Маматова Юлия Владимировна, Микова Анна Григорьевна. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова

Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова

подготовили:

  • учитель-логопед Микова А.Г., МАДОУ №33
  • учитель-логопед Маматова Ю.В., МАДОУ №33

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье.

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

 

Скачать конспект

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г. В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

Нарушение слоговой структуры слов – одно из наиболее трудных для коррекции проявление речевой патологии. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков и др.).

Коррекция слоговой структуры слова — это одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Этапы формирования слоговой структуры в онтогенезе описал в своей А.Н. Гвоздев работе ( «Вопросы изучения детской речи») и выделил следующие особенности:

  1. Ребенок в возрасте 1 г.3 мес., — 1 г. 8 мес. часто воспроизводит один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га — га».
  2. Ребенок в возрасте 1 г.8 мес. – 1г. 10 мес. уже воспроизводит двухсложные слова, а в трехсложных словах часто опускает один из слогов: «мако» (молоко), «иоька» (яичко).
  3. Ребенок в возрасте 1г. 10мес. – 2г. 1мес. все чаще опускает слог, чаще предударный, в трехсложных словах: «кусу» (укушу); так же может сокращать количество слогов в четырехсложных словах.
  4. Ребенок в возрасте 2г. 10мес. – 2г. 3мес. в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись).
  5. У детей в возрасте 2г. 3мес. – 3 года слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Согласно этому, в норме ребенок к трем годам научается произносить любые слоговые модели.

Выделяю следующие виды нарушений слоговой структуры слова у детей:

1. Неправильное воспроизведение слогового контура слова или выпадение слога:

( «пана» — панама, «моко» — молоко, «бака» — собака)

2. Выпадение слогообразующей гласной:

( «луквица» — луковица, «гусница» — гусеница, «ултика» — улитка)

3. Неправильное воспроизведение контура слова с ошибками в звуковом наполнении:

( «акваиу» — аквариум, «мисионел» — милиционер)

4. Перестановки (метатезы) слогов внутри слова:

( «коломотив» — локомотив, «кошоладка» — шоколадка)

5. Уподобление слогов:

( «какеист» — хоккеист, «деве» — деревья)

6. Сокращение стечения согласных:

( «хост» — хвост, «вок» — волк, «свека» — свекла, «снавик» — снеговик, «бикос» -абрикос)

7. Перестановки и пропуски (элизии) звуков:

( «библатека» — библиотека, «носна» — сосна, «гооби» — голуби)

8. Слияния (контаминации) двух слов в одно:

( «Мифимич» — Михаил Ефимович, «пателефон» — патефон и телефон)

В связи с этим, в школьном звене могут возникнуть следующие виды дисграфических ошибок, являющихся следствием нарушенной слоговой структуры слов у детей:

1. Пропуск слогов в словах:

( «гова» — голова, «кродил» — крокодил)

2. Вставка лишних слогов:

( «монотоцикил» — мотоцикл, «гололова» — голова)

3. Перестановка слогов:

( «мотолок» — молоток, «коркодил» — крокоодил)

4. Недописывание слогов:

( «многи» — многие)

А также виды ошибок при фонематической дислексии, являющейся следствием искажения звуко – слоговой структуры слова:

  1. пропусках согласных и гласных при чтении
  2. добавлении и перестановках звуков
  3. пропусках и перестановках слогов.

В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

Классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой)

1-класс: двусложные слова, состоящие из открытых слогов (папа, каша).

2-класс: трехсложные слова состоящие из открытых слогов (панама, корова).

3-класс: односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, рот).

4-класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом (полет, банан).

5-класс: двусложные слова со стечение согласных в середине слова (палка, сумка).

6-класс: двусложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7-класс: трехсложные слова с закрытым слогом (пароход, пешеход).

8-класс: трехсложные слова со стечением согласных (ромашка, улитка).

9-класс: трехсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым слогом (кораблик, кузнечик).

10-класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных (хлопушка, матрешка).

11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, крот).

12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, фрукты).

14 класс: четырехсложные слова с открытыми слогами (черепаха, кукуруза).

Основными принципами коррекции нарушений слоговой структуры слова являются:

  • наличие фонетико-фонематической базы
  • поэтапность коррекционного процесса
  • использование специальных (зрительных и жестовых) символов звуков
  • отхлопывание слогового контура
  • многократность упражнений.

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.

Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

1 этап – работа над ритмом.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.). Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним.

Примеры упражнений:

  • выложить определенное количество фигур, д/и «Кружочки» — Выложи перед собой столько кружочков, сколько раз я хлопну».
  • или наоборот: «Хлопни столько раз, сколько кружочков лежит перед тобой».
  • отстучать ритм, д/и «Хлопки», «Морзянка», «Разговор с дятлом». Послушай внимательно и хлопни так же, как я»
  • показать/назвать количество хлопков, д/и «Циферка»«Покажи ту цифру, сколько раз я хлопнула».
  • или наоборот: «Хлопни столько раз, какую цифру я тебе покажу».
  • «Отхлопай ритм по рисунку».

2. На уровне гласных звуков:

Примеры упражнений:

  • Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике
  • Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши
  • Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО
  • Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

  • Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А.

3. На уровне слогов:

Примеры упражнений:

  • Повторить цепочку слогов:
  • с одинаковыми звуками: д/и «Мастерим домик» (тук-тук-ТУК), «Поезд едет» (чух-ЧУХ-чух) и т.д.
  • с одинаковыми согласными, но разными гласными звуками: д/и «Лепим комок» (па-по-пу-пы), «Катаем снежную бабу» (ба-бо-бу-бы) и т.д.
  • с одинаковыми гласными, но разными согласными: «Телеграфисты» (та-да-та-да) и т.д.
  • с разными звуками: д/и «Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, пта – кто — кну) и т.д.

4. На уровне слов:

Примеры упражнений:

  • знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами.
  • отхлопать (простучать, прошагать и т.д.) слова по слогам:
  • (д/и «Разложи по полочкам», «Едем в гости», «Найди домик» и т.д.)
  • д/и «Ромашка» — на определенный слог придумать слова- усложнение: самостоятельно подобрать слова на определенный слог
  • по гласным звукам отгадать слово, д/и «Найди картинку» — Отгадай, какое слово я зашифровала, найди соответствующую картинку.

иА – лиса аА – стакан Уа — сумка аОу — автобус

Иа – слива аО – сапог Ау – кактус ааА – ананас

  • наоборот: а теперь ты загадай мне слово, а я найду картинку.
  • «Слоговая цепочка»: последний слог предыдущего слова должен стать началом нового слова.
  • выделить из слов 1ые слога (последние, вторые) и соединить их в новое слово

Данные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

Просмотров: 1010
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Эргарт Екатерина Валерьевна. Коррекция слоговой структуры слова посредством изобразительной деятельности
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Закирова Ольга Вадимовна. Использование современных технологий в работе над слоговой структурой слова у дошкольников с ОНР.
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Козлова Марина Сергеевна. Волшебные слова - Игры со словами
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Редактор. Слова благодарности молодоженов
  • Чанчикова Нина Владимировна. Волшебные слова
  • Татьяна Михайловна Чинарова. Значение художественного слова для дошкольника (Из опыта работы)
  • Дивеева Галина Александровна. НОД: «Волшебные слова».
  • Редактор. Текст (слова) песни «Happy New Year!»
  • Слепкова Наталья Владимировна. Беседа «Добрые и вежливые слова».
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Чуйкина Татьяна Михайловна. Конспект НОД по экологии для детей дошкольного возраста 'Добрые слова'
  • Градусова Марина Александровна. Консультация для родителей «Волшебные слова»
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».
  • Оксана Худякова. Конспект НОД (коммуникация) в старшей группе «Волшебные слова»
  • Черкасова Ольга Владимировна. Конспект занятия No10 к рабочей тетради «От слова к букве» Н.А. Федосовой (ч. 1, с.24 — 25)
  • Воробьева Маргарита Евгеньевна. Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
  • Тумашева Мария Петровна. Беседа с детьми старшего возраста. «СЛОВА ДРАГОЦЕННЫЕ ЕСТЬ: СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ»
  • Ткацкая Марина Игоревна. Последовательный пересказ текста описательного характера «Лиса» с опорой на картинный план и слова-признаки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь