мне трудиться
Я водицы принесу
И колодезной водицей всех конечно угощу.
Поливаю огород- он ведь тоже воду пьет»
Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием.
Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь».
« Прежде чем работать сесть,
Посмотри, все ли есть».
Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге
Б. Заходер:            « Заболела моя книжка
Изорвал ее братишка
Я больную пожалею - я возьму ее и склею».
Один ребенок делает все кое-как, медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось», «Нет друга,  ищи, а нашел - береги».
Примером воспитания чувства взаимопомощи  могут служить напоминания о  произведениях  Б. Жидков «Обвал», « На льдине», Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева « Просто старушка» являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведений переносятся в их жизненный опыт.
Итак, используемые  мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными

Просмотров: 668
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Челохсаева Светлана Ильинична. Стихотворения для детей 'Наши дети', 'Считалка', 'Лисята'
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Антонович Ольга Анатольевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности (дети 5-6 лет) «Весна стучится в двери к нам»
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Романова Ирина Николаевна. Дружат дети все на свете!
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Филипова Елена Владимировна. Доклад «Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения»
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь