подготовили:
- учитель-логопед Микова А.Г., МАДОУ №33
- учитель-логопед Маматова Ю.В., МАДОУ №33
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье.
Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Скачать конспект
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г. В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).
Нарушение слоговой структуры слов – одно из наиболее трудных для коррекции проявление речевой патологии. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков и др.).
Коррекция слоговой структуры слова — это одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
Этапы формирования слоговой структуры в онтогенезе описал в своей А.Н. Гвоздев работе ( «Вопросы изучения детской речи») и выделил следующие особенности:
- Ребенок в возрасте 1 г.3 мес., — 1 г. 8 мес. часто воспроизводит один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га — га».
- Ребенок в возрасте 1 г.8 мес. – 1г. 10 мес. уже воспроизводит двухсложные слова, а в трехсложных словах часто опускает один из слогов: «мако» (молоко), «иоька» (яичко).
- Ребенок в возрасте 1г. 10мес. – 2г. 1мес. все чаще опускает слог, чаще предударный, в трехсложных словах: «кусу» (укушу); так же может сокращать количество слогов в четырехсложных словах.
- Ребенок в возрасте 2г. 10мес. – 2г. 3мес. в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись).
- У детей в возрасте 2г. 3мес. – 3 года слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Согласно этому, в норме ребенок к трем годам научается произносить любые слоговые модели.
Выделяю следующие виды нарушений слоговой структуры слова у детей:
1. Неправильное воспроизведение слогового контура слова или выпадение слога:
( «пана» — панама, «моко» — молоко, «бака» — собака)
2. Выпадение слогообразующей гласной:
( «луквица» — луковица, «гусница» — гусеница, «ултика» — улитка)
3. Неправильное воспроизведение контура слова с ошибками в звуковом наполнении:
( «акваиу» — аквариум, «мисионел» — милиционер)
4. Перестановки (метатезы) слогов внутри слова:
( «коломотив» — локомотив, «кошоладка» — шоколадка)
5. Уподобление слогов:
( «какеист» — хоккеист, «деве» — деревья)
6. Сокращение стечения согласных:
( «хост» — хвост, «вок» — волк, «свека» — свекла, «снавик» — снеговик, «бикос» -абрикос)
7. Перестановки и пропуски (элизии) звуков:
( «библатека» — библиотека, «носна» — сосна, «гооби» — голуби)
8. Слияния (контаминации) двух слов в одно:
( «Мифимич» — Михаил Ефимович, «пателефон» — патефон и телефон)
В связи с этим, в школьном звене могут возникнуть следующие виды дисграфических ошибок, являющихся следствием нарушенной слоговой структуры слов у детей:
1. Пропуск слогов в словах:
( «гова» — голова, «кродил» — крокодил)
2. Вставка лишних слогов:
( «монотоцикил» — мотоцикл, «гололова» — голова)
3. Перестановка слогов:
( «мотолок» — молоток, «коркодил» — крокоодил)
4. Недописывание слогов:
( «многи» — многие)
А также виды ошибок при фонематической дислексии, являющейся следствием искажения звуко – слоговой структуры слова:
- пропусках согласных и гласных при чтении
- добавлении и перестановках звуков
- пропусках и перестановках слогов.
В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой)
1-класс: двусложные слова, состоящие из открытых слогов (папа, каша).
2-класс: трехсложные слова состоящие из открытых слогов (панама, корова).
3-класс: односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, рот).
4-класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом (полет, банан).
5-класс: двусложные слова со стечение согласных в середине слова (палка, сумка).
6-класс: двусложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7-класс: трехсложные слова с закрытым слогом (пароход, пешеход).
8-класс: трехсложные слова со стечением согласных (ромашка, улитка).
9-класс: трехсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым слогом (кораблик, кузнечик).
10-класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных (хлопушка, матрешка).
11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, крот).
12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, фрукты).
14 класс: четырехсложные слова с открытыми слогами (черепаха, кукуруза).
Основными принципами коррекции нарушений слоговой структуры слова являются:
- наличие фонетико-фонематической базы
- поэтапность коррекционного процесса
- использование специальных (зрительных и жестовых) символов звуков
- отхлопывание слогового контура
- многократность упражнений.
В коррекционной работе можно выделить два этапа:
Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.
Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.
Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.
Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз.
Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.
Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.
1 этап – работа над ритмом.
В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.). Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним.
Примеры упражнений:
- выложить определенное количество фигур, д/и «Кружочки» — Выложи перед собой столько кружочков, сколько раз я хлопну».
- или наоборот: «Хлопни столько раз, сколько кружочков лежит перед тобой».
- отстучать ритм, д/и «Хлопки», «Морзянка», «Разговор с дятлом». Послушай внимательно и хлопни так же, как я»
- показать/назвать количество хлопков, д/и «Циферка» — «Покажи ту цифру, сколько раз я хлопнула».
- или наоборот: «Хлопни столько раз, какую цифру я тебе покажу».
- «Отхлопай ритм по рисунку».
2. На уровне гласных звуков:
Примеры упражнений:
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике
- Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши
- Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО
- Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А.
3. На уровне слогов:
Примеры упражнений:
- Повторить цепочку слогов:
- с одинаковыми звуками: д/и «Мастерим домик» (тук-тук-ТУК), «Поезд едет» (чух-ЧУХ-чух) и т.д.
- с одинаковыми согласными, но разными гласными звуками: д/и «Лепим комок» (па-по-пу-пы), «Катаем снежную бабу» (ба-бо-бу-бы) и т.д.
- с одинаковыми гласными, но разными согласными: «Телеграфисты» (та-да-та-да) и т.д.
- с разными звуками: д/и «Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, пта – кто — кну) и т.д.
4. На уровне слов:
Примеры упражнений:
- знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами.
- отхлопать (простучать, прошагать и т.д.) слова по слогам:
- (д/и «Разложи по полочкам», «Едем в гости», «Найди домик» и т.д.)
- д/и «Ромашка» — на определенный слог придумать слова- усложнение: самостоятельно подобрать слова на определенный слог
- по гласным звукам отгадать слово, д/и «Найди картинку» — Отгадай, какое слово я зашифровала, найди соответствующую картинку.
иА – лиса аА – стакан Уа — сумка аОу — автобус
Иа – слива аО – сапог Ау – кактус ааА – ананас
- наоборот: а теперь ты загадай мне слово, а я найду картинку.
- «Слоговая цепочка»: последний слог предыдущего слова должен стать началом нового слова.
- выделить из слов 1ые слога (последние, вторые) и соединить их в новое слово
Данные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.
Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
|