Цель: Знакомство со звуками п, пь, буквой п.
Задачи:
- Закреплять произношение и умение различать звуки П-Пь-Б.
- Развивать умение выделять последний глухой согласный.
- Обучать звуковому анализу и синтезу обратных слогов АП-УП-ИП.
- Учить составлять и преобразовывать предложения по сюжетным картинкам по образцу – согласовывать глаголы настоящего времени с существительными и числительными.
- Познакомить с буквой П.
- Продолжать учить работать с разрезной азбукой: составлять, читать, печатать обратные слоги.
Оборудование: предметные картинки (попугай, панама, бинт, батон, бумага, паутина, повар, пол, пень, сапог, пальто, пила); сюжетные картинки: Петя (Поля) поёт. Дети поют. (подметают, поливают); индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия.
- Оргмомент. (садится тот, кто припомнит слова со звуком И, разученного на прошлом занятии).
- Повторение и характеристика изученных гласных звуков.
- Знакомство со звуками П,ПЬ:
А) выделение общего звука: потерял петух перо, Петя пилит пилой. Произнесение его логопедом, детьми; характеристика звука: не поётся – не гласный – согласный.
Б) выделение звука Пь: петух, пить, Петя, сыпь.
В) попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием. Вывод: П- твёрдый – ап, оп, уп, ип.
Пь – мягкий – пи, пе, ипь, упь.
4. Различение на слух П-Пь: отбор картинок с твёрдым и мягким согласным. Игра 4-лишний.
5. Работа с пособием «Светофор» — определение места звука в слове. (Перед детьми пенал с кружочками: красными–обозначение гласного, синими –согласного твёрдого, зелёными – согласного мягкого. И светофор: на красный свет светофора ставим соответствующий жетончик, если слышим заданный звук в начале слова, желтый – в середине, зелёный в конце).
6. Физкультминутка. Игра на внимание «Пенёк, птица, погремушка».
Дети выполняют движения в соответствии со словом, названным педагогом ( «пенёк» — приседают, «птица» — машут руками как крыльями, «погремушка» — трясут кистями рук, вытянутыми перед собой).
7. Звуковой анализ обратных слогов АП, ОП, УП, ИП.
А) выделение первого гласного;
Б) выделение последнего согласного;
В) полный анализ слога;
Г) синтез обратного слога.
8. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на которых изображено простое действие, с помощью вопросов и по образцу:
Поля поёт. Петя поёт. Дети поют.
Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с существительными.
9. Знакомствос буквой П: рассматривание буквы, отыскивание её, обведение контура, печатание в воздухе, потом в тетради.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Подойди и подтянись. (А. Шибаев)
10. Упражнения с разрезной азбукой: составление слогов: АП, УП, ИП, по следам анализа чтение, печатание их.
11. Итог. Какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются на письме. Припоминание картинок со звуками П,Пь. Игра «Отгадай последний звук»: сто…, хло…, пото…, су…, тра…
|