Козлова Марина Сергеевна. Волшебные слова - Игры со словами

Волшебные слова - Игры со словамиКозлова Марина Сергеевна
Учитель-логопед 1К МДОУ црр д/с № 34 "Звездочка" г. Серпухов МО

«Заговори, чтобы я тебя увидел.»
Сократ
Владение словом - инструментом общения, мышления — неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное, запомненное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно.
Наша жизнь с каждым годом предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым людям, но и к детям: увеличивается  объем знаний, который необходимо усвоить ребенку. Для того, чтоб помочь ребенку справиться с возрастающим объемом необходимых умений и знаний, важно вовремя позаботиться о правильном формировании речи. Так, как это послужит фундаментом для дальнейшего обучения.


Важно понимать, что грамотная, чистая и четкая речь – это не одарен- ность, а результат планомерной и комплексной работы.
Давно известно, что мышление и речь взаимосвязаны. Словами мы излага- ем свои мысли. А для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли – необходим большой словарный запас.
На первых этапах усвоения ребенком смысла слова, он пользуется чувственными образами, в дальнейшем переходя к мысленным обобщениям.  Например: когда ребенок видит розу, которую папа подарил маме, он понимает, воспринимает ее органами чувств: он видит, какая она красивая и нежная, он нюхает ее и ощущает ее аромат. Все эти ощущения  связаны у него со словом «роза». В дальнейшем ребенок узнает, что розу называют еще и цветком, а также этим словом «цветок» называется и ромашка, и кактус и т.д. И вот на этом этапе ребенок переходит от чувственных ощущений к мыслительным обобщениям.
Это важно учитывать в процессе обучения детей. Развитием речи в детском саду занимается  логопед. Неотъемлемой частью в развитии речи является работа над словарным запасом ребенка. Логопеду, развивая речь, необходимо не просто дать ребенку определенный набор слов, но и помочь ему понять смысл этих слов.
Для более точного понимания значения слова недостаточно пользоваться только словесным описанием слова, необходима опора на картинку, объекты из повседневной жизни. Чем ярче будут ощущения, тем лучше ребенок поймет и запомнит значение данного слова.
Также в работе логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать различные направления над ним:
-  необходимо формировать предметную отнесенность слов (т.е. связь наименования с предметом);
- формировать обобщающую функцию слова (т.е. отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов);
- формировать понятийно-обобщающую функцию слова ( т.е. отнесенность слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.)
Для формирования восприятия переносного смысла слова можно использовать загадки. Но глубина понимания переносного употребления слов зависит от жизненного опыта ребенка – запаса его предоставлений. Загадки всегда радуют детей. Включая их в работу, они дают возможность детям свободнее и легче справиться с речевыми заданиями логопеда.
Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Поддержите интерес ребенка к слову,  это поможет ему сформировать полноценную речь и даст ему чувство уверенности в себе.

 


В своей работе я использую игры со словами «Словесные игры». Применяя их в работе, дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над значениями слов.
Вот некоторые из них, которые можно использовать с детьми в подготовительной к школе группе:

«Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Педагог  задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

«Что за словом?»
Цель: учить понимать значение слов; формировать у детей практическое представление о многозначных словах.
Игровой материал: большие картинки многозначных слов; маленькие картинки , обозначающими другие значения многозначных слов. Варианты использования многозначных слов.

Ход игры:

«Идёт и идёт»
Идёт летний дождик,
Идут и ребятки,
Поезд идёт и гудит без оглядки.
Часики тикают - тоже идут,
Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.
В кинотеатрах во всех там и тут
Мультики детские часто идут.
Дорога идёт далеко-далеко,
Идёт дым из трубы высоко-высоко.
Годы идут, не воротишь назад,
Идёт, словно в бой, танк на парад.
Занятие в школе долго идёт,
Невеста с фатою замуж пойдёт.
Так всё на свете идёт и идёт,
И в основном всё вперёд и вперёд!

Язык
У колокола – язык. Колокол без языка нем.
Солдаты были в разведке. Они привели языка.
Вот ботинок. У ботинка – язык.

Ручка
Маша аккуратная девочка. У нее чистые ручки.
Мы на уроке. У учеников ручки.
У двери две ручки.

Ключ
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный
Ключ дверной.

Бьют часы, который час,
Бьёт барабанщик дробь для нас,
Лентяи бьют всегда баклуши,
Боксёры бьют в перчатках груши,
Бьёт пешка в шахматах слона,
Бьёт громко в колокол страна.
Бьёт дождик по стеклу в ненастье,
Посуду бьют всегда на счастье!

Вот шофер – какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому, что спозаранку
Он крутил-вертел баранку.
А зачем крутил-вертел?
Лучше взял бы да и съел!...
А. Шибаев

Можно продолжить игру, предложив вспомнить многозначные слова и составлять с ними предложениями. За каждое  правильное слово и удачно составленное предложение с ним ребенок получает фишку. В конце игры подсчитать фишки и выигрывает тот, у кого фишек больше.

«Сравни и опиши»
Цель: учить детей в рассказах использовать сравнительные слова и обороты.
Ход игры:
Послушайте стихотворение В. Лифшица. Расскажите, чем отличаются эти коты. Используйте слова – «в отличие от…, по сравнению с …»

Сиамский кот
Я шерстки не видывал
Тоньше и глаже, глаза же
И мордочка
Словно бы в саже.
Он гордый,
Он на руки к вам не пойдет,
Тот серо-жемчужный
Таинственный кот.

Сибирский кот
Кот сибирский,
Кот пушистый,
Нежен мех его душистый,
Сам он важен и спесив-
Видно знает, что красив.

Выигрывает тот, кто правильно построит свой рассказ.

Игра «слова-перевертыши»

На листе бумаги написаны перевертыши. Дети должны переставить буквы и слоги так, чтобы получились слова.

КАВИЛ — вилка
КАЛОЖ — ложка
ПОСАГИ — сапоги
МИЛОН — лимон
ШАГРУ — груша
БАСОКА — собака
КОМОЛО — молоко
ШИМАНА — машина
ШКАЧА — чашка
ШКАКО — кошка
СЫЧА — часы
ЦАЯЗ — заяц
ЛЕКАБ — белка
КИОЧ — очки
ЛАКУК — кукла
ГАКНИ — книга
КАРУ — рука
HOOK — окно
ЛЕТЕФОН — телефон
РЕДЕВО — дерево
ЛИМАНА — малина
КАРЕ — река
НЦЕСОЛ — солнце

 

«Слова родственники»

Цель : научить детей подбирать однокоренные слова; научить понимать смысл родственных слов.
Ход игры и задача:
К данным словам подбираются «родственники». У этих слов есть общая часть (корень). Выигрывает тот, кто набирает наибольшее количество очков.
Лес ( лесной, лесок, лесник и т.д.)
Дерево (деревянный, деревце и т.д.)
Чувство (чувствовать, чувствительный, сочувствие и т.д.)
Учение (учитель, учить, учеба и др.)

Прочитайте детям стихотворение Э. Мошковской о прогульщике. Попросить детей найти в нем все родственные слова к слову «прогульщик».
Шел прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел.
Захотел прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов…
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов.
И гулял киномеханик –
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли за одно…
И обиделся Прогульщик!
И прогульщик не смолчал!
И прогульщикам гуляка
«Вы - прогульщики»! – кричал.


«Волшебные слова»
Цель: развивать речевой слух ребенка, развивать представление о звуковом составе слова.
Игровой материал: карточки со словами, магнитная азбука и доска разрезная азбука у детей.
Ход игры:
Ребята, послушайте стихотворение. Составьте из названия этого стихотворения  другие слова.

Гастроном
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
Мост построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику видна
Вся родная СТОРОНА.

Ребята, попробуйте составить из слова  ЗДОРОВЬЕ как можно больше слов.
ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред.

Выигрывает тот, кто быстрее и больше составит слов.

«Слова – двойняшки»
Цель: учить детей понятию «слова-синонимы»; формировать у детей практическое представление о синонимах; развитие словарного запаса.
Игровой материал: цветные карандаши, карточки со словами по числу детей.
Ход игры:
Предварительно рассказать детям, что в русском языке есть такие слова, которые звучат по-разному, но называют одно и то же. Например, «храбрый - смелый». Такие слова называются синонимами.

Логопед: «слова потеряли своих братьев. Помоги им найти друг друга, для этого на карточках, которые лежат перед вами разноцветными карандашами соедините слова, похожие по значению, одной линией.»

Карточка-задание.

Друг                            Красный
Путь                            Гигант
Алый                           Жадный
Смелый                       Приятель
Скупой                        Храбрый
Великан                      Дорога
Ограда                         Кидать
Размышлять               Думать

Список использованной литературы:
Емельянова О. Многозначные слова (омонимы) Загадки для детей // Электронный ресурс. Режим доступа:

Просмотров: 817
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Градусова Марина Александровна. Консультация для родителей «Волшебные слова»
  • Воробьева Маргарита Евгеньевна. Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Татьяна Михайловна Чинарова. Значение художественного слова для дошкольника (Из опыта работы)
  • Закирова Ольга Вадимовна. Использование современных технологий в работе над слоговой структурой слова у дошкольников с ОНР.
  • Чанчикова Нина Владимировна. Волшебные слова
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Чуйкина Татьяна Михайловна. Конспект НОД по экологии для детей дошкольного возраста 'Добрые слова'
  • Дивеева Галина Александровна. НОД: «Волшебные слова».
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Тумашева Мария Петровна. Беседа с детьми старшего возраста. «СЛОВА ДРАГОЦЕННЫЕ ЕСТЬ: СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ»
  • Оксана Худякова. Конспект НОД (коммуникация) в старшей группе «Волшебные слова»
  • Редактор. Слова благодарности молодоженов
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Апаназова Ольга Сергеевна. Открытое занятие с детьми подготовительной логопедической группы (6-7 лет) с ОВЗ (ОНР) «Родственные слова»
  • Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».
  • Редактор. Текст (слова) песни «Happy New Year!»
  • Федурина Любовь Дмитриевна. Конспект занятия в средней группе этическая беседа «Ищем и находим волшебные слова»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Слепкова Наталья Владимировна. Беседа «Добрые и вежливые слова».
  • Макарова Светлана Андреевна. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей при нормальном и нарушенном речевом онтогенезе.
  • Эргарт Екатерина Валерьевна. Коррекция слоговой структуры слова посредством изобразительной деятельности
  • Черкасова Ольга Владимировна. Конспект занятия No10 к рабочей тетради «От слова к букве» Н.А. Федосовой (ч. 1, с.24 — 25)
  • Ткацкая Марина Игоревна. Последовательный пересказ текста описательного характера «Лиса» с опорой на картинный план и слова-признаки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь