Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [х]-[х"] и буква Х»
Цель: Развитие произносительной стороны речи.
Задачи: Познакомить детей с согласными звуками [х]-[х"] и буквой Х, упражнять в слого-звуковом анализе слов, продолжать учить делить слова на слоги, развивать навык чтения слогов, пополнять словарный запас, закреплять образы букв, развивать фонематический слух, память.
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация, панно букв, листы бумаги.
Интеграция: Речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Методы: Словесный, наглядный, практический.
Скачать конспект
Приемы: Беседа, чтение загадок, показ картинок, упражнения, игровая ситуация, проблемные вопросы, конструирование из бумаги.
Ход НОД:
1. Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Лапы вверх! Постой, негодник!» -
В волка выстрелил …
Дети: Охотник.
Воспитатель: Ребята, кто такой охотник? Вы хотите побывать на охоте?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно ходить на охоту и не убивать животных?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на необычную охоту – фотоохоту. Как вы думаете, что такое фотоохота?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Что нам потребуется для фотоохоты? Как нужно вести себя на охоте?
Дети: Фоторужье, тихо, быть очень внимательными.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на что мы будем охотиться?
Дети: На звуки, буквы и слова.
Воспитатель: Чтобы отправляться на фотоохоту, нам нужно подготовиться к ней.
Дети скатывают из листьев бумаги трубочки-фоторужья.
Воспитатель: С какими звуками мы знакомились на прошлом занятии?
Дети: [г]-[г"].
Воспитатель: Посмотрите на картинку и назовите слова, в названии которых слышится звук [г]-[г"].
Дети: Гуси, гномы, груша, голуби, грабли, гвоздики, гриб, гусеница.
Воспитатель: Что вы можете сказать про звуки [г]-[г"]?
Дети: Согласные, твердые, мягкие.
Воспитатель: Почему звуки [г]-[г"] согласные? А какие еще есть звуки? Почему их называют гласными?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Мы подготовились, отправляемся на фотоохоту.
2. Работа по теме.
Фонетическая зарядка.
Воспитатель: Послушайте скороговорку:
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
«Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!»
Воспитатель: Произнесите скороговорку. Как вы думаете, на какие звуки мы будем охотиться? Какие звуки вы слышали чаще всего?
Дети: [х]-[х"].
Воспитатель: Все мы с вами любим посмеяться. Давайте посмеемся:
Мы смеемся тихо: хи-хи-хи.
Мы смеемся громко: ха-ха-ха.
Мы смеемся тихо: хе-хе-хе.
Мы смеемся громко: хо-хо-хо.
Воспитатель: Всегда ли звук [х] в смехе звучал одинаково?
Дети: Твердо и мягко.
Воспитатель: Повторите смех, где звук [х] звучит твердо.
Дети: Ха-ха-ха, хо-хо-хо.
Воспитатель: Повторите смех, где звук [х] звучит мягко.
Дети: Хи-хи-хи, хе-хе-хе.
Артикуляция и характеристика звука.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о звуках [х]-[х"]?
Дети: При произнесении звуков [х]-[х"] губы приоткрыты, между зубами щель, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка. Звуки [х]-[х"] согласные, бывают твердыми и мягкими.
Слого-звуковой анализ слов.
Воспитатель: Мы с вами пришли на полянку. Посмотрите в фоторужье: на полянке появился зверек. Кто это?
Дети: Хорек.
Воспитатель: Сколько слогов в слове хорек?
Дети: Два слога.
Воспитатель: Где находится звук [х]? Какой он?
Дети: В начале слова, твердый.
Воспитатель: А вот еще одно животное:
Упрекают меня – медленно хожу.
Просто мне тяжело: домик свой ношу.
Дети: Черепаха.
Воспитатель: Сколько слогов в слове черепаха?
Дети: Четыре слога.
Воспитатель: Где находится звук [х]? Какой он?
Дети: В середине слова, твердый.
Воспитатель: А это что за насекомое?
Жужжит она у уха.
Летает всюду …
Дети: Муха.
Воспитатель: Сколько слогов в слове муха? Какой первый слог? Какой второй слог?
Дети: Два слога, первый слог – му-, второй слог –ха.
Воспитатель: Какой первый звук? второй звук? третий звук? четвертый звук?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вот еще один зверек появился на полянке. Кто это?
Дети: Хомяк.
Воспитатель: Где находится звук [х]? Какой он?
Дети: В начале слова, твердый.
Воспитатель: Хомяк предлагает вам отдохнуть.
Физминутка «Хомка».
Хомка-хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет,
Лапы трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. Трут бока руками
Потягиваются
Тереть щеки руками
Движения мытья рук
Метут воображаемыми метлами
Маршируют
Руки вперед, вверх, в стороны, трясут кистями рук
Руки согнуты к плечам
Знакомство с буквой Х.
Рассматривание изображения буквы Х.
Воспитатель: На что похожа буква?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
(Буква размещается на панно.)
Чтение слогов с буквой х.
Ха, хо, ху, хи, хе.
Ах, ох, ух, их, эх.
3. Закрепление образов букв.
Воспитатель: В этих рисунках спрятались буквы. Отгадайте, какие буквы? Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
Буква Б, звуки [б]-[б"]
Буква Г, звуки [г]-[г"]
Буква П, звуки [п]-[п"]
Буква Н, звуки [н]-[н"]
Буква Д, звуки [д]-[д"]
Буква А, звук [а]
Буква Х, звуки [х]-[х"]
Буква М, звуки [м]-[м"]
Буква И, звук [и]
4. Рефлексия.
Воспитатель: Наша фотоохота заканчивается. Получилась ли у нас фотоохота? Назовите, кто получился на ваших снимках.
Дети: Хорек, черепаха, муха, хомяк, буква Х.
Воспитатель: С какими звуками знакомились? С какой буквой?
Дети: Звуками [х]-[х"] и буквой Х.
Воспитатель: Какие задания вызвали затруднения?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать снимки животных и буквы, на которых мы сегодня охотились. (Нарисовать животных, пропечатать букв.)
|