Цель: Закрепить звук [ш] и букву «Ш».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные формы слов.
- Совершенствовать звуковой анализ и умение соотносить схему и звук.
- Продолжать учить детей выделять первый звук в словах-картинках и затем составлять из этих звуков новое слово.
- Учить детей логически мыслить и отвечать на вопрос полным предложением.
- Закреплять умение детей заучивать стихи с помощью мнемотаблиц.
- Продолжать учить детей анализировать звуки в словах, выкладывать звуковую схему и заменять её на буквы.
Образовательные:
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Продолжать формировать навык правильного построения предложений.
- Совершенствовать навык чтения слогов.
- Совершенствовать моторные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, умение слушать своих товарищей.
Демонстрационный материал: кукла Маша, мнемотаблица для заучивания четверостишия, «волшебный телевизор», условные обозначения для звука [ш]- «сигнальчики», карточки для игры «Буква потерялась», предметные картинки: шуба, шапка, шарфик, шарик, ромашки, кошка и схемы местонахождения звука [ш] в разных позициях.
Раздаточный материал: пеналы.
1. Оргмомент.
- Напомните мне, пожалуйста, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (Со звуком [ш]).
- Придумайте по слову со звуком [ш]. Кто правильно скажет, тот сядет.
2. Закрепление звука [Ш].
а) Анализ звука и выставление сигнальчиков.
Расскажите, что вы запомнили о звуке [Ш]? Какой он? (Согласный, всегда твёрдый, глухой) Выставим соответствующие сигнальчики.
б) «День рождения у Маши».
- Маша пригласила в гости детей. Когда она их приглашала, то называла ласково. Вот вы мне и подскажите, как же назвать детишек ласково. Только одно условие, называть надо так, чтобы в середине слова обязательно был звук [ш]. Давайте все вместе назовём ласково Машу – «Машенька». А теперь по очереди:
Миша, Алёша, Наташа, Паша, Яша, Даша, Гриша. Гоша, Катя, Ваня, Антон, Андрей, Нюша, Ксюша, Павел.
в) «Подарки для Маши».
- Гостей у Маши много и подарков ей подарили тоже много. Нам нужно распределить их на три полочки. На первую, где звук [ш] стоит вначале, на вторую – где в середине, и на третью, где в конце слова.
г) «Телевизор».
- А теперь отгадайте, что подарили Маше её родители. По первым звукам вы должны сложить новое слово и сказать мне его на ушко. А наш волшебный телевизор это покажет. (Шуба).
3. Физкультминутка «Как живёшь»?
- Как живёшь?
- Как идёшь?
- Как бежишь?
- Ночью спишь?
- Как берёшь?
- А даёшь?
- Как грозишь?
- А шалишь?
4. Игры от Маши.
- Что бы развлечь своих гостей Маша придумала такое задание.
а) «Гимнастика для ума».
Нужно объяснить:
- Почему кукушку назвали кукушкой?
- Раскладушку? Подушку? Неваляшку? Шиповник? Наушники?
б) «Стишок для Маши».
- Что бы Маше было приятно, гости для неё разучили стишок. И нам предлагают тоже выучить его с помощью мнемотаблицы.
Маша нашему малышке
Сшила новые штанишки.
Сшила шубу, сшила шарф
Для Мишутки – малыша.
в) «Подружить слова в предложениях».
- Задания от Маши продолжаются. Я буду говорить отдельные слова. Их нужно подружить, что бы получилось предложение.
- Кушать, Паша, шоколад.
- Шить, мама, шуба, будет.
- Малыши, лошадка, ехать, на.
- Волнушки, много, найти, мы.
- Каша, Яша, кушать, пшённая.
- Камыши, в, лягушки, квакать.
- Упражнения для пальчиков: «Шарик».
- Игры с буквой «Ш»:
а) «Прочитаем слоги» (вместе и индивидуально).
- В шланг воду пустили.
Он воду набрал
И букву «Ш» нам показал.
Мы цветы в саду сажаем,
Их из шланга поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для папы, мамы.
Шланг цветы решил полить,
Букву «Ш» с гласными соединить.
б) «Буква потерялась».
- Давайте проверим, соответствует ли написанное картинке и исправим, если нужно: миска – мишка, кашка – кошка.
в) «Выкладывание звуковых схем и слов».
- Какое последнее слово у нас было? (кошка).
- Давайте проанализируем все звуки этого слова и выставим звуковую схему. А затем заменим её буквами и поиграем со словами.
Кошка – мошка – мушка – пушка – пышка – мышка.
8. Итог занятия.
- О каком звуке говорили? Чем занимались?
- Сегодня хорошо работали...
|